Какая «Минога» нужна флоту

Какая «Минога» нужна флоту

Конструкторы создают для ВМФ России палубный вертолет нового поколения
© wikipedia.org
Конструкторы создают для ВМФ России палубный вертолет нового поколения
14 октября 2020, 10:10
Реклама

В процессе обновления российского Военно-морского флота все большее значение придается развитию палубной авиации. На днях в интервью РИА Новости гендиректор холдинга «Вертолеты России» Андрей Богинский сообщил, что первый опытный летный образец новейшего морского вертолета Ка-65 «Минога» будет готов к 2025–2026 году. А чуть ранее генконструктор Национального центра вертолетостроения «Миль и Камов» Сергей Михеев также рассказал, что на заводе в Арсеньеве, что в Приморском крае, полностью освоена технология производства новейших палубных вертолетов Ка-52К «Катран». Эти машины прошли весь цикл испытаний и готовы к серийному производству.

Почему сегодня столько внимания уделяется палубной авиации и какие морские вертолеты идут на смену старым — разбирался «Армейский стандарт».

Не секрет, что в Пентагоне в последнее время не раз поднимался вопрос о том, что в современных войнах авианосный флот уже не будет играть той решающей роли, которую играл раньше. И это при том, что сегодня именно США имеют самые мощные в мире авианосные группировки. По оценке экспертов, теперь, в условиях применения высокоточного оружия, авианосец становится большой удобной мишенью для противника и одновременно слишком дорогостоящей потерей для ВМС США.

Исходя из этой логики, в американских военных кругах все чаще звучат предложения перестать делать основную ставку в развитии вооруженных конфликтов на большие авианосные группы, которые в США традиционно считались главным фактором проекции военной мощи.

Все это не просто рассуждения и теории. Недавно принятый план оптимизации американских ВМС предусматривает использование уже не одиннадцати авианосцев, а всего девяти. Он также увеличивает ввод в строй небольших малоэкипажных кораблей, катеров, подлодок, ограничив при этом количество крейсеров и эсминцев.

В результате поиск и отслеживание таких кораблей и подлодок становится первостепенной задачей для российской морской авиации, роль которой в вероятных конфликтах будущего в связи с этим серьезно возрастает.

Морская «Спираль»

Последние лет сорок, начиная с 1981 года, основным вертолетом советского, а затем российского флота считается Ка-27 (по кодификации НАТО — Helix, «Спираль»). Он умеет практически все: вести разведку, высаживать на побережье небольшие группы десанта, прикрывая их огнем, искать и спасать в море сбитых летчиков и, главное, выслеживать и уничтожать подлодки противника.

Над морем палубные Ка-27 действуют обычно парами. Одна машина с помощью бортовой аппаратуры ищет подлодку, а вторая атакует обнаруженный объект с применением противолодочных ракет АПР-2 или АПР-3, унифицированных малогабаритных торпед УМГТ-1, а также морских бомб ОМАБ-25-12Д или ОМАБ-25-8Н.

Одна пара Ка-27 может «закрыть» порядка двух тысяч квадратных километров морской акватории.

Эти надежные, технологичные машины обладают целым рядом уникальных качеств. Особо летчики отмечают конструктивную соосную схему вертолета. Они говорят, что если другие машины при порывистом боковом ветре вечно пытаются «довернуться» на ветер, сопротивляясь управлению, то Ка-27 этот ветер практически не замечает. Это особенно важно во время полетов над морем, где порывистый ветер — явление постоянное.

К тому же благодаря соосной схеме, когда несущие винты располагаются один над другим и вращаются в разные стороны, Ка-27 не нуждается в хвостовом винте и, соответственно, в хвостовой балке. Это делает его более компактным, чем одновинтовые собратья, построенные по классической схеме.

За все время было выпущено порядка 400 единиц этих вертолетов. Сегодня в морской авиации ВМФ России числится около 60 противолодочных Ка-27 и Ка-27М, еще порядка 16 поисково-спасательных Ка-27ПС, 28 единиц Ка-29 в варианте транспортно-боевых, а также несколько машин радиолокационного дозора Ка-31.

Для своего времени Ка-27 имел довольно продвинутые противолодочную автоматизированную поисково-прицельную систему и пилотажное навигационное оборудование. Оно не раз модернизировалось, но в конце концов окончательно морально устарело. Встал вопрос о создании принципиально новой машины, оснащение которой должно отвечать современным военным вызовам.

