«Ночной охотник» стал еще опаснее

«Ночной охотник» стал еще опаснее

Вертолеты Ми-28НМ получили новые средства нападения и защиты
© russianplanes.net
Вертолеты Ми-28НМ получили новые средства нападения и защиты
29 мая 2019, 06:17
Реклама

На совещании по развитию оборонно-промышленного комплекса в середине мая в Сочи президент Владимир Путин заявил, что к 2028 году в войска необходимо поставить 100 новых вертолетов Ми-28НМ. Чем модернизированный «Ночной охотник» отличается от своих предшественников и какие еще улучшения его ожидают — разбирался с помощью ведущего военного эксперта Алексея Леонкова «Армейский стандарт».

Президент заявил буквально следующее: «Армейской авиации следует максимально оперативно дооборудовать современными бортовыми комплексами обороны с улучшенными характеристиками, оснастить новейшими средствами поражения увеличенной дальности и к 2028 году поставить в войска 100 модернизированных боевых вертолетов Ми-28НМ».

Упор именно на этот вертолет сделан не случайно: среди ударных российских вертолетов Ми-28НМ — самая технологически продвинутая и имеющая большой потенциал совершенствования машина.

В Сирии успели повоевать его предшественники — Ми-28Н. Одна машина была потеряна — вертолет разбился в районе Хомса. При этом, как заявили в Минобороны, он не был сбит. Кстати, экспортный вариант, Ми-28НЭ, применялся армией Ирака при освобождении населенных пунктов от террористов. И показал себя с лучшей стороны.

Но именно в ходе боевой эксплуатации в Сирии были выявлены определенные недостатки. Например, несовершенство некоторых узлов радиоэлектронного и оптического оборудования, в том числе очков ночного видения пилотов. Так, бывший главком ВКС Виктор Бондарев заявлял в 2017 году, что «летчики говорят, что стало лучше, но не все стало лучше — электроника провальная: ничего летчик не видит, ничего летчик не слышит. Эти очки, которые надевают, пилоты называют «смерть пилотам». Небо безоблачное, все нормально, а если какая дымочка — три дня с красными глазами ходят».

Кроме того, стало ясно, что требует улучшения и комплекс обороны, а также вооружение. О чем, собственно, и сказал Владимир Путин.

Ведущий военный эксперт Алексей Леонков говорит:

— Вертолет доработан после боевых операций в Сирии и теперь соответствует всем требованиям, которые предъявляло к вертолету Минобороны России. Иногда его называют конкурентом американского вертолета «Апач», который будет с новой ракетой вместо обычной Hellfire. Но это не совсем так. Наш вертолет идет собственным путем. При всем уважении к Ми-24 и Ми-35, Ми-28НМ — это вертолет наиболее технически развитый и приспособленный к современным условиям общевойскового боя. Ми-28НМ может выполнять задачи в темное время суток, в плохих погодных условиях. А это значит, что противника можно застать врасплох.

Летные испытания нового ударного вертолета Ми-28НМ начались относительно недавно — в октябре 2016-го на Московском вертолетном заводе имени М.Л.Миля. Тогда в воздух поднялся первый опытный образец ОП-1.

Внешне Ми-28НМ отличается от предшественников «обрубленной» носовой частью. Не так бросается в глаза измененный фонарь кабины. Но все это позволило значительно улучшить обзор для оператора вертолета. Сохраненная тандемная рассадка экипажа уже не вызывает споров, как было поначалу. Да, прямое речевое взаимодействие командира и оператора несколько затруднено, но зато значительно лучше все та же обзорность.

Применена в боевом варианте вертолета и схема, отработанная на учебно-боевом Ми-28УБ. В передней части кабины установили второй комплект органов управления. Это дает новые возможности в плане подготовки экипажа, но главное — в плане повышения живучести вертолета в реальном бою.

Внутреннее оснащение кабины также претерпело изменения — летчики получают более полную информацию об окружающей обстановке и работе всех систем машины. Также усилено бронирование кабины, благодаря чему экипаж защищен от пуль и снарядов калибра до 20 мм.

Ряд новых конструктивных решений и применение современных материалов позволили повысить устойчивость вертолета к повреждениям. Так, применение композитов для изготовления лопастей несущего винта позволяет ему выдерживать попадание снарядов калибром до 30 мм без фатального разрушения — у машины остается шанс безопасно завершить полет. Доработана и топливная система, что исключает возгорание или взрыв горючего.

