Дрон по имени «Охотник»

Дрон по имени «Охотник»

Новейший беспилотник может существенно изменить тактику действия авиации
© mil.ru
Новейший беспилотник может существенно изменить тактику действия авиации
14 октября 2019, 12:20
Реклама

В США и Великобритании ажиотаж и беспокойство — опять опаздываем! — вызвал первый совместный полет нового тяжелого российского беспилотника-невидимки С-70 «Охотник» и истребителя пятого поколения Су-57. Почему этот экспериментальный полет так сильно расстроил и напугал наших заокеанских «партнеров», разбирался «Армейский стандарт».

Долгое время многочисленные рассказы экспертов о стаях беспилотных летательных аппаратов, управляемых человеком из кабины самолета, казались фантастическими картинками из далекого-далекого будущего. И вот теперь это будущее приблизилось, фактически рождаясь у нас на глазах.

В России сделан шаг к созданию нового поколения боевой авиации. Впервые в групповом полете испытано совместное применение истребителя пятого поколения Су-57, который использовался в качестве самолета-лидера, и нового тяжелого разведывательно-ударного беспилотника «Охотник», выполненного с использованием стелс-технологий.

Этот дебют в небе длился не более 30 минут. Но за это время обе машины сумели отработать боевую задачу по уничтожению целей. В частности, с помощью дрона отрабатывалась возможность повышения радиолокационной эффективности Су-57, благодаря чему самолет-лидер выпустил ракеты по назначенным целям, даже не входя в зону действия противовоздушной обороны (ПВО) условного противника.

Причем, по оценке экспертов, это был не просто совместный полет по традиционной схеме «ведущий–ведомый». Действия обоих аппаратов были включены в общую, полностью сопряженную систему управления, наведения, целеуказания и боевого применения. Оба аппарата выполняли задачу в едином сетевом контуре.

Теория группового применения боевых летательных аппаратов начала разрабатываться еще в советские времена. В качестве самолета-лидера для беспилотных аппаратов тогда было предложено использовать высотный перехватчик МиГ-31. Однако после развала Советского Союза эти идеи и планы были похоронены. И только в наше время, когда речь зашла уже о самолетах шестого и следующих поколений, об этих планах вспомнили. Концепция самолета шестого поколения с самого начала разрабатывается в двух вариантах — беспилотном и пилотируемом.

Причем планировалось, что на беспилотный летательный аппарат в этом тандеме ляжет значительная боевая нагрузка, так как этот летающий компьютер с мощным искусственным интеллектом не будет иметь в полете ограничений, например, по перегрузкам, которые свойственны пилотируемым машинам. Эти ограничения определяются физиологическими возможностями человека.

А значит, дрону ничего не помешает при полете, например, на сверхзвуке активно маневрировать как в стратосфере, так и в ближнем космосе. Применять аппараты — пилотируемые и беспилотные — планировалось в группе, что значительно повышало их боевую эффективность.

Пилотируемый самолет с экипажем из одного или двух летчиков рассматривался как командный пункт для трех-пяти беспилотников. Первый совместный полет нового тяжелого российского беспилотника «Охотник» и истребителя пятого поколения Су-57 — шаг именно в этом направлении.

При этом наших западных «партнеров» пугают не только перспективы развития подобных видов вооружений и новых способов ведения боевых действий, но и уже существующая реальность.

© mil.ru

Само по себе наличие в российских войсках такого беспилотника, как «Охотник», вызывает в Пентагоне серьезное беспокойство. Раньше дроны в российской армии использовались в основном для разведывательных целей.

Ударных беспилотников, в том числе большой дальности и продолжительности полета, у нас не было. В создании такого оружия мы серьезно отставали от США и даже Китая. Лишь в последние годы российская оборонка основательно продвинулась в этом направлении.

К примеру, появился беспилотник-снаряд, созданный концерном «Калашников». Этот небольших размеров дрон, надежный, как его легендарный автомат-тезка, сразу же после появления был признан уникальным аппаратом, способным существенно изменить тактику ведения боевых действий.