«Катран» меняет правила войны

Первой современной приоритетной новинкой палубной морской авиации стал вертолет Ка-52К «Катран». Рождение «Катрана» было связано с подписанием между Москвой и Парижем контракта на строительство для российского флота французских вертолетоносцев «Мистраль». На этих французских кораблях должны были базироваться наши вертолеты. Однако у нас на флоте не было ничего подходящего, что бы по габаритам могло уместиться в лифтах, трюмах и отсеках французского «Мистраля». Встала задача — быстро сделать новые морские вертолеты на базе уже имеющегося задела «сухопутных» машин.

Таким образом, Ка-52К «Катран» стал морской версией знаменитого разведывательно-ударного вертолета Ка-52 «Аллигатор», которая после доработки должна была отвечать условиям базирования на кораблях класса «авианосец», «вертолетоносец».

В стадии подписания был контракт на «оморячивание» Ка-52 и поставку 32 вертолетов Ка-52К, которые должны были войти в состав авиагрупп универсальных десантных кораблей-вертолетоносцев «Мистраль».

Во время превращения сухопутного «Аллигатора» в палубный «Катран» вертолет получил складывающиеся лопасти и несущие консоли, благодаря которым он смог легко вписаться в габариты французского корабля. Ему были усилены стойки шасси и проведена дополнительная антикоррозийная обработка, с учетом морских условий эксплуатации.

Кроме того, установили современную авионику: усовершенствованное бортовое радиоэлектронное оборудование, позволяющее обеспечивать навигацию при полном отсутствии ориентиров в морской зоне, гиростабилизированную оптико-электронную систему и другую аппаратуру.

После того как в 2014 году французы расторгли контракт по «Мистралям» и продали корабли Египту, Россия, в свою очередь, выиграла тендер на поставку боевых вертолетов для Египта. Это выглядело вполне закономерно, так как у нас уже были вертолеты, выполненные под габариты купленных египтянами кораблей.

Одновременно Минобороны РФ в качестве перспективного носителя для «Катранов» стало рассматривать авианесущий крейсер «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов». Он штатно рассчитан на базирование крупной вертолетной группы из 24 машин. В этом качестве «Адмирал Кузнецов» в конце 2016 года даже проходил испытания в Сирии, когда в состав его авиакрыла вошли вертолеты «Катран».

По словам экспертов, полезная боевая нагрузка массой более двух тонн превратила каждый из этих вертолетов в мощную самостоятельную боевую единицу. В состав вооружения «Катрана» вошли авиабомбы, крылатые ракеты класса «воздух–поверхность» Х-31 и противокорабельные Х-35, способные поражать осколочно-фугасной боевой частью ракетные, торпедные, артиллерийские катера и корабли водоизмещением до 5000 тонн на дальности до 130–150 км.

Этот ударный вертолет единственный в мире способен использовать такие типы вооружений, которые ранее могли применять только палубные истребители МиГ-29К/КУБ. Они способны уничтожать бронетехнику противника, не входя в зону действия не только переносных зенитно-ракетных комплексов, но и многих других систем ПВО ближнего действия.

В апреле 2019 года представители судостроительного завода «Янтарь» объявили о включении Ка-52К в состав авиационного вооружения больших десантных кораблей проекта 11711. После этого западные эксперты с тревогой констатировали: появление таких десантных кораблей с ударными вертолетами Ка-52К на борту у побережья потенциального противника становится «фактором, меняющим правила игры».

Еще более неприятным для них является тот факт, что сегодня вертолеты «Катран» привлекаются к испытаниям практически всех кораблей, где предусмотрена возможность базирования вертолета, включая строящиеся фрегаты новых проектов.

Сердце «Миноги»

Другой неприятной новостью для потенциального противника стало известие о разработке вертолета нового поколения Ка-65 «Минога» (в военной кодификации — изделие 450). Впервые о нем заговорили в 2015 году. Тогда начальник морской авиации ВМФ Игорь Кожин на одном из брифингов рассказал, что уже к 2020 году флот, возможно, получит новую винтокрылую машину, которая придет на смену старому тяжелому корабельному вертолету Ка-27.

Однако вскоре генеральный конструктор АО «Камов» Сергей Михеев уточнил, что на создание такого морского вертолета может уйти лет десять. Так что поступление его на вооружение в 2020 году маловероятно. Это слишком завышенные ожидания.

К 2020 году опытный образец сможет лишь впервые подняться в небо. Он сообщил также, что впоследствии планируется начать создание общевойсковой и гражданской версии этой машины.

