Экономкласс французской субмарины

Экономкласс французской субмарины

Какие мировые тенденции подводного судостроения выявила новая подлодка ВМС Пятой республики
© naval-group.com
Какие мировые тенденции подводного судостроения выявила новая подлодка ВМС Пятой республики
27 мая 2020, 15:33
Реклама

В середине мая в Сети появилась видеозапись начавшихся ходовых испытаний французской многоцелевой атомной подлодки «Сюффрен» (Suffren) нового проекта «Барракуда». Впервые лодка вышла в море в конце апреля. К концу года должна войти в состав ВМС Франции. «Армейский стандарт» выяснил, какие тенденции кораблестроения можно увидеть на примере французской субмарины.

Многоцелевые атомные субмарины класса «Барракуда» должны заменить в составе ВМС Франции подлодки класса «Рюби» 80-х годов постройки. Военное ведомство заключило контракт с компанией DCNS (сейчас — Naval Group) на поставку шести субмарин. Стоимость контракта — 8 млрд евро. «Сюффрен» была заложена в декабре 2007 года. Оставшиеся пять подлодок будут поставлены до 2030 года.

Справка «АС»:

По информации Naval News, подводное водоизмещение АПЛ «Барракуда» — 5300 тонн (надводное — 4700 тонн);
длина корпуса — 99 метров;
диаметр — 8,8 метра;
максимальная глубина погружения — 350 метров;
скорость под водой — более 25 узлов;
автономность — 50 дней;
экипаж — 65 человек, плюс до 15 бойцов сил спецопераций;
вооружение — 4 тяжелых 533-мм управляемых торпед F21; модернизированные противокорабельные ракеты SM-39 «Экзосет» и крылатые ракеты «Скальп Навал».

Проанализировать характеристики новой французской субмарины «Армейский стандарт» попросил научного руководителя Крыловского государственного научного центра (КГНЦ) Валерия Половинкина.

© naval-group.com

— Валерий Николаевич, анализируют ли специалисты Крыловского центра мировые тенденции развития атомных подлодок, и в частности, новый французский проект?

— Крыловский государственный научный центр, конечно, интересуется всеми тенденциями развития подводных сил стран мира, а именно: атомных подлодок. Всего 39 государств имеют в составе своих военно-морских сил подлодки. В том числе только шесть стран имеют в своем распоряжении атомные субмарины. Мы отслеживаем, в каком направлении может идти перспективное подводное судостроение.

— Что можно сказать о новом французском проекте?

— Сразу скажу, что подход французов к разработке атомных субмарин — очень индивидуален. Он вообще отличается от того, как подходят к строительству подлодок в других странах. Французы идут по своему пути. И многие используемые ими технические решения представляют интерес.

Вот, например, французы берут для реактора топливо с низким коэффициентом обогащения. Порядка 5–7%. У нас и у американцев коэффициент обогащения далеко за 60%. При этом французов не смущает, что у них будут запланированы частые перегрузки топлива в активной зоне.

До первой перезагрузки у них, как они пишут, примерно десять лет. Но я бы сказал, что они немного завышают этот показатель. Допустим, можно согласиться, что период — до первой перезагрузки реакторного топлива — 5–10 лет. Но у американских и российских перспективных лодок последних поколений выгружать отработанное топливо вообще не требуется за период их службы. В качестве таких подводных лодок можно отметить подводные атомные лодки с баллистическими ракетами ВМС США «Колумбия» и наши стратегические подводные лодки проекта 955 «Борей».

Сами понимаете, что это технологически сложная операция (так называемая первая операция), которая требует много времени. Это принципиальный вопрос, который имеет колоссальное значение для боеготовности подводных сил, потому что «операция номер один» занимает более месяца, во время которого атомная боевая единица выводится из состава флота.

Весомый плюс низкообогащенного топлива для атомного реактора — его принципиально меньшая стоимость. Французская лодка дешевле в эксплуатации, поскольку топливо используется менее дорогое. Более того, существенно упрощается проблема последующей утилизации отработавшего ядерного топлива.

— Но минусы у такого топлива, наверное, тоже есть?

— Низкообогащенное топливо для единых ядерных реакторов К15 предопределяет невысокую энерговооруженность французской атомной субмарины. Она у них меньше, чем, например, у наших или американских атомных подводных лодок. Следовательно, ее скорость полного хода будет ограничена и не будет превышать при указанном водоизмещении корабля примерно 23–25 узлов. Я бы, к примеру, даже склонялся к 23-м узлам полной скорости хода французской лодки.

Несомненным достоинством является то, что главная энергетическая установка включает ядерный реактор К15 водо-водяного типа, апробированный на атомных подлодках с баллистическими ракетами «Триумфан» и авианосец «Шарль де Голль».

