Авианосцы ВМС США: проекция силы или военный рудимент

Авианосцы ВМС США: проекция силы или военный рудимент

Военно-морская стратегия Соединенных Штатов на перепутье
USS John F. Kennedy
© navy.mil
Военно-морская стратегия Соединенных Штатов на перепутье
' + '' + ' ' + ''+ ' USS John F. Kennedy
29 января 2020, 15:12
Реклама

В конце прошлого года в США спущен на воду новый флагман ВМС США атомный авианосец «Джон Кеннеди», который планируется передать ВМС в 2022 году. Что это за корабль? Представляет ли он какую-то угрозу для России? И сможет ли повлиять появление очередного авианосца в составе американского флота на баланс военных сил в мире в пользу США? «Армейский стандарт» разбирался в вопросе.

Авианосец «Джон Кеннеди» стал вторым кораблем новой серии атомных авианосцев США, постройка которых ведется с 2009 года. Это улучшенная за счет увеличения авиационного вооружения версия авианосцев типа «Нимиц». Авианосец, которому присвоили имя застреленного президента Кеннеди, заложили в феврале 2011 года. Стоимость постройки корабля оценивается примерно в $11,3 миллиарда. Водоизмещение авианосца, оснащенного двумя ядерными реакторами, составляет 100 тысяч тонн. Для сравнения, водоизмещение единственного российского авианосца «Адмирал Кузнецов» — 45,5 тыс. тонн. «Кеннеди» несет авиационное крыло, насчитывающее от 80 до 90 боевых самолетов. Наш «Кузнецов» — до 25 самолетов.

Как говорят эксперты, при создании «Кеннеди» использованы самые передовые технологии. В частности, на нем для палубной авиации установили электромагнитную катапульту и аэрофинишеры — новейшие системы посадки. В отличие от тех, что имеются на авианосцах проекта «Нимиц», они позволили «Джону Кеннеди» почти на треть сократить время вылетов и посадок.

Изначально планировалось, что основой авиакрыла «Джона Кеннеди» станет палубная версия самых современных американских истребителей F-35С. Однако незадолго до спуска корабля на воду, появилась информация, что Конгресс США собирается запретить принимать «Джон Кеннеди» на вооружение, так как у него слишком много технических проблем, которые по сей день не решены.

Проблемы эти связаны как раз с этим самым новейшим оснащением — электромагнитными катапультами и аэрофинишерами. Как объясняют специалисты, обе системы должны быть принципиально мощнее тех паровых катапульт и гидравлических тросовых катушек, которые имеют авианосцы типа «Нимиц». Но на деле это оказывается не так. У этих новинок не хватает мощности, чтобы разогнать палубный самолет F-35 до взлетной скорости. Чтобы эти самолеты могли взлететь, их придется ограничить по массе топлива и бортовому вооружению.

Вот и получается, что с палубы самого современного авианосца взлетать могут только старые самолеты F/A-18 Super Hornet, а также аналогичные им самолеты радиоэлектронной борьбы EA-18G Growler. Так что, как говорят специалисты, новому авианосцу требуется еще серьезная доводка его систем и механизмов, которая может растянуться на годы.

Сверхдорого и неэффективно

После бурного обсуждения в Конгрессе США проблем, связанных с авианосцем «Джон Кеннеди», стало известно, что часть конгрессменов в принципе против развития авианосного флота США, так как он требует колоссальных бюджетных средств. По мнению ряда сенаторов, затраты абсолютно не пропорциональны эффективности этого оружия. Выяснилось также, что более половины американских авианосцев вообще небоеспособны. То есть авианосцы — традиционное оружие проекции американской военной силы в отдаленных точках земного шара — теперь даже не в состоянии отправиться в дальний поход.

Всего у ВМС США 11 атомных авианосцев. Четыре — на западном побережье Штатов, один — «Рональд Рейган» — на японской базе Йокосука, еще шесть — у восточного побережья в Норфолке. Это корабли: «Гарри Трумэн», «Дуайт Эйзенхауэр», «Джордж Вашингтон», «Джон Стеннис», «Джордж Буш» и «Джеральд Форд».

Причем из этих шести, четыре уже давно стоят на долгосрочном ремонте, которому конца пока не видно. Наиболее боеготовым из всех считается авианосец «Гарри Трумэн». Прошлым летом его планировали отправить в длительное плавание на Ближний Восток, но довести до рабочего состояния так и не смогли. Отправили только в сентябре. Но он очень быстро вернулся из-за серьезных неполадок, которые возникли в его в электросетях.

Корабль хотели даже списать, но президент США Дональд Трамп отказался это сделать, хотя поддержание на плаву этого монстра в следующие 20 лет обойдется военному бюджету США в $20 миллиардов.

Сейчас в США продолжается активная дискуссия по поводу того, стоит ли вбухивать огромные бюджетные средства в развитие и поддержания авианосного флота, или более продуктивно направить эти деньги на создание других видов вооружений? К примеру, новых беспилотных кораблей или гиперзвуковых ракет.

