«Аллигатор» в водах Нила

«Аллигатор» в водах Нила

Российские штурмовые вертолеты завоевывают ближневосточный рынок
© mod.gov.eg
Российские штурмовые вертолеты завоевывают ближневосточный рынок
15 июня 2020, 07:03
Реклама

Успешное применение российской военной техники в борьбе с терроризмом в Сирии привлекло к ней интерес покупателей из числа вооруженных сил ряда стран, в первую очередь Ближневосточного региона. Некоторые государства предпочли частично отказаться от западного вооружения и техники, предпочтя российские аналоги. В их числе Ирак и Египет, которые на протяжении многих лет получали американское оружие. Особым спросом на Ближнем Востоке пользуются российские штурмовые вертолеты. Число эксплуатантов российской вертолетной техники на Ближнем Востоке и в Северной Африке растет, а вместе с тем появляется ценный опыт ее применения в новых условиях.

На страже пирамид

На протяжении нескольких десятков лет Арабская Республика Египет была крупнейшим военным партнером СССР в Ближневосточном регионе. Тесные связи между Каиром и Москвой были установлены после прихода к власти Гамаля Абдель Насера в 1954 году.

В годы правления Насера Египет получил из СССР большое количество военной техники, часть которой была потеряна в бесконечных войнах с Израилем. Посчитав советское вооружение причиной своих военных поражений, сменивший Насера на посту президента Египта Анвар Садат демонстративно выслал из страны советских советников, а также разорвал все соглашения о военном и политическом сотрудничестве с СССР.

В 1979 году Египет заключил перемирие с Израилем (так называемые Кэмп-Дэвидские соглашения), после чего был включен в список стран, получающих американскую военную помощь. На долгие годы военное сотрудничество между СССР (а после — Россией) и Египтом было практически сведено к нулю.

Ситуация изменилась после прихода к власти в Египте Абдель-Фаттаха ас-Сиси, который был избран президентом Египта в июне 2014 года. Новое египетское правительство не доверяло администрации президента США Барака Обамы, справедливо возлагая на уважаемых партнеров вину в организации «Арабской весны».

В этих условиях военное и политическое руководство страны решило найти других поставщиков вооружения. Ими стали Россия и страны Евросоюза. Закупки вооружений должны были компенсировать недостаток египетской армии в истребительной авиации, системах ПВО, бронетехнике и штурмовых вертолетах.

© mod.gov.eg

Справка «АС»

Несмотря на то, что вооруженные силы Египта до сих пор преимущественно укомплектованы военной техникой американского производства, власти страны активно закупают российские системы вооружения. В ноябре 2014 года Египет получил из России три дивизиона зенитных ракетных систем «Антей-2500» (С-300ВМ). Это наиболее современная система в египетской ПВО. По информации СМИ, в Каире также рассматривают возможность закупки систем С-400.

Для перевооружения сухопутных войск планируется развернуть в Египте заводскую линию по производству танков Т-90МС. Всего в Египте планируется произвести до 500 танков этой модели.

В интересах ВВС Египта также ведется закупка истребителей МиГ-29М и МиГ-29М2. Согласно условиям контракта, будут поставлены 52 самолета этой модели.

В качестве вертолетов огневой поддержки сухопутных войск Египет выбрал российские ударные вертолеты соосной схемы фирмы «Камов» Ка-52 «Аллигатор». В 2015 году был заключен контракт на закупку в России партии штурмовых вертолетов Ка-52 в количестве 46 штук. Год спустя 30 египетских пилотов и 60 военных техников были командированы для обучения в Россию, на завод «Прогресс» в Арсеньеве (Приморский край).

Экспортный вариант Ка-52 несколько отличается от базовой модели рядом характеристик.

Считается, что при создании вертолета для египетской армии были использованы технологии, которые использовались при создании корабельной версии вертолета — Ка-52К «Катран».

Египетская версия вертолета получила обновленную авионику и новую систему охлаждения, а также (как и «Катран») усиленную конструкцию фюзеляжа и антикоррозийную защиту корпуса. Однако в отличие от «Катрана» в египетской версии отсутствует механизм складывания лопастей и консолей крыльев, которые есть на прототипах Ка-52К.

По мнению специалистов, вертолеты, которые были поставлены в Египет, разрабатывались в интересах ВМФ России для вертолетоносцев «Мистраль». Два корабля этого класса были произведены по заказу России на французских военных верфях, однако, из-за позиции Франции по крымскому вопросу «Мистрали» не были переданы заказчику. В итоге вертолетоносцы были поставлены ВМС Египта, которым срочно потребовалась авиационная техника для их укомплектования.

На выбор российского вертолета, очевидно, повлиял опыт его боевого применения в Сирии. Египет продолжает вести войну с террористическими группировками, которые действуют на Синайском полуострове. Поэтому ВВС Египта остро нуждались в технике, которая показала себя в реальном бою.

В отличие от оригинального Ка-52 «Аллигатор» экспортная модель получила неофициальное название «Нильский крокодил».

© mod.gov.eg

Военная служба

Первый Ка-52 в непривычном пустынном камуфляже был сфотографирован на испытательном аэродроме завода «Прогресс». Машина проходила испытания и оценивалась египетскими и российскими специалистами. В июле 2017 года первые три машины уже поступили армии Египта. К концу 2018 года российскими вертолетами была полностью укомплектована эскадрилья 550-й штурмовой вертолетной бригады, базирующейся на авиабазе Вади-аль-Джандали западнее Каира.

К 2020 году вертолеты Ка-52 были размещены на вертолетоносцах «Анвар Садат» и «Гамаль Абдель Насер» и с тех пор регулярно применяются в ходе флотских учений. Также Ка-52 привлекаются для сопровождения армейских колонн в зоне проведения антитеррористической операции на Синайском полуострове и (по неподтвержденным сведениям) неоднократно наносили удары по скоплениям и базам террористов.

Примечательно, что и на аэродромах, и на палубах авианосцев Ка-52 соседствуют с американскими штурмовыми вертолетами AH-64 Apache. Российская и американская техника применяется в совместных учениях и армейских операциях.

Этот факт породил серию публикаций о том, что египетское командование «разочаровалось» в российских вертолетах и предпочло им американские. Некоторые издания в США сообщили о том, что у российских вертолетов регулярно наблюдаются проблемы с двигателями, авионикой, а также системами навигации и ночного видения.

Якобы в условиях жаркого климата двигатель Ка-52 быстрее перегревается, вследствие чего теряет свою мощность, особенно при смене режимов полета. Кроме того, по информации СМИ, навигационные системы вертолетов сообщают неверные данные, что в теории может спровоцировать аварии. Американские издания также отметили, что ВВС Египта планируют отказаться от Ка-52 и заменить их американской техникой.

В действительности же за прошедшие два года никаких нареканий к вертолетам у египетского командования не возникало. «Нильские крокодилы» успешно выполнили все поставленные в ходе ряда военных учений задачи.

Машины без нареканий отработали взлет и посадку с палубы вертолетоносца, прикрытие десантной группы и ряд других задач. Президент Египта Абдель Фаттах ас-Сиси в рамках учений лично оценил возможности российской военной техники, а также представил ее министрам обороны Саудовской Аравии и Объединенных Арабских Эмиратов, а также приглашенным в качестве наблюдателей офицерам армий Иордании и Бахрейна.

Российская вертолетная техника продолжает осваивать ближневосточный рынок. Вертолеты Ми-28 успешно эксплуатируют ВВС Ирака и Алжира. Алжирцы всерьез рассматривают возможность закупки вертолетов Ми-28НМ.

Реклама
Реклама