Одновременно замгендиректора компании Андрей Шибитов рассказал журналистам, что работа над современным палубным вертолетом «Минога» ставит перед разработчиками принципиально новые задачи. Они связаны не только с применением и использованием новых материалов и технологий, но и с решением проблем по стандартизации и унификации техники.

В частности, это касается военной версии силовой установки ТВ7-117. Как известно, двигатель — сердце любого воздушного судна. Если его нет, нельзя говорить о создании нового самолета или вертолета.

По словам исполнительного директора двигателестроительного предприятия «ОДК-Климов» Александра Ватагина, новый двигатель создавался на базе сертифицированного серийного самолетного турбовинтового двигателя ТВ7-117С и был сделан в двух вариантах: ТВ7-117В и ТВ7-117ВК.

Эти агрегаты просты в обслуживании, обладают большим ресурсом, имеют модульную конструкцию, что гарантирует хорошую ремонтопригодность при эксплуатации. На них установлена новая цифровая электронная система управления и контроля. В экстремальных ситуациях ТВ7-117 может включать чрезвычайный режим мощностью 3000–3750 л.с., что обеспечивает безопасность полета.

Сообщалось, что двигателями различных модификаций планируется штатно оснастить вертолеты Ка-50, Ка-52 (ТВ7-117ВК), Ми-38 (ТВ7-117В) с целью повышения их летно-технических характеристик. Эта же силовая установка будет использоваться для установки на машины новых поколений, такие как Ка-65 «Минога».

Соосный кошмар подлодок

Пока о создаваемом вертолете сведений крайне мало. Точный облик не раскрывается. Известно только, что в 2019 году завершен его эскизный проект. В начале 2020-го руководство холдинга «Вертолеты России» утвердило с военными условия технического задания, а летом в рамках военно-технического форума «Армия-2020» подписало договор на разработку технического проекта будущего вертолета.

После этого специалисты заговорили, что «Минога», как и следовало ожидать, строится по традиционной для «Камова» соосной схеме. То есть несущие винты крутятся в противоположные стороны. При этом в конструкции «Миноги» применена особая форма лопастей, которая не позволяет воздушному потоку срываться, снижает сопротивление, увеличивая скорость полета до 320 км/ч.

Также специалисты отмечают, что габариты «Миноги» существенно меньше, чем у Ка-27. Это позволит Ка-65 базироваться на кораблях меньшего размера. В частности, на фрегатах и корветах, где вместо одной старой машины теперь можно будет разместить две новых. Кроме того, за счет широкого применения композитных материалов взлетный вес «Миноги» не превысит шести-семи тонн, что в два раза меньше, чем у Ка-27. При этом новый вертолет намного мощнее старого и способен заменить все три версии Ка-27: противолодочную, поисково-спасательную и транспортно-боевую.

«Минога» будет напичкана самой современной электроникой. Для нее создана специальная автоматизированная комплексная система управления с перепрограммируемой платформой, куда интегрированы различные подсистемы самодиагностики и оптимизации режимов работы.

Защищенные широкополосные каналы связи будут обеспечивать не только передачу голосовой информации, но и трансляцию видеопотока, навигационных и радиолокационных данных. Ряд новинок повысит устойчивость к помехам и уровень защиты передаваемой информации. Этот специализированный комплекс связи обеспечит вертолету полную интеграцию в автоматизированные системы управления войсками и ведения боя, что является принципиальным требованием при создании современной военной техники.

Исходя из общности задач, специалисты делают вывод, что «Минога» будет иметь вооружение, аналогичное Ка-27, только в более современном исполнении. Открытых данных по вооружению «Миноги» пока нет. Однако военные эксперты не сомневаются, что вертолет получит перспективные авиационные противолодочные ракеты, малогабаритные торпеды и ориентирные морские бомбы, которые создают на водной поверхности хорошо видимый ориентир в виде светового пятна. Визуально его можно обнаружить с расстояния от 10 до 26 км.

По мнению специалистов, с новым боевым противолодочным оснащением вертолет «Минога» превратится в кошмар для экипажей подлодок противника. И он уже не за горами. Если, по словам гендиректора холдинга «Вертолеты России» Андрея Богинского, первый опытный образец «Миноги» будет готов к 2025 году, то, по подсчетам экспертов, на старт серийного производства вполне можно рассчитывать в 2027–28 году.

Реклама
Реклама
Комментарии
Войдите в свой аккаунт социальной сети Вконтакте или Facebook и сможете принять участие в комментировании материалов сайта.