Ми-28НМ получил новый, более мощный двигатель ВК-2500П российского производства. В сочетании с новой конструкцией несущего винта это дало прирост в скорости. Теперь максимальная скорость вертолета выросла до 325 километров в час.

Что касается радиоэлектронного оборудования, то его тоже доводят до ума. Быстродействие бортовой вычислительной машины увеличено в десятки раз. Основная антенна радиолокационной станции перенесена с носа на втулку несущего винта и расположена под сферическим обтекателем.

Ряд антенн вынесен на хвостовую балку. Все это позволило снизить время поиска и уничтожения целей за счет кругового обзора. Бортовой радар способен обнаружить беспилотник легкого класса на удалении до 20 километров, движущуюся цель типа «танк» — на дистанции порядка 20–25 км, а также позволяет экипажу сопровождать до десяти целей и на две из них наводить оружие.

Экипаж может эффективнее применять бортовое высокоточное оружие. В том числе ракеты с радиолокационной системой наведения. Это обеспечивает вертолету предельную скрытность.

Появились новые прицельный, навигационный и разведывательный комплексы. Также установлена система управления, позволяющая экипажу садиться вслепую — в любых погодных условиях и в любое время дня и ночи.

В целом вооружение осталось почти таким же, как у предшественников, — это и пушка с боезапасом в 300 патронов, и ракеты «воздух–воздух» и «воздух–земля». Все достаточно традиционно. Но есть и существенные отличия.

— Еще в прошлом году были представлены доработки, которые позволяют вертолету эффективно вести борьбу с живой силой и бронированными средствами противника днем и ночью, — говорит Леонков. — Вертолет получил управляемый противотанковый комплекс «Хризантема-ВМ». Он считается наиболее перспективным комплексом, способным поражать все основные боевые танки вероятного противника. Ну и, конечно, доведена до ума знаменитая система управления через шлем — когда летчик поворачивает голову, за ним поворачивается пушка, которая там стоит. И она точно позиционируется по прицелу, который летчик видит на экране своих очков.

Что касается способности вертолета обороняться, то она значительно возросла. Наш эксперт рассказывает:

— Комплекс обороны «Президент-С» для вертолетов демонстрировался как система защиты от всех зенитно-ракетных комплексов. Особенно от переносных, которые являются основным врагом для такого типа авиации. Испытания показали эффективность «Президента-С» не только против одиночных летящих ракет, но и в том случае, если обстрел ведется с нескольких точек. Понятно, что этот комплекс должен окончательно «встать» на Ми-8НМ. И когда все доработки будут осуществлены, мы получим вертолет, максимально защищенный от всех эксцессов, которые происходят при выполнении им основных боевых задач. Например, при поддержке моторизированных пехотных частей. Понятно, что укрепрайоны противника прикрываются средствами ПВО. Чтобы выполнять задачи, не входя в зону их действия, Ми-28НМ как раз и оснащается комплексами вооружения дальнего действия класса «воздух–земля». Причем, имеются в виду и неуправляемые ракеты.

Важным моментом является и то, что бортовое оборудование Ми-28НМ позволяет включать вертолет или группу вертолетов в различные боевые контуры — вопросы сопряжения автоматических систем управления уже решены.

— Самое интересное, — рассказывает Алексей Леонков, — это не только «единичная» работа вертолета. Когда летит группа Ми-28НМ, они своими локаторами обнаруживают объекты противника, и происходит автоматическое распределение целей между вертолетами. Кто-то отрабатывает по живой силе, кто-то — по бронетехнике, кто-то подавляет средства ПВО. Есть и взаимодействие вертолетной группы с наземными средствами управления и наведения. Вертолетная группа может включаться, например, в разведывательно-ударный контур и осуществлять огневую поддержку, автоматически получив данные о целях.

Так что Ми-28НМ станет еще более опасным для противника и более защищенным, чем предшественник. Сотня таких машин намного усилит потенциал армейской авиации.

Реклама
Реклама
Комментарии
Войдите в свой аккаунт социальной сети Вконтакте или Facebook и сможете принять участие в комментировании материалов сайта.