Несколько раз засветился в Сети беспилотный аппарат «Орион» с подвешенными под фюзеляжем боеприпасами.

Что касается тяжелого беспилотника «Охотник», то он давно вызывал повышенный интерес на Западе. Первая информация о его параметрах и возможностях неприятно удивила экспертов Пентагона. В первую очередь тем, что дрон унифицирован с новейшим российским истребителем 5-го поколения. А также тем, что при его создании были использованы элементы истребителя шестого поколения, которые в мировой практике авиастроения еще нигде не применяются.

В результате искусственный интеллект, которым обладает этот аппарат, в случае потери связи с оператором на земле или в воздухе способен самостоятельно выбирать варианты поведения в обстановке воздушного боя. Для С-70 не составляет труда скрытно преодолевать систему ПВО противника и препятствовать его системам радиоэлектронной борьбы (РЭБ).

В российском военном ведомстве скромно отмечают, что основные задачи С-70 — ведение разведки и радиоэлектронное подавление, чему способствуют композитные материалы и специальное стелс-покрытие, которое имеет этот дрон. Однако авторитетный французский еженедельный журнал Air & Cosmos Magazine, раскрывая некоторые подробности технических характеристик российской новинки, просочившиеся в СМИ во время ее испытаний, с большим восхищением отмечает возможности «Охотника».

В частности, издание отмечает, что «Охотник» сконструирован по схеме «летающее крыло» с элементами технологии «стелс». Длина аппарата — 14 метров, размах крыла — 19 метров, что сопоставимо с параметрами истребителя Су-57. Взлетная масса — 25 тонн, полезная нагрузка — 2,8 тонны. При этом на малых высотах скорость дрона превышает 1400 км в час, что позволяет считать его сверхзвуковым.

© mil.ru

Что касается возможной дальности применения «Охотника», то ряд западных изданий, включая французский Air & Cosmos Magazine и американское издание The War Zone, говорили о 5000 км, что сразу определяло этот дрон к категории стратегических летательных аппаратов. То есть если местом его базирования будет избран, к примеру, Калининград или Крым, то радиус боевого применения «Охотника» сразу же накрывает почти всю Европу.

Однако недавно сам президент Путин развеял сомнения всех любопытствующих западных экспертов и приоткрыл завесу секретности, долгое время нависавшую над С-70. Это произошло на форуме МАКС-2019, когда, гуляя вместе со своим турецким коллегой Реджепом Тайипом Эрдоганом по выставочной экспозиции, российский президент остановился перед «Охотником» и начал рассказывать: «Боевая нагрузка — шесть тонн, радиозаметность — даже меньше, чем у Су-57». По словам президента, летать этот аппарат способен на высотах до 18 километров со скоростью 6 тысяч километров в час.

Именно такие его свойства, как потенциальная дальность применения, высокая скорость, невидимость и возможность нести даже не три, а, как сказал президент, шесть тонн вооружения, в Пентагоне посчитали наиболее опасными тактико-техническими характеристиками, которыми обладает «Охотник». И особенно неприятно для Пентагона то, что этот аппарат уже летает.

Ранее в аппарате вице-премьера Юрия Борисова говорили, что для того, чтобы довести опытный образец до уровня серийного производства, требуется большой объем испытаний, в том числе в ударном варианте с различными авиационными средствами поражения. Эти работы планировалось завершить не ранее 2023–2024 годов. И только после этого, примерно в 2025 году, планировалось начало поставок в войска.

Судя по всему, сроки сдвинулись. Причем не в сторону увеличения, что у нас случается не часто.

Нет сомнения, что скорое появление в войсках дальнего сверхзвукового тяжелого ударного беспилотного летательного аппарата с элементами истребителя 6-го поколения способно основательно пошатнуть и без того с каждым годом все больше чахнущее былое могущество западной «военной машины».

Реклама
Реклама