Ее звали «Зося»

Ее звали «Зося»

У самого массового и узнаваемого артиллерийского орудия Великой Отечественной войны очень непростая судьба
Противотанкисты ЗиС-3 в бою.
© parkpatriot.ru
У самого массового и узнаваемого артиллерийского орудия Великой Отечественной войны очень непростая судьба
' + '' + ' ' + ''+ ' Противотанкисты ЗиС-3 в бою.
07 августа 2025, 10:30
Реклама

Эта пушка изначально была под запретом, а серийный выпуск начался «нелегально». Создавший ее конструктор сильно рисковал: время военное, и не до несанкционированных экспериментов. Но новинку все же оценили по достоинству и дали «добро» ЗиС-3, ставшей поистине легендарной.

И стулом об пол…

Отстаивать свою точку зрения перед руководителем страны Иосифом Сталиным решались единицы: чревато непредсказуемыми последствиями и мизерной вероятностью что-либо изменить. Тридцатидвухлетний конструктор Василий Грабин на заседании Государственного комитета обороны (ГКО) 4 января 1942 года стал настаивать на своем предложении. Дошло до того, что Сталин схватил спинку стула и ударил им об пол: «У вас конструкторский зуд, вы все хотите менять и менять! Работайте, как работали раньше!»

По сути, точка в вопросе о приеме на вооружение и официальном запуске в серийное производство противотанковой пушки ЗиС-3 была окончательно поставлена. Выходит, огромный труд конструкторского бюро (КБ) и коллектива завода напрасен? Но ведь его, Василия Грабина, детище необходимо фронту! Уж он-то в этом был уверен: с юности привык отвечать за свои слова и поступки.

Генерал-полковник технических войск Василий Грабин.
© wikipedia.org
Генерал-полковник технических войск Василий Грабин.

…К артиллерии Василий прикипел с детства. Пусть настоящие орудия он увидел гораздо позднее, но Гаврила Иванович — его отец, отставной обер-фейерверкер царской армии, — сумел пробудить интерес к боевой работе пушкарей. Словом, профессию парень выбрал заранее — поступил в Петрограде в артиллерийское училище, которое окончил в 1923 году.

Служба в войсках у Грабина ладилась, но его привлекала не столько командирская, сколько инженерная стезя: хотелось глубже разбираться в технике. Через пять лет он поступил на артиллерийский факультет Военно-технической академии имени Ф.Э.Дзержинского. После ее окончания в 1930 году толкового инженера направили в КБ ленинградского завода «Красный путиловец».

Динамореактивный просчет

Уже через два года Грабин — первый заместитель начальника ГКБ-38, специализировавшегося на разработке артиллерийских систем. В 1932-м его направляют на Горьковский машиностроительный завод №92. Предприятие чисто производственное, выпускающее ствольные артиллерийские орудия и не имеющее штатного КБ. Почему обходились без конструкторов? Считалось, что незачем: тогда приоритет отдавали динамореактивной (безоткатной) артиллерии, активным сторонником которой был влиятельный Маршал Советского Союза Михаил Тухачевский.

На первый взгляд, безоткатная артиллерия вполне перспективна. Суть в том, что у обычного орудия отрезали казенную часть в районе затвора и вставляли в срез сопло Лаваля (газовый канал особого профиля, имеющий сужение для изменения скорости проходящего по нему газового потока). Снаряд вставляли в привычную латунную гильзу с отверстиями для пороховых газов. Такое орудие почти не имело отдачи и к тому же существенно меньше весило.

Эти объективные достоинства получали поддержку даже у некоторых специалистов. Дескать, время классической ствольной артиллерии безвозвратно уходит, и пора полностью переходить на динамореактивную. Достаточно сказать, что в начале–середине 1930-х годов от 30 до 50 процентов артиллерийских систем выпускались по этой технологии.

Василию Грабину стоило большого труда и нервов доказать в высоких инстанциях вплоть до Наркомата тяжелой промышленности СССР, что недостатки сводят на нет достоинства динамореактивной артиллерии. Его правоту доказали первые же поставки в войска противотанковой переносной 37-мм пушки РК и 76-мм батальонной пушки БПК. Так, бронебойные снаряды этих противотанковых пушек даже с близкого расстояния не могли пробить броню толщиной от 30 мм. Низкими оказались точность и дальность выстрела, нередкими были случаи разрыва стволов при стрельбе.

Десятикратное ускорение

В результате все поставленные динамореактивные средства были изъяты из войск и уничтожены, а разработки ствольной артиллерии получили зеленый свет. Как следствие, на 92-м заводе в Горьком (Нижний Новгород) появилось КБ, которое возглавил Василий Грабин.

Казалось бы, теперь ему и карты в руки. Грабин объединил вокруг себя молодых конструкторов и стал реализовывать свои проекты. Но не тут-то было: директор завода всячески препятствовал новациям молодого амбициозного начальника КБ.

