Бундесмарине: ставка на бесчеловечные корабли
Военно-морские силы Германии готовятся к высокоинтенсивной многодоменной войне в Балтийском море. В будущих морских сражениях Главное командование ВМС (Oberkommando der Marine) планирует широко использовать беспилотные системы и искусственный интеллект с целью сбережения личного состава, которого германскому флоту явно не хватает. «Армейский стандарт» изучил программу «Цели Германии на 2035 год и последующий период» (Zielbild der Marine ab 2035+) и «Морской курс 2025» (Course Marine 2025), в которых содержится прозрачный намек на то, где, с кем, когда и какими силами готовится воевать дойчемарине (Deutsche Marine – немецкий флот).
Липкая паутина лжи и провокаций
У неподготовленного читателя немецкой прессы могут возникнуть паническая тревога и желание срочно бежать в ближайшее бомбоубежище. Это результат ежедневного запугивания мирных бюргеров «российской угрозой». О ней говорят люди, наделенные властью, то есть хорошо осведомленные о фактическом положении дел в области безопасности, поэтому им просто нельзя не верить. Вот и федеральный канцлер Фридрих Мерц на борту старенького фрегата «Бавария» 28 августа тоже пугал сограждан угрозой с востока их милому фатерланду.
После конфиденциальных переговоров в штабе Главного командования с генеральным инспектором ВМС (соответствует должности главнокомандующего ВМС) вице-адмиралом Яном Кааком (Jan Kaack) Мерц на голубом глазу заявил: «Угроза со стороны России реальна. Мы видим ее и здесь, в Балтийском море. Солдаты в Ростоке подробно проинформировали меня об угрозе. Мы ежедневно видим действия Российской армии. Они проверяют нашу боеготовность и нашу способность обороняться». Слова Мерца привел официальный сайт федерального правительства ФРГ.
Развивая тему «российской военной угрозы» в программе «Интервью недели» на радиостанции «Радио Германии» (Deutschlandfunk), вице-адмирал Ян Каак 29 августа рассказал о «возросшей агрессивности» российских подразделений и угрозе «случайной эскалации».
«Наблюдаются пролеты беспилотников, попытки вторжения и попытки диверсий», — добросовестно солгал Каак. Не забыл упомянуть он и об угрозе морской инфраструктуре. Генеральный инспектор оценил общую ситуацию с безопасностью как критическую: «Службы (имеются в виду разведки. — «АС») исходят из того, что потенциальный противник будет готов создать проблемы не позднее 2029 года. И мы хотим предотвратить это, будучи готовыми к обороне и способными к сдерживанию», — цитирует бред адмирала немецкий журнал «Шпигель» (Der Spiegel).
В общем, немцев, можно сказать, официально предупредили: война может начаться в 2029 году.
Ранее, 11 февраля 2025 года, на пресс-конференции Navy Talks в Берлине Каак голословно заявил, что несколько немецких военных кораблей уже получили повреждения в результате актов саботажа, а также о вторжениях на военно-морские базы с суши и моря. «Наша оценка: нас проверяют», — сказал он, не уточнив, кто, по его мнению, стоит за этими действиями (цитата по американскому поисковому интернет-порталу Yahoo!). Его слова разнесли по миру в тот же день все западные издания и информационные агентства.
Министр иностранных дел Германии Йоханн Вадефуль (Johann Wadephul) на открытии Конференции по вопросам безопасности в Киле 20 июня тоже подлил масла в огонь. «Балтика стала одной из опасных «горячих» точек. Это регион, в котором угроза военной конфронтации стала реальной», — предупредил глава внешнеполитического ведомства. Угрозу он увидел… в российских грузовых судах, «стоящих на якоре вблизи германских портов и, вероятно, служащих платформами для разведывательных беспилотных летательных аппаратов (БПЛА)». А еще он рассказал ужасы о российских военных, «которые внезапно, под покровом ночи снимают пограничные буи, установленные в эстонских водах». «Но этим дело не завершится… В обозримом будущем нам придется организовывать свою безопасность против России», — заключил он.
