Беспилотные амбиции саудитов

Беспилотные амбиции саудитов

Саудовская Аравия объявила о закупке отечественных беспилотников
БЛА Saker-1B.
© wikimedia.org
Саудовская Аравия объявила о закупке отечественных беспилотников
' + '' + ' ' + ''+ ' БЛА Saker-1B.
06 июля 2020, 13:38
Реклама

Эр-Рияд планирует заместить часть используемого вооружения и военной техники на образцы собственного производства. В саудовской программе импортозамещения — создание собственных беспилотных летательных аппаратов. Опыт саудитов достаточно показателен и достоин внимания. О нем — статья «Армейского стандарта».

Главное управление военной промышленности Саудовской Аравии (GAMI) объявило 27 апреля, что страна закупает шесть беспилотных систем у местной фирмы Intra Defence Technologies для поставки в 2021 году, а еще 40 систем — в течение следующих пяти лет. Об этом, в частности, сообщило британское оборонно-промышленное издание Jane's Defence Weekly.

GAMI, которая была анонсирована в 2017 году и официально создана в 2019 году, выполняет различные функции — от управления закупками для саудовских военных до надзора за оборонно-промышленными исследованиями и разработками, а также передачи технологий саудовской промышленности.

Модель беспилотного летательного аппарата указана не была, но известно, что Intra, являющаяся одной из 25 местных компаний, работающих в королевстве в области производства вооружений и военной техники, производит тактический беспилотник Karayel и беспилотный аппарат ASEF. Они, в частности, были показаны на авиасалоне в Дубае в 2019 году.

ASEF

Одним из беспилотных летательных аппаратов, предлагаемых компанией Intra, является ASEF. Это аппарат гибридного типа: взлет и посадка осуществляются в вертикальном режиме при помощи четырех вращаемых электродвигателями несущих винтов, расположенных на конце подкрыльевых лучевых балок, а горизонтальный полет — с использованием двигателя внутреннего сгорания, приводящего в движение толкающий винт. Максимальная взлетная масса аппарата — 96 кг. Аппарат может нести до 12 кг полезной нагрузки.

Согласно данным компании-разработчика, беспилотник способен оставаться в воздухе не менее десяти часов, выполняя полеты на высотах до 6000 метров. Радиус действия аппарата по каналу связи может достигать 150 км. Для полетов в гражданском воздушном пространстве беспилотник оснащается системой предотвращения столкновений в воздухе.

Исполнительный директор Intra Энтони Гуджон (Anthony Gudgeon) заявил на Дубайском авиасалоне, что ASEF является «первым в своем роде беспилотным летательным аппаратом вертикального взлета-посадки, на 100% созданным в Саудовской Аравии». По его словам, дрон разрабатывался порядка двух лет. Летом 2019 года был выполнен первый полет.

Комплекс может использоваться для решения задач разведки и наблюдения. У компании также есть военно-морской вариант, который может эксплуатироваться с борта кораблей. Такой дрон может быть полезным как для ВМС, так и для береговой охраны. Ограниченные возможности по полезной нагрузке не позволяют рассматривать данный аппарат в качестве носителя вооружения. Однако с его помощью может обеспечиваться целеуказание различным системам вооружения, в том числе и высокоточного, как артиллерийского, так и авиационного ракетно-бомбового.

По имеющимся данным, эта система уже используется в гражданских целях на контрактной основе. В перспективе армия и флот Саудовской Аравии рассматриваются в качестве основных заказчиков аппарата ASEF. Кроме того, по словам Гуджона, имеется интерес к покупке ASEF у зарубежных показателей.

Karayel

Второй из предлагаемых компанией Intra беспилотников — Karayel — разработан турецкой оборонной компанией Vestel Defense Industry. Проектирование, по имеющимся данным, было начато в 2013 году. Первые изображения этого беспилотника были обнародованы в мае 2016 года. В июне того же года появилось видео. В Саудовской Аравии развернуто лицензионное производство этих аппаратов.

Дрон выполнен по нормальной аэродинамической схеме с высоко расположенным крылом, размах которого составляет порядка 10,5 метра. В конструкции широко использованы композиционные материалы. Максимальная взлетная масса беспилотника — 550 кг.

Двигатель мощностью 97 л.с., вращающий тянущий винт, находится в носовой части аппарата. В качестве горючего используется авиационный бензин AVGAS 100 LL.

Karayel может выполнять полеты продолжительностью до 20 часов на высотах до 6900 метров. Дрон выполняет взлет и посадку на подготовленные полосы с использованием трехопорного колесного шасси.