Лишь в 1940 году, после прихода на предприятие нового, технически грамотного руководителя Амо Еляна, конструкторы заработали с полной отдачей. Тем более что Грабин внедрил в КБ метод скоростного проектирования, что позволяло создавать и испытывать орудия за считаные месяцы. Так, если обычно на это уходило 2,5 года, то теперь порядка всего трех месяцев — в десять раз быстрее!

Пушка ЗиС-3 в Нижегородском кремле.
© wikipedia.org
Пушка ЗиС-3 в Нижегородском кремле.

Сказалось и то, что КБ пошло по пути унификации и сокращения количества узлов и деталей. Грабин четко обозначил свою позицию: «Пушка должна быть малозвенной, должна состоять из наименьшего числа деталей, но не за счет их усложнения, а за счет наиболее рациональной конструктивной схемы, обеспечивающей простоту и наименьшею трудоемкость при механической обработке и сборке».

В результате пушка ЗиС-3 (аббревиатура по названию предприятия — Завод имени Сталина) появилась еще до начала Великой Отечественной войны. В 1941 году Грабин продемонстрировал ее начальнику Главного артиллерийского управления Красной Армии Маршалу Советского Союза Григорию Кулику. Тот, несмотря на аргументы в пользу новинки, запретил ее запуск в производство. Впрочем, и в последующие годы войны он себя проявил отнюдь не с лучшей стороны…

Утренний звонок

Впору было отчаяться, но Грабина поддержал директор завода Елян, приняв решение запустить ЗиС-3 в производство «нелегально», без обязательных испытаний. Задача упрощалась тем, что под 76-мм ствол пошел выпускаемый здесь же лафет 52-мм противотанковой пушки ЗиС-2. Ствол взяли от ранее созданной Грабиным дивизионной пушки Ф-22УСВ, в которой появился дульный тормоз специальной конструкции.

Значительные изменения произошли в производственной цепочке и технологии выпуска, что привело к существенному сокращению трудозатрат: 650 станко-часов вместо 1070. На упомянутом заседании ГКО 4 января 1942 года Грабин привел и другие серьезные аргументы в пользу ЗиС-3. Количество деталей в пушке не 2080, как в Ф-22УСВ, а 1306. В полтора раза сократился расход черного металла, а цветных и того больше: не 140 кг, а всего 30. В результате новинка стала втрое дешевле той пушки, которой шла на замену. Увы, столь весомые аргументы Сталина не убедили…

Однако уже на следующий день после заседания ГКО Грабина разбудил телефонный звонок. «Вы правы, — раздался в трубке голос Сталина. — То, что вы сделали, сразу не понять и по достоинству не оценить. Ведь то, что вы сделали, это революция в технике. ЦК, ГКО и я высоко ценим ваши достижения. Спокойно заканчивайте ваше дело».

Памятник Василию Грабину в Краснодаре.
© wikipedia.org
Памятник Василию Грабину в Краснодаре.

Спустя месяц с небольшим, 12 февраля 1942 года, дивизионная пушка ЗиС-3 была принята на вооружение. Предшественницу, ЗиС-2, сняли с производства незадолго до этого — в декабре 1941-го.

В строю салютного дивизиона

На фронте артиллеристы ласково называли ее «Зося». Нередко аббревиатуру расшифровывали как «Залп имени Сталина». Офицеры между собой поминали добрым словом конструктора, называя ЗиС-3 «пушкой Грабина».

Среди немецких войск расхожим стало свое наименование — Ratsch-Bumm, что в переводе означает «Трещотка». Все из-за того, что грохот выстрела долетал уже после того, как слышался характерный трескучий звук снаряда.

Уважение противника было заслуженным: дивизионная пушка ЗиС-3 зарекомендовала себя в боях как против бронетехники, так и по другим целям. Дальность стрельбы — 13,3 км, скорострельность — 20–25 выстрелов в минуту. Расчет — шесть человек.

«Зосю» ценили и за надежность. В Военно-историческом музее артиллерии, инженерных войск и войск связи в Санкт-Петербурге среди экспонатов можно увидеть ЗиС-3, которая прошла от Курской дуги до Берлина — 6 тысяч километров! Пушка произвела 3,9 тысячи выстрелов, уничтожив 33 танка, 21 самоходное орудие и 74 автомашины противника.

…Сегодня ЗиС-3 встречается на многочисленных памятниках и в выставочных экспозициях, посвященных Великой Отечественной войне. Особое место — Нижегородский кремль. Здесь она выставлена неслучайно: ведь именно в этом городе на Горьковском машиностроительном заводе №92 были выпущены почти все пушки ЗиС-3. Кстати, за годы войны на этом предприятии произвели свыше 100 тысяч различных орудий — больше, чем весь военно-промышленный комплекс фашистской Германии! ЗиС-3 стала первым в мире артиллерийским орудием, поставленным на конвейерное производство.

Конверт Почты России.
© wikipedia.org
Конверт Почты России.

Впрочем, и в наши дни «Зося» состоит в Москве на вооружении 449-го отдельного гвардейского салютного дивизиона. Легендарные пушки, иные из которых принимали участие в сражениях Великой Отечественной (на отдельных экземплярах можно увидеть фронтовые «заплатки»), и сегодня в строю.

Реклама
Реклама