Дальний перехватчик становится ближе

Дальний перехватчик становится ближе

Новый самолет станет носителем гиперзвукового оружия
МИГ-31.
© wikipedia.org
Новый самолет станет носителем гиперзвукового оружия
' + '' + ' ' + ''+ ' МИГ-31.
08 июля 2019, 10:52
Реклама

В рамках новой идеологии создания боевой авиации в России уже практически появился перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации — Су-57, полным ходом идет работа над комплексом следующего поколения для дальней авиации. А недавно генеральный директор корпорации «МиГ» Илья Тарасенко рассказал о работах по перспективному авиационному комплексу дальнего перехвата. Зачем нужен такой самолет и что он может собой представлять, «Армейский стандарт» разбирался с помощью ведущего военного эксперта Алексея Леонкова.

Тарасенко в интервью одному из российских информационных агентств сказал по поводу самолета, который придет на смену ветерану дальнего перехвата — самолету МиГ-31, следующее: «У нас есть график с Минобороны по данному проекту. Мы убеждены в том, что такой самолет необходим нашей стране. Это следующий, очень большой шаг на пути укрепления обороноспособности государства, защиты рубежей нашей Родины. И речь здесь идет не только об Арктике и Востоке, как это принято считать. Мы работаем над комплексной системой глобальной обороны рубежей России. Рассчитываем, что ПАК ДП (Перспективный авиационный комплекс дальнего перехвата. — «АС») заменит МиГ-31, когда его ресурс подойдет к своему логическому завершению.

Перспективный самолет будет применять новые виды авиационных средств поражения, он будет создан с применением новых технологий малозаметности, сможет перевозить необходимое количество вооружений, будет действовать на очень большом радиусе перехвата. Сейчас все эти требования закладываются в облик самолета. Научно-исследовательские работы должны завершиться до конца года утвержденным обликом».

— Сейчас идет период так называемого эскизного проектирования. Создается аван-проект, который должен соответствовать тактико-техническим требованиям Минобороны, — рассказал «Армейскому стандарту» Алексей Леонков. — Если он будет соответствовать, появятся уточненные тактико-технические данные. Затем — тактико-техническое задание, и дальше начнется настоящее проектирование. Я думаю, что планер и конструкция МиГ-31 станут базовыми. Это будет тяжелый перехватчик, но очень скоростной. И даже, возможно, маневренный. У нас вопрос управляемого гиперзвука решен. Он, правда, решен по ракетам. Но на основе полученных решений можно делать самолетные комплексы.

— МиГ-31 — машина, конечно, уникальная по своим характеристикам, но все же, прямо скажем, не новая...

— МиГ-31 — это самолет, возможности которого до конца не раскрыты. Он проектировался под иные скорости. Когда его создавали, то очень торопились, и он получил не собственный двигатель, а переделанный Д-30. Двигатель оказался непростым, возникали определенные неисправности, помпаж. Если посмотреть статистику катастроф, которые происходили с МиГ-31, то там основной причиной был как раз двигатель. Сейчас двигатели довели до ума. Но все равно это не тот двигатель, который нужен самолету для тех скоростей, под которые он закладывался, — свыше 3 чисел Маха, до 3,5–4 М. Самолет должен был очень быстро выходить к цели.

Я предполагаю, что ПАК ДП будет создан на основе МиГ-31, но уже под собственный двигатель. Очевидно, что там будет переработано все — бортовое радиоэлектронное оборудование, комплексы вооружений. Была попытка сделать это с самолетом МиГ-31БМ, но есть определенные сложности. Видимо, будет тот же путь, что у «Сухого». Там потолок модернизации — это Су-35, самолет поколения «4++». И вот появился Су-57. Так и здесь, нужно закладывать самолет следующего поколения. Может быть он будет называться МиГ-41, не важно.

Справка «АС»

Информация о МиГ-41 довольно скупа. Известно, что это проект истребителя-перехватчика пятого поколения, разрабатываемый в рамках программы ПАК ДП. МиГ-41, по заявлению разработчика, будет способен выполнять боевые задачи в условиях Арктики, а также в ближнем космосе. Наряду с пилотируемым вариантом этого самолета также рассматривается создание и беспилотной версии. Планируется, что скорость истребителя-перехватчика будет достигать 4–4,3 Маха. Предполагается, что самолет будет создан с применением новых технологий малозаметности и иметь очень большой радиус перехвата.