Во фразе «против России» весь смысл пространной, не лишенной местами фальшивой лирики, речи министра, опубликованной на портале германских зарубежных представительств в России.
Без агрессора и жертвы, только самооборона
Власти Германии под покровом лжи старательно готовят свой флот к войне с Россией. Согласно документу «Цели Германии на 2035 год и последующий период» боевое развертывание сил начнется в условиях мирного времени. Поводом к этому послужит начало «гибридной войны под чужим флагом». Под этим термином в дойчемарине подразумевают повреждения подводных кабелей связи и трубопроводов, а также «опасное» присутствие «теневого флота» России в Балтийском море.
По статистике интернет-провайдеров, повреждение их подводных кабелей происходит в мире один раз в три дня, в большинстве случаев в результате попыток судов встать на якорь или сняться с якоря. Так что у Германии каждую неделю есть как минимум по два повода начать войну.
Возможно, это произойдет в интересах «защиты» несчастных бывших республик СССР. Для нейтрализации «российской угрозы» по запросу правительств прибалтийских стран германский флот «также окажет помощь в этой области», указано в документе. За этой расплывчатой формулировкой скрывается не что иное, как организация Эстонией морской блокады российских портов в Финском заливе, а Литвой — блокады Калининградской области одновременно с моря и суши вооруженными силами Литвы и Германии, в частности 45-й тяжелой механизированной бригадой бундесвера, развернутой в 16 км от белорусской границы.
51-я статья Устава ООН дает России право на самооборону, то есть прорыв блокады. Однако эта же статья предоставляет право Литве и Эстонии начать военные действия. Таким образом, не будет ни агрессора, ни жертвы — только одна сплошная самооборона с обеих сторон. При этом германские генералы и адмиралы почему-то уверены, что даже в кризисной ситуации Россия не прибегнет к имеющимся у нее средствам ракетно-ядерного сдерживания, а ввяжется в войну на истощение. Если же и прибегнет, то у Германии, возможно, уже имеются «Таурусы», переделанные под спецзаряд.
Неслучайно в начале 2024 года официальные лица ФРГ начали обсуждать вопрос о собственном ядерном оружии или, в качестве плана «Б», — о совместном с Великобританией и Францией обладании им.
А еще раньше, в августе 2023 года, немецкий таблоид «Бильд» (Bild) написал, что 300 из 600 крылатых ракет «уже прошли капитальный ремонт, проведенный военным консорциумом MBDA, и готовы к применению». Речь идет о MBDA Deutschland Gmbh, немецкой дочке европейской многонациональной корпорации, специализирующейся на проектировании, разработке и производстве ракет и связанных с ними систем. Ее штаб-квартира расположена в Ле Плесси-Робинсон недалеко от Парижа. Вот вам и французский «ядерный» след немецких «Таурусов». Остается тайной, что включал в себя «капитальный ремонт».
Но вернемся к подготовке войны. На VIP-презентации плана развития флота Course Marine-2025 в Берлине 14 мая вице-адмирал Ян Каак похвастался, что германский флот развернет боевые действия на всем протяжении оперативной зоны от GIUK Gap (Greenland-Iceland-United Kingdom — так немцы называют Фареро-Исландский противолодочный рубеж) через Северное море до Финляндии. Однако если внимательней вчитаться в документ, подготовленный в недрах дойчемарине, станет понятно, что адмирал просто прихвастнул.
Course Marine-2025 уточняет «Цели Германии на 2035 год и последующий период» и предусматривает развитие флота в два этапа: ускоренное повышение боевой готовности — до 2029 года и технологическую модернизацию до 2035 года. Иными словами, если Германия и решится на войну, то вступит в нее с наполовину старым флотом, которого не хватит для прