«Наша задача - принести сюда мир»
В августе Министерство обороны России предоставило журналистам ведущих мировых СМИ уникальную возможность увидеть своими глазами, что же происходит сегодня в одной из горячих точек земного шара — в Сирии. Журналисты «сирийского пула» проехали сотни километров по провинциям страны, которая седьмой год воюет с терроризмом. В поездке колонну автобусов сопровождали, обеспечивая безопасность, бронемашины российской военной полиции. Корреспонденту «Армейского стандарта» в этой поездке удалось взять эксклюзивное интервью у заместителя командующего войсками (силами) Российской Федерации в Сирийской Арабской Республике по вопросам военной полиции полковника Виктора Зайцева. Он лично сопровождал представителей СМИ в поездке по освобожденным от террористов провинциям.
— Виктор Анатольевич, который раз уже в Сирии?
— Это уже вторая моя командировка. В первый раз был направлен сюда из Южного военного округа в 2017 году.
— В тот раз в какой были должности здесь?
— В этой же должности. Но была другая специфика работы. Каждый год она меняется.
— Когда приехали в Хмеймим?
— 15 июня 2018 года.
— И что изменилось в последнее время?
— Обстановка в стране изменилась в лучшую сторону. Сейчас специфика работы нашей военной полиции в Сирии в большей степени связана с беженцами. Еще среди задач — работа по примирению враждующих сторон, гуманитарные акции, вывод боевиков, изъятие у незаконных вооруженных формирований, с которыми удалось договориться, тяжелого и легкого вооружения, патрулирование территорий, которые уже перешли на сторону правительства. То есть это те мероприятия, которые ведут к миру. Один из результатов работы нашего Центра по примирению враждующих сторон — то, что большинство населенных пунктов в южной части страны перешло на сторону правительства мирным путем. В этом особенность момента: люди устали от войны, хотят мирной жизни, хотят работать на земле, учиться в школах, трудиться по своей профессии.
— Наш военный представитель в Сирии генерал Кураленко сказал, что военная полиция общается с местным населением, собирает и анализирует информацию об обстановке. Насколько это важно?
— Такие контакты происходят постоянно. Например, в районах, где патрулирует наш личный состав. Мы смотрим, где людям наиболее нужна помощь, куда надо ехать с гуманитарной акцией, раздавать продукты питания, медикаменты. Эта информация оперативно доводится до Центра примирения враждующих сторон. Он с учетом этих сведений планируют гуманитарные акции по оказанию помощи местному населению. Это один из немаловажных участков работы российской военной полиции в Сирии. Бывает, жители жалуются на какие-то бытовые проблемы — отсутствие воды, электричества. У некоторых есть какие-то обиды на соседей. Полученную информацию мы доводим до сирийской полиции и органов местной власти.
— Наверное, не все ваши полицейские знают арабский. Как решается языковая проблема?
— Дело в том, что для некоторых военнослужащих российской военной полиции, в том числе и тех, кто выполняет задачи на постах, это уже третья или четвертая, а то и шестая командировка в Сирию. Они в большинстве случаев родом из Чечни, Дагестана, Ингушетии. Им уже гораздо проще общаться с сирийцами. Они знают некоторые фразы на арабском языке. Обычно этого хватает. Для сложных случаев есть переводчики.
— Достаточно ли сил для решения всех этих задач? Хорошо ли наша полиция оснащена, в том числе спецавтомобилями, техникой?
— При организации работы военной полиции, например, при выезде в отдаленные районы для раздачи гуманитарной помощи всегда предусматривается возможность автономной работы таких подразделений, как взвод и рота. Это значит, что решаются вопросы тылового обеспечения, проверяется исправность техники, средств связи. Если выезд надолго — то в колонне идет кухня-прицеп, цистерны с водой, топливом. В принципе, вопрос об автономной работе подразделений военной полиции закладывался изначально, еще при ее формировании. Все наши подразделения обеспечены по последнему слову техники.
— Чем вооружены полицейские в Сирии?
— У военных полицейских легкое стрелковое вооружение. Ведь наша основная функция — не сидеть в окопе, а показывать, что мы открыты к диалогу, готовы к общению.
— Обстановка в Сирии нормализуется. Но, наверное, опасность для наших военнослужащих сохраняется?
— В любом случае мы в первую очередь делаем все, чтобы обеспечить безопасность нашего личного состава. Только после этого отправляем подразделения на выполнение задач. При этом согласовываем вопросы безопасности с военным командованием Сирийской Арабской Республики.
— На какие вопросы обращают внимание вновь прибывших в Сирию военных полицейских при инструктаже?
— Конечно, на первом месте вопросы безопасности. Самая главная задача офицеров — обеспечение жизни подчиненного личного состава.
— Как относится к российской военной полиции мирное население?
— Без преувеличения, мирное население очень радуется присутствию нашей военной полиции. Наличие российских военнослужащих стало для людей определенным признаком стабильности и перехода к мирной жизни. Негатива со стороны мирных граждан Сирии к нашим военнослужащим не замечено. Таких фактов мы пока не знаем.
— Часто ли местные жители обращаются к российской военной полиции и с какими вопросами?
— В основном обращаются по вопросам гуманитарного обеспечения. Где-то линия электропередач порвана, где-то водоснабжение нарушено. Мы обращаем внимание местных властей на проблему, чтобы они приняли меры к устранению. Много обращается детей. Стараемся вместе с местными властями помочь всем нуждающимся.
— Кто может стать военным полицейским и как можно приехать в Сирию? Кто вообще готовит полицейских и где?
— Кандидатуры военных полицейских для командировки в Сирию определяет командование Южного военного округа. У нас во Владикавказе открыт уже учебный центр военной полиции. Перед тем как прибыть в Сирию, полицейские проходят двухнедельные курсы подготовки. В ходе теоретических и практических занятий инструкторы обращают внимание, в частности, на знание географии Сирийской Арабской Республики, военно-политическую обстановку. Дают советы о порядке общения с местным населением. Много внимания уделяется вопросам оказания первой медицинской помощи, в том числе при укусах скорпионов, змей. Словом, доводятся те вопросы, которые необходимо знать военнослужащему при выполнении задач в Сирии.
— Какие льготы получает военнослужащий за службу военным полицейским в Сирии?
— При нахождении в командировке предусмотрено дополнительное денежное вознаграждение. Все остальное — в соответствии с Положением о прохождении военной службы.
— Не задумывались, что же с Сирией произошло? Жили-жили, а потом кровь, война, зверства, разрушения.
— Мне кажется, это вопрос политический. Он касается самого сирийского народа. Мое дело — выполнять приказы. Думаю, в любом случае наша задача — принести сюда мир. А всеми политическими вопросы пусть занимаются те, кому положено.
— Но сейчас большинство сирийцев хотят мира?
— Да. Думаю, вы видели это и сами, когда проезжали по городкам и селам. Многие разрушенные дома восстанавливаются, люди возвращаются домой, к мирной жизни. И это хорошо.