Военные казначеи: начало
В октябре 2018 года финансово-экономической службе Вооруженных сил исполнилось сто лет. Свою историю она ведет с 22 октября 1918 года, когда было объявлено Положение о Финансовом отделе при Реввоенсовете Республики. К тому времени уже не существовали прежние военно-финансовые структуры русской императорской армии. Приходилось создавать заново систему денежного обеспечения войск. Финотдел при Реввоенсовете стал первым самостоятельным финансовым органом, обеспечивавшим снабжение новой армии. Именно поэтому День финансово-экономической службы отмечается ежегодно 22 октября. Накануне 100-летия службы «строгой отчетности» Минобороны рассекретило большое количество финансовых документов времен Великой Отечественной. Кроме того, опубликованы многие архивные материалы, касающиеся денежного обеспечения армии. «Армейский стандарт» изучил историю вопроса и наиболее интересные документы военно-финансовых архивов.
Сколько получал красноармеец
Война, военная служба и финансы всегда были связаны. Даже общепринятым словом «солдат» мы обязаны... деньгам. В России это слово употребляется с 17-го века. До этого служивых людей называли у нас воями. Термин «солдат» родился в Италии и связан с названием монеты — сольдо (по-итальянски soldo). От этого слова образован глагол — «нанимать». То есть дословное изначальное значение слова soldat — «получающий жалованье».
Из истории известно, например, что в 15-м веке царь Иван Грозный награждал отличившихся воинов иностранными золотыми монетами. Получившие такую награду часто пришивали подобный дар на шапку, кафтан или делали в них дырку, потом носили на шнурке или ленте на шее. Позже в России чеканили собственные монеты из золота, которые получали лишь военные. Так, в 17-м веке по указу царевны Софьи были отчеканены золотые монеты для участников Азовских походов.
Созданные в годы гражданской войны и интервенции военно-финансовые органы занимались среди прочего и выплатой жалованья красноармейцам и командирам. В 1918–1920 годах все военнослужащие принимались на полное государственное довольствие. Был установлено денежное содержание красноармейцам в размере 250 рублей в месяц в тылу и 350 рублей — тем, кто находился на линии фронта. Выплачивались также прифронтовые надбавки за сбитый самолет (5000 рублей), за пуд сброшенных бомб (40 рублей), за 1 час полета при выполнении боевого задания (40 рублей).
Деньги требовались не только на выплаты красноармейцам, но и на закупку военной техники. В Российском государственном военном архиве сохранился интересный документ, испещренный несколькими резолюциями. Это письмо из Секретариата Совета народных комиссаров в Реввоенсовет Республики от 29 сентября 1921 года. Автор запроса требует уточнить актуальность вопроса о закупке за границей 500 самолетов и 500 моторов для Красного Воздушного флота на сумму 13,6 млн рублей золотом. Был ли решен этот вопрос — история умалчивает, но уже сама постановка вопроса о выделении огромной суммы денег на закупку иностранной авиатехники в условиях гражданской войны и экономической разрухи — удивительна.
Своеобразным документом той эпохи являются денежные знаки, которые печатались в Советской России и шли, в том числе на обеспечение военных нужд.
Все для фронта
Суровым испытанием для страны и ее финансовой системы стала Великая Отечественная война. Расходы СССР на оборону по государственному бюджету за 1941–1945 годы составили 582,4 млрд рублей или 50,8% всей суммы расходов госбюджета. Эти беспрецедентные суммы прошли через военно-финансовые органы. В армию на должности военных финансистов были мобилизованы бухгалтера заводов, колхозов, совхозов, кооперативов и артелей.
Война заставила создать сеть полевых учреждений Госбанка. Они предназначены для банковского обслуживания военнослужащих, воинских частей, военных учреждений и организаций.