Показанная в 2017 году в рамках выставки Dubai Airshow в ОАЭ модернизированная версия Karayel-SU отличается от базовой версии увеличенным размахом крыла, измененным хвостовым оперением. Предпринятые изменения, в частности, позволили повысить грузоподъемность. Так, если Karayel-«разведчик» имеет крыло с размахом 10,5 метра и может нести разведывательное оборудование массой до 50 кг, то ударная версия имеет крыло в 13 метров и может нести до 120 кг полезной нагрузки.

К тому времени Vestel уже поставляла беспилотники Karayel турецкой армии. Налет, по словам представителей компании, составлял порядка 3000 часов. По-видимому, по итогам эксплуатации в войсках и были получены замечания военных, которые в итоге привели в разработке новой модификации беспилотника, работы по которой были начаты в том же 2017 году.

По информации разработчиков, аппарат разработан и произведен в соответствии со стандартом НАТО STANAG-4671. Системы аппарата Karayel имеют дублирование и резервирование, что обеспечивает высокую надежность комплекса.

Дрон может выполнять полеты в широком диапазоне погодных условий. Аппарат оснащен молниезащитой, обеспечиваемой алюминиевой сеткой на поверхности его композитной конструкции. На беспилотнике также используется противообледенительная система, которая автоматически активируемая в условиях, способствующих образованию наледи.

Турецкий вариант оснащается оптикоэлектронной системой наблюдения местной разработки. Полезная нагрузка аппарата, собираемого в Саудовской Аравии, включает оптикоэлектронную систему наблюдения Hensoldt Argos II EO/IR на гиростабилизированном подвесе. Она размещается под фюзеляжем за задней стойкой шасси. Система позволяет обнаруживать и идентифицировать цели в различное время суток, а также обеспечивает целеуказание для боеприпасов с лазерными системами наведения.

Известно, что в преддверии Дубайского авиасалона 2019 года Intra подписала соглашение с южноафриканским подразделением оптикоэлектроники Hensoldt о совместных работах по оптикоэлектронной аппаратуре полезной нагрузки для беспилотных летательных аппаратов в Саудовской Аравии. Это было сделано в рамках усилий по повышению самодостаточности в области беспилотных летательных аппаратов.

Помимо систем наблюдения Karayel также может нести ударную нагрузку. Платформа, показанная на авиасалоне в Дубае, была вооружена боеприпасами Roketsan MAM-L и MAM-C. Максимальная полезная нагрузка — 70 кг под фюзеляжем и 60 кг — на четырех подкрыльевых точках подвески. Радиус действия аппарата по дальности радиоканала — 200 км от НСУ.

Karayel уже используются вооруженными силами Саудовской Аравии. Так, по имеющейся информации, один Karayel был потерян над йеменской Аль-Худайдой в конце декабря прошлого года после того, как был поражен ракетой класса «земля–воздух» вблизи порта Аль-Салиф.

В 2019 году на авиасалоне в Дубае представители компании Intra сообщили, что компания в первую очередь ориентирует свои маркетинговые усилия для Karayel на саудовских военных и потенциально нацелена на экспорт систем в Бразилию и Кувейт.

Перспективы

Саудовское государство имеет один из крупнейших военных бюджетов в мире. На долю военных расходов приходится более 8% ВВП. В абсолютном выражении по данным на 2019 год военные расходы Саудовской Аравии составили почти $62 млрд. Это больше оборонного бюджета России, который оценивается в $47 млрд.

В последние несколько лет Эр-Рияд искал различных поставщиков и партнеров, чтобы увеличить производственные мощности и диверсифицировать производство, чтобы уменьшить зависимость от западных, особенно американских поставщиков, чья продукция составляет большую часть военной техники армии Саудовской Аравии.

Производство беспилотных летательных аппаратов, разворачиваемое в стране и опирающееся как на сотрудничество с другими странами, так и на собственные силы, является частью плана по «одомашниванию» половины военных расходов королевства в течение следующего десятилетия.

Во время визита в Китай короля Салмана в марте 2017 года Пекин согласился построить беспилотники в Саудовской Аравии в рамках подписанных в то время деловых сделок на сумму $60 млрд. Дата, к которой будут производиться китайские беспилотники, не была объявлена.

Некоторые новые шаги, предпринятые Саудовской Аравией, показывают, что, несмотря на столь внушительные заявленные цифры по сотрудничеству с КНР, Китай не станет единственным партнером страны в данной области. Королевство продолжает политику диверсификации в области беспилотной авиации.

Реклама
Реклама
Комментарии
Войдите в свой аккаунт социальной сети Вконтакте или Facebook и сможете принять участие в комментировании материалов сайта.