— В чем необходимость самолетов именно дальнего перехвата?

— Такого рода самолеты сейчас нужны по нескольким причинам. Во-первых, понятно, что нужно быстро выйти в район цели или в район пуска, скажем, гиперзвукового комплекса «Кинжал». Во-вторых, очевидно, что со стороны оппонентов скоро появятся довольно шустрые летательные аппараты. Например, американцы сейчас делают СР-72 — гиперзвуковой (как они говорят) самолет-разведчик, а может быть, даже бомбардировщик, который будет на больших скоростях пересекать огромные расстояния. И понятное дело, что такую цель нужно перехватывать не только с помощью зенитных ракет, но и самолетами-перехватчиками.

— То есть за пределами радиуса действия наших наземных систем обороны?

— Речь идет о таких расстояниях, как 2–3 тысячи километров. Такое расстояние можно быстро преодолеть, если вывести самолет на скорости, близкие к гиперзвуку. До 4,5 чисел Маха. Такой самолет быстро набирает высоту порядка 20–25 километров. Это та высота, где высокие скорости наименьшим образом влияют на технику и летчиков. Это было проверено экспериментальным путем, еще когда создавали МиГ-31. На этих же высотах летают наши гиперзвуковые комплексы «Кинжал», поскольку именно на такой высоте и таких скоростях обеспечиваются оптимальные дальность полета и расход топлива. И вот, быстро набрав высоту, уже на 20 километрах, самолет врубает скорость по полной и за счет этого как можно быстрее преодолевает необходимое расстояние. Таким образом он сможет выходить в точку перехвата, где находятся самые важные цели среди средств воздушного нападения.

— Какие, например?

— Это так называемые воздушные командные пункты, самолеты дальнего радиолокационного обнаружения (ДРЛО), самолеты-разведчики. Американцы создают сейчас новую систему, в которой самолеты ДРЛО будут объединять все средства разведки. Их собираются размещать как можно дальше от зоны действия наших зенитных средств и нашей фронтовой авиации, даже таких самолетов, как Су-35. Если вы уничтожаете такой самолет ДРЛО, а их будет не так много (в нынешней системе их 12, и каждый по миллиарду долларов стоит), то вы сразу будете вырубать целый район боевых действий. Он лишится важной стратегической и тактической информации.

Кроме того, перехватчик сможет выходить в район и давать целеуказание высокоточным средствам для поражения, например, корабельных ударных группировок и войсковых группировок, которые находятся далеко от линии соприкосновения, или, как ее раньше называли, линии фронта. То есть у ПАК ДП — широкий спектр задач. При этом скоростные характеристики позволят не просто перехватывать цели, но и уходить от средств поражения.

— Помимо гиперзвукового комплекса «Кинжал» чем может быть вооружен такой перехватчик?

— Если мы говорим про авиационные средства поражения, то у нас есть корпорация «Тактическое ракетное вооружение», которая сделала новое поколение ракет класса «воздух–воздух». Это ракеты малой, средней и большой дальности. Все эти ракеты — «цифровые». Целеуказание происходит мгновенно, и при этом ракеты построены по принципу напряженного воздушного боя, когда нужно очень быстро наводить и поражать цель. Понятно, что это современные ракетные комплексы, и они будут лучше работать с современным авиационным комплексом.

А если говорить о радионезаметности, то скорее всего будут использованы те же технологии, которые применены на Су-57. Там другой принцип, чем у американских «Стелс». Очевидно же, что самолет должен выйти в свою рабочую зону достаточно скрытно.

***

Кстати, принципиально новый дальний перехватчик уже разрабатывался в России в самом начале 90-х годов под шифром «проект 701». Это была тяжелая, 62-тонная машина, построенная по схеме «бесхвостка», с двигателями, вынесенными над крылом. По своим тактико-техническим характеристикам самолет мог стать самым мощным боевым самолетом ПВО пятого поколения. Планировалось, что дальность полета этого перехватчика составит около 7000 километров на сверхзвуковой крейсерской скорости 2,2 М. При этом он должен был оснащаться большим количеством вооружения. Интересно, что «проект 701», можно сказать, «выбивался» из традиционной линейки «Мигов» и мог бы стать определенным прорывом, позволить отработать новые технологии. Но в связи с отсутствием финансирования проект закрыли.

Реклама
Реклама
Комментарии
Войдите в свой аккаунт социальной сети Вконтакте или Facebook и сможете принять участие в комментировании материалов сайта.