Впервые полевые учреждения были созданы в период походов Красной Армии в 1939–1940 годах. В этот период были созданы шесть полевых контор на Западной Украине, в Западной Белоруссии, Финляндии, Литве, Латвии и Эстонии и 28 полевых касс. 22 августа 1941 года постановлением Совета народных комиссаров создано Управления полевых учреждений Госбанка СССР. Всего с июня по декабрь 1941 года было создано 598 полевых учреждений Госбанка СССР, в том числе 14 полевых контор. Через полевые учреждения прошло 6,58 млрд рублей.
В 1944 году боевые действия были перенесены на иностранную территорию. К концу войны полевые учреждения функционировали на территории 14 иностранных государств. В этот период финансирование войск осуществлялось в 25 валютах, среди которых были изготовляемые фабриками Гознака военные немецкие марки, военные румынские леи и военные венгерские пенго.
В августе 1941-го
Специалисты финансовой службы вооруженных сил вели регулярное начисление и выплату денежного довольствия и премиальных всему личному составу, а также контролировали правильность и своевременность этих отчислений. Каждый фронтовой рубль был под самым пристальным контролем и подлежал строгому учету. В архивах сохранились документальные свидетельства строгого отношения к каждому факту утраты денежных средств, в том числе в сумасшедшие первые месяцы войны. Так, опубликованы документы финансового отдела 20-й армии Западного фронта. Они были спрятаны в окружении западнее Вязьмы в октябре 1941 года и обнаружены только в 1994 году. Среди этих документов письмо начальника финансового управления Народного комиссариата обороны (НКО) СССР начальнику финансового отдела Северо-Западного фронта. «По имеющимся данным, — пишет он, — денежный ящик финансовой части штаба 11-й Армии выброшен вместе с деньгами в сумме около 20 тысяч рублей при отходе войск... Проведите расследования для привлечения виновных к ответственности». Резолюции разных начальников на письме датированы 25-м и 27-м июля 1941 года.
И ведь провели расследование. В том же июле 1941 года. В отчете объемом в одну страницу описаны приключения злополучного денежного ящика в июне-июле 1941 года в частях отступающей армии. Описание дает примерное представление о положении наших войск в период наступления фашистов. И даже «виновного» найти удалось. Вот только наказать его уже было нельзя.
«В пути машина (перевозившая денежный ящик. — «АС») без ведома отделов была разгружена (в том числе и наш денежный ящик) и оставлена, а машина была использована для перевозки бойцов. Сделано это было распоряжением капитана штаба Армии т.Белозерова (убит противником при выполнении задания командования)», — говорится в докладе начальника финансового отдела Северо-Западного фронта начальнику финансового управления НКО СССР.
«Было время и цены снижали»
Ключевым вопросом было обеспечение бесперебойного финансирования потребностей фронта. При этом значительные объемы финансирования приходились на военные поставки — до трети всех расходов по смете Наркомата обороны. Деятельность финансистов была направлена на снижение цен на военную продукцию. Политика оптовых цен на вооружение, боеприпасы, боевую технику и военное имущество в период войны заключалась в их постоянном снижении. Такое явление было отмечено впервые в истории войн.
Контроль цен позволил сэкономить каждый десятый рубль военных расходов на закупку оружия. Общая сумма экономии составила 50,3 млрд рублей, в том числе по артиллерийскому вооружению — 22,9 млрд рублей, по авиационному — 14,2 млрд рублей, по бронетанковому — 10,4 млрд рублей, по минометному — 1,7 млрд рублей, по остальным видам вооружения и боевой техники — 1,1 млрд рублей.
Экономия была равна издержкам ведения войны в течение 138 дней.
По оценкам экономистов, снижение цен было достигнуто благодаря быстрому росту объемов производства военной продукции и переходу к массовому производству, введению непрерывной рабочей недели и круглосуточной работе предприятий. Кроме того, военная продукция выпускалась по техническим условиям военного времени, без ряда отделочных работ и по упрощенной технологии.
Продолжение следует...