Северные миражи Пентагона

Северные миражи Пентагона

США занялись ледокольным флотом для возвращения в Арктику
© uscg.mil
США занялись ледокольным флотом для возвращения в Арктику
30 марта 2019, 10:22
Реклама

Защиту Арктики и неба над Северным морским путем Россия усилит дополнительным контингентом войск противовоздушной обороны (ПВО) и ракетными частями. Об этом недавно сообщил командующий Северным флотом РФ адмирал Николай Евменов. Он рассказал, что в Заполярье будут развернуты комплексы С-300В4, войсковая ПВО мотострелковой бригады получит арктический вариант зенитного комплекса малой дальности «Тор-М2ДТ», а части береговой обороны Северного флота получат ракетные противокорабельные комплексы «Бал» и «Бастион». Для чего потребовалось усиление в Арктике, разбирался «Армейский стандарт».

В феврале этого года госсекретарь США Майк Помпео во время визита в Исландию — а эта страна входит в блок НАТО — высказал сильное беспокойство относительно растущего присутствия России и Китая в Арктике. В связи с этим он не скрывал, что Вашингтон пересматривает свою арктическую политику.

Ранее США уделяли мало внимания Арктике: не вкладывали ресурсов в строительство судов ледокольного класса, не оборудовали портов. В результате у США круглогодично действующих портов на побережье Аляски сегодня просто нет.

Россия, напротив, разработала и приняла многолетний план по созданию инфраструктуры и добыче природных ресурсов в арктической зоне. Построила целую сеть портов на своем побережье в районе Северного морского пути. А для их защиты усилила свою северную военную группировку за счет расконсервации старых военных баз и аэродромов, оставшихся еще со времен Союза, а также строительства новых, выполненных по самым современным технологиям.

Кроме того, Арктику сегодня активно осваивает Китай. Он обратился ко всем заинтересованным северным странам с предложением «Полярного шелкового пути», который будет проходить по северным широтам. Пекин уже сейчас активно инвестирует горнодобывающие и энергетические отрасли Гренландии, Исландии и России, что также сильно раздражает Штаты.

И вот теперь в высших эшелонах американской власти главенствует мнение: Арктику мы «проспали». А чтобы усилить собственное влияние в этом регионе, Вашингтон, как это обычно бывает, начинает активизировать военные приготовления.

В январе 2018 года министр ВМС США Ричард Спенсер (глава военно-морского министерства США является гражданским лицом, но подчинен министру обороны) заявил, что необходимо воссоздание базы ВМС в Адаке на Алеутских островах. Это необходимо, чтобы разместить там самолеты противолодочной авиации, которые должны оттуда совершать патрульные полеты в районы Арктики.

А уже в августе 2018 года министр Спенсер и адмирал Шульц — командир Береговой охраны США, вместе отправились на Аляску в местечко под названием Порт-Клэренс, где, по официальным данным, проживает всего 24 жителя. В прошлом веке здесь была развернута радионавигационная система LORAN-C. В годы Второй мировой войны она широко использовалась кораблями ВМС США и Великобритании.

Позже, уже в модифицированном виде, вплоть до 1980 года, ею пользовались гражданские, военные и палубные самолеты США. Потом ее закрыли. И вот теперь Спенсер и Шульц решили дать местечку Порт-Клэренс новую жизнь, задумав на западе Аляски строительство нового глубоководного порта.

В это же время министр ВМС Спенсер предложил летом 2019 года провести на Северном морском пути так называемую операцию «по свободе мореплавания». Это провокация военных кораблей ВМС США, когда они входят в территориальные воды других государств, злоупотребляя «правом мирного прохода», прописанным в Конвенции ООН по морскому праву. Ее США даже не подписали, но выполнения положений активно требуют от других стран.

На похожую провокацию США подтолкнули Киев в Керченском проливе, сделав это поводом для введения против России новых санкций. Но самим Штатам устроить такую провокацию в Арктике не удалось. Предлагая ее, министр ВМС Спенсер фактически «сел в лужу», так как адмирал Пол Цукунфт — он на тот момент возглавлял Береговую охрану США — заявил, что не сможет поддержать эту акцию потому, что один единственный, имеющийся у США ледокол Polar Star не выдержит такого похода, сломается в пути, а помощи придется просить у России.

Адмирала после этого вскоре отправили в отставку, а вот деньги на строительство нового ледокола флоту дали. Конгресс США впервые за 42 года одобрил выделение $675 млн на строительство нового тяжелого ледокола. Статус корабля будет военным. Принадлежать он будет Береговой охране США, подчиненной Пентагону.

И один ледокол, как выясняется, не предел. Недавно в издании Marine Link появилось интервью с новым комендантом Береговой охраны США, адмиралом Карлом Шульцем, сменившим излишне откровенного адмирала Пола Цукунфта. Он рассказал, что на ремонт единственного ледокол Polar Star военным бюджетом США выделено $15 млн, что позволит продлить его срок службы до 2023 года. К этому времени, по словам Шульца, войдет в строй уже головной корабль новой серии, за которым пойдут и другие. На ближайшую перспективу — это три ледокола, а на более отдаленную — шесть.

Так что, похоже, США собираются заняться Арктикой всерьез и надолго. И Россия не может этого не учитывать в своих военных планах.

Реклама
Реклама
Комментарии
Войдите в свой аккаунт социальной сети Вконтакте или Facebook и сможете принять участие в комментировании материалов сайта.