Энергоустановка корабля — комбинированная. На малых скоростях хода будет использоваться система электродвижения, а на полных — турбомеханическая передача мощности.

— И что это означает?

— То, что французы не считают важным фактором высокую скорость полного хода в отличие от нас или американцев. У нас, как вы, наверное, знаете, подобные лодки развивают скорость выше 30 узлов.

— В чем французская логика?

— Они рассуждают так: чем ниже энергонасыщенность или энерговооруженность подлодки, тем меньше она шумит. Высокая мощность энергоустановки неизбежно будет проявляться в акустике. Учитывая современное дальнобойное оружие подводных кораблей и средства обнаружения противника, стремление обеспечить чрезмерно высокую скорость полного хода перспективных подводных кораблей нельзя считать продуманным решением.

© naval-group.com

Добиваясь малошумности, французы применили еще одно, на мой взгляд, интересное решение. Они выбрали комбинированную энергетику. Чтобы обеспечивать малошумный ход, используется режим электродвижения. На больших скоростях подключается турбина через редукторные передачи на винт. Такое направление в развитии корабельной энергетики можно с уверенностью считать перспективным.

На «Барракуде» существует режим хода, который обеспечивается минимальным составом виброактивных механизмов. и соответственно он по определению шуметь будет меньше.

Я не буду вам рисовать схему французской энергетической установки, но она, уверяю, достаточно продумана с точки зрения минимизации подводного шума на промежуточных скоростях.

— А как с размером? Ведь французскую подлодку большой не назовешь.

— Да, еще одна особенность этого проекта — внутренняя архитектура и ограниченное водоизмещение. Полное подводное водоизмещение — порядка 5300 тонн. Для примера: у нас уникальный 705-й проект вообще по задумке был 1800–2000 тонн. Подводное водоизмещение построенных подводных лодок проектов 705, 705К составляло 2800 тонн. Сравнительно дешевой, но в то же время имеющей мощное вооружение является отечественная лодка проекта 670, полное подводное водоизмещение которой составляло 4980 тонн.

Чем больше лодка, тем больше масса ферромагнитных материалов в конструкции подлодки. Маломагнитная сталь, которую французы используют, делает субмарину менее заметной по магнитным полям. «Сюффрен» будет менее заметна, чем крупные подводные лодки. Архитектура корпуса достаточно продумана. Барракуда является однокорпусной лодкой с хорошо обтекаемыми обводами корпуса и развитой надстройкой.

Прочный корпус по всей длине выполнен в форме цилиндра разного диаметра с прочными торосферическими переборками. Переход от одного диаметра цилиндров к другому осуществлен с помощью конической обечайки. Прочный корпус делился плоскими переборками на три отсека-зоны.

В носовом отсеке находится ракетно-торпедное вооружение, центральный пост с боевыми постами и аппаратурой радиотехнического вооружения, а также жилые помещения экипажа.

Во втором отсеке — паропроизводящая установка вместе с реактором, а в третьем — паротурбинная установка и гребные электродвигатели на линии вала с приводом на движитель.

Корабль имеет две группы цистерн главного балласта — носовую и кормовую, расположенные в проницаемых оконечностях. Четыре торпедных аппарата вварены в носовую торосферическую прочную переборку симметрично относительно оси вращения и под углом к диаметральной плоскости корабля.

Довольно протяженная носовая оконечность позволила поместить основную сферическую антенну гидроакустического комплекса на большом удалении от прочного корпуса, что позволило обеспечить ей наиболее благоприятные условия для работы. При изготовлении корпусов новых лодок французами применяются усовершенствованные технологии формовки и методы сварки стальных сплавов.

— Как оцениваете вооружение французской подлодки?

— Атомная подлодка имеет четыре носовых торпедных аппарата калибра 533 мм и будет нести до 24 единиц различного вооружения (смешанный набор тяжелых торпед F-21 «Блэк Шарк», противокорабельных ракет SM-39 «Экзосет» и крылатых ракет «Скальп Наваль»).

Кроме того, на борту лодки планируется разместить группу коммандос, контейнер десантно-высадочных средств или спасательный аппарат. Лодка будет способна нести до 12 спецназовцев со снаряжением в специальном модуле, прикрепляемом к субмарине.

«Барракуда» разработана с применением технологии обеспечения малозаметности и малошумности в широком диапазоне скоростей. На вооружение лодки поступят новые крылатые ракеты «Скальп Наваль» производства компании MBDA, способные уничтожать наземные цели на дальности более тысячи километров.

Конечно, при таком водоизмещении у нее ограниченный запас оружия. Это можно считать и положительным моментом. Потому что если ты разместишь, допустим, большое количество оружия на лодке, да еще разного типа, то еще не факт, что ты успеешь все это выпустить. В современной боевой ситуации лодка становится чуть ли не оружием разового использования.

— Какие еще особенности у «француженки»?

— Французы активно работают над созданием высокоэффективного и одновременно малошумного движителя. В конструкции французской подлодки реализованы несколько новых решений, включая водометный движитель и X-образные рули, размещенные в хвостовой части.

Ну и, соответственно, архитектура корпуса с точки зрения требований корабельной гидродинамики достаточно приличная. В целом практически по всем важнейшим показателям подход французов к проектированию и строительству подводных лодок, конечно, правильный.

— Французский проект находится в противоречии с мировым трендом?

— Понимаете, сейчас в мировом военном кораблестроении наметились две тенденции, два подхода. Одни страны считают, что нужно строить многофункциональные, мощные современные корабли и подлодки соответствующего большого водоизмещения, имеющие на борту все виды оружия. Это точка зрения, которой, как правило, следуем и мы, и США, и я бы сказал — еще англичане.

Второй подход — это бюджетные корабли. Это когда, например, я строю так называемые бюджетные корабли — малые фрегаты, корветы, в том числе и подводные лодки ограниченного водоизмещения.

Как пример: немцы строят 125-й фрегат — корабль, мягко выражаясь, с меньшим запасом наступательного или ударного оружия.

В таких проектах в ход идет все, что приводит к уменьшению стоимости. Например, переход на унифицированные стандартные платформы, на базе которых создаются корабли разной конфигурации и назначения.

Французы идут по этому пути. Они, кстати, и авианосец-то атомный построили не очень большой, водоизмещением порядка 40 тыс. тонн. Все реакторы у них однотипные, что на кораблях, что на подлодках.

Поэтому сравнивать французскую лодку, например, с американскими аналогами очень трудно. Вот американцы построили лодку четвертого поколения «Сивулф» — «Морской волк». Она хороша с точки зрения мощности, возможностей, ударных характеристик и прочего. Но она безумно дорогая. Но у Франции нет амбиций на мировое лидерство. Так зачем же тратить огромные деньги на такое оружие?

США, кстати, тоже отказались от строительства «Сивулф» и строят сейчас «Вирджинию». Это совсем другая лодка. Она проще, дешевле.

Французы, я считаю, в своей ситуации, выбрали наиболее правильный путь. И в конструкциях, и в идеологии, и во всем прочем.

© naval-group.com

— А крупные недостатки во французском проекте видны?

— Кое-что из того, что я назвал плюсом, многие специалисты сочтут минусом. Например, ограниченная скорость полного хода.

Высокая скорость полного хода может помочь лодке уйти из-под удара, когда ее заметил противник буквально на границе дальности стрельбы его оружия. Она за счет броска на полной скорости может уйти. Но такое было возможно, что называется, вчера.

А если сделать ставку на малозаметность и малую шумность? Чем малошумнее лодка, тем вероятнее такая дуэльная ситуация: противник ее обнаруживает на такой дистанции, когда его самого никакая скорость или маневр уже не спасут. Поэтому одни считают большую скорость и энерговооруженность плюсом, а кто-то считает это минусом.

Дальше. Кто-то посчитает минусом ограниченную глубину погружения. У «Сюффрен», по-моему, метров 350. На первый взгляд глубина погружения метров 800–1600 — лучше. На таких глубинах, учитывая гидрологию и наличие разнообразных слоев скачка, можно спрятать лодку. Но надо понимать, что чем большее давление может выдерживать прочный корпус лодки, тем больше масса корпусных конструкций, используется другая высокопрочная сталь. Соответственно, лодка дороже.

Поэтому в принципе многие технические решения и подходы французов заслуживают внимания. Особенно с учетом общемировой тенденции на снижение стоимости военной продукции.

Вот сейчас, например, в мире бум на воздухонезависимые силовые установки и литиево-ионные батареи, которые позволяют неатомной лодке дольше находиться под водой. Но вполне возможно, что тенденция завтра сменится. И все перейдут на более экономные средства. Сейчас вся мировая экономика переживает далеко не лучшие времена.

Все программы кораблестроения в мире, за исключением, пожалуй, Китая, Турции и Южной Кореи, пересматриваются в сторону удешевления. Это касается, например, Норвегии, Швеции, Финляндии. И многие другие страны уточняют свои кораблестроительные программы, потому что общий тренд направлен на экономию ресурсов.

— Французы называют стоимость шести заказанных подлодок «Сюффрен» — это порядка восьми миллиардов евро. Не вводят этим в заблуждение?

— Думаю, нет. Все очень рационально. Одна лодка обойдется примерно в 1,3–1,4 миллиарда евро.

Реклама
Реклама