Разведывательно-ударные, стратегического назначения

Разведывательно-ударные, стратегического назначения

Эксперты оценили реинкарнацию ракетоносцев Ту-160
Ту-160.
© wikipedia
Эксперты оценили реинкарнацию ракетоносцев Ту-160
' + '' + ' ' + ''+ ' Ту-160.
24 декабря 2019, 13:04
Реклама

23 декабря Дальней авиации ВКС России исполняется 105 лет. Несмотря на солидный возраст «дальники» стареть не собираются. Этой осенью первый ракетоносец Ту-160М, модернизированный на Казанском авиазаводе, передан для тестовых испытаний. Перестройку по такому же проекту должны пройти все 16 самолетов, стоящих на вооружении Дальней авиации ВКС России. Что включает в себя программа модернизации легендарных «Белых лебедей», стоимость которой для каждого самолета составляет 15 миллиардов рублей, разбирался «Армейский стандарт».

Стратегический бомбардировщик-ракетоносец Ту-160 разработан в 70-х годах прошлого века, однако специалисты до сих пор называют его непревзойденным шедевром мирового военного авиастроения. Этот уникальный боевой самолет за его грациозный облик еще называют «Белым лебедем». На нем установлено 46 мировых рекордов для самолетов этого класса.

Ту-160 — самый большой в истории боевой авиации самолет с изменяемой геометрией крыла, самый тяжелый бомбардировщик в мире, имеющий максимальную взлетную массу в 275 тонн, а также наиболее скоростной бомбардировщик из всех стоящих на вооружении. Он может разгоняться до скорости 2200 км в час. Иллюстрацией «болидных качеств» Ту-160 стала недавняя история с погоней, которую устроили американские истребители пятого поколения F-35 в начале ноября. Они попытались взять на сопровождение российский Ту-160 над Японским морем. Экипаж Ту-160 тогда просто включил форсаж и легко оторвался от преследователей. Данный факт не без иронии над американцами отметили военные эксперты у нас в стране и за рубежом.

Несмотря на возраст, Ту-160 очень востребован. В 2015 году Минобороны РФ приняло решение о возобновлении производства самолета Ту-160. Планировалось, что к 2023 году ВКС России должны получить 50 модернизированных Ту-160М. Программа по разным причинам стартовала нелегко. В основном из-за необходимости восстановления «с нуля» ряда технологий, например титановой сварки.

Изначально, с момента создания самолета еще в советское время, его в основном рассматривали как носитель крылатых ракет большой дальности с ядерными боеголовками. Стратегические крылатые ракеты Х-55 и Х-55СМ с дальностью 2500 км и 3500 км, которыми вооружили Ту-160, должны были поражать заранее известные цели. Их координаты перед вылетом вводились в электронную память ракет. Для поражения целей на меньшей дальности в состав вооружения могли быть еще включены аэробаллистические ракеты Х-15С.

Позже арсенал бомбардировщика был расширен за счет ракет нового поколения Х-101. Они были исполнены в двух вариантах: Х-101 с обычной осколочно-фугасной боевой частью мощностью порядка 400 кг в тротиловом эквиваленте, а также в варианте Х-102 — с термоядерной боеголовкой мощностью от 250 килотонн до 1 мегатонны.

Главным достоинством этих ракет стала их малозаметность. Она достигалась за счет специальной аэродинамической конструкции и применения радиопоглощающих материалов. Еще один плюс — огромная дальность. По официальной версии, ракеты могли поражать цели на расстоянии до 4,5 тыс. километров. Однако ряд экспертов утверждают, что их максимальная дальность может достигать от пяти до десяти тысяч километров. А это означает, что такое вооружение позволяет самолету-носителю совершать пуски ракет, не входя в зону действия ПВО противника.

Появление такого совершенного вооружения, способного надежно поражать наземные и морские цели любой степени сложности, привело в целом к трансформации задач российской стратегической авиации. Дальние бомбардировщики из средства ядерного сдерживания превратились в оружие локальных войн. Это, в частности, подтвердилось в ходе сирийской кампании, когда в 2017 году в Дейр-эз-Зоре ракетами Х-101, выпущенными нашими стратегическими бомбардировщиками, в сирийской провинции Хама были уничтожены инфраструктура террористов, склады и командные пункты. При этом пуски ракет по этим объектам осуществлялись на дальности в несколько тысяч километров.

Итак, Дальняя авиация превратилась в многофункциональную ударную силу, способную нести самый широкий спектр неядерных вооружений. В ноябре 2017 года, выступая на одном из совещаний, начальник Генштаба Валерий Герасимов заявил, что модернизация самолетов Дальней авиации ВКС России, включая Ту-160, осуществляется «под применение новой крылатой ракеты Х-101».

В январе 2018 года на аэродроме Казанского авиазавода в присутствии Президента России Владимира Путина состоялась первая демонстрация обновленного Ту-160М.

Как отмечают эксперты, несмотря на то, что по внешнему облику новая версия Ту-160М не отличается от базовой, на самом деле по своим характеристикам она значительно превосходит не только ее, но и все западные аналоги.

Сергей Шойгу отметил, что новый Ту-160М оснащен новейшим бортовым комплексом обороны, современной надежной системой связи с усиленной помехозащищенностью, уникальным оружием, которое существенно расширит его боевые возможности при применении обычных и ядерных средств поражения.

Комплекс вооружения прошедшего реинкарнацию Ту-160 будет расширен. Помимо крылатых ракет Х-101 и Х-102, новый Ту-160 может получить в качестве вооружения гиперзвуковые «Кинжалы», а при необходимости противокорабельные ракеты большой дальности.

Глубоко модернизированный Ту-160М укомплектован новым радиоэлектронным оборудованием, современными системами навигации, целеуказания, управления вооружением и средствами защиты, а также аппаратурой автоматизированного управления войсками, которая дает возможность включать эти самолеты в разведывательно-ударные комплексы стратегического назначения.

Реклама
Реклама
Комментарии
Войдите в свой аккаунт социальной сети Вконтакте или Facebook и сможете принять участие в комментировании материалов сайта.