Этот вопрос, по данным издания Defense News, недавно впрямую поставил заместитель министра обороны США Майкл Гриффин. Выступая на пресс-конференции, он заявил: как вы думаете, что страшней России и Китаю — один авианосец или две тысячи ракет? Гриффин, естественно, склонился в пользу ракет. В том числе еще и потому, что авианосец, как считает генерал, это «та величина, которую Россия и Китай уже измерили и поняли».

В Пентагоне не все согласны с Майклом Гриффином. Ряд высокопоставленных военачальников уверен, что США не смогут применить ракеты. В крайнем случае они способны решиться использовать ракеты против таких стран, как Иран или Северная Корея. Но уж точно не против Китая или России, так как в ответ США могут получить мощный ответный ядерный удар с неприемлемым ущербом и перспективой мировой войны.

Именно поэтому в Пентагоне многие уверены, что от авианосцев с широкими боевыми возможностями их авиакрыла, отказываться пока рано. В Мировом океане они еще долго будут оставаться самой совершенной системой вооружений.

Дешево и сердито

Но при всем своем совершенстве, эти корабли не особо пугают Россию. Это прекрасно понимают в странах НАТО. Так контр-адмирал ВМС Турции Джем Гюрдениз в одном из интервью заявил, что приближаться к российским берегам американские авианосцы не будут, так как у России есть гиперзвуковые ракеты «Циркон», которые в радиусе своего действия — более тысячи километров — даже такой крупный корабль как современный авианосец, превращают в беззащитную мишень.

Напомним, что рассказывая о ракете «Циркон», президент Путин говорил, что она может уничтожать как морские, так и наземные цели. Ее скорость около 9 Махов, а дальность может превышать 1 тыс. км.

По оценке турецкого контр-адмирала Джема Гюрдениза, Россия в создании этого класса ракет намного обогнала все страны мира. А потому американцам, которые привыкли отстаивать свои интересы в различных уголках Мирового океана с помощью отправки туда авианосных групп, придется пересмотреть привычную для них стратегию.

США вынуждены будут внести в нее существенные коррективы, так как из-за «Цирконов», а также комплексов «Кинжал» с гиперзвуковой ракетой ни один американский авианосец не сможет приблизиться к российским берегам на расстояние в тысячу миль. Иначе он просто рискует быть уничтоженным гиперзвуковыми ракетами.

Контр-адмирал заявил, что «сегодня как структурная часть вооруженных сил такие корабли либо крайне уязвимы при выполнении боевых задач, либо и вовсе не смогут подойти к театру военных действий». В этом случае американские ВМС оказываются в заведомо проигрышной ситуации. А оснащение российских кораблей ракетами «Циркон» многократно увеличивает их боевые возможности.

Причем вооружать «Цирконами» планируется не только подводные ракетоносцы, крупные корабли класса «крейсер», но и меньшего ранга. В облегченном варианте такие ракеты получат даже малые ракетные корабли проекта 22800 «Каракурт». Благодаря своей небольшой стоимости, они фактически превращаются в экономически выгодные ударные платформы для «Цирконов», способные надежно обеспечивать сдерживание военно-морских сил НАТО.

«Каракурт» — корабль класса «река — море». А это значит, что он может свободно ходить по внутренним артериям страны, нанося удары с территории, которая находится под защитой собственной системы ПРО-ПВО.

Ставка на «Цирконы»

Крайне важно, что планируемое усиление российского флота за счет оснащения его новейшим вооружением, включая ракеты «Циркон», не требует вливания таких огромных денег, которые нужны для строительства авианосцев. Как недавно сообщили СМИ, к строительству собственного авианосца водоизмещением до 70 тысяч тонн в России могут приступить лишь в 2027 году. Но и то, при условии, что будет принято положительное решение.

Нет сомнения, геополитические задачи по проецированию силы, которые в США выполняет авианосный флот, у России тоже есть. Но в отличие от Штатов, они носят более ограниченный характер, а потому для их решения нам хватает крейсеров проектов 1164 «Москва» и 1144 «Орлан». Вооружение этих кораблей «Цирконами» принципиально повышает их возможности.

К тому же приходится учитывать, что строительство в России даже одного авианосца сразу поставит крест на выпуске десятка корветов, которые можно оснастить крылатыми ракетами «Циркон». А потому в данный момент ставка делается именно на них, что с финансовой точки зрения выгодней, а с военной — эффективней.

О том же самом теперь задумались и американцы, а потому не сильно спешат с ремонтом своих старых авианосцев. Введение нового «Джона Кеннеди» в строй, по мнению бывшего командующего Черноморским флотом адмирала Игоря Касатонова, тоже принципиально ничего не изменит. В российском военном ведомстве внимательно следят за появлением такого рода новинок в армиях всего мира, рассчитывают пропорциональный баланс сил и готовят адекватный ответ на новые вызовы. Однако, как считают эксперты, «Джон Кеннеди» таким вызовом для России даже не является. Во всяком случае, пока.

Реклама
Реклама
Комментарии
Войдите в свой аккаунт социальной сети Вконтакте или Facebook и сможете принять участие в комментировании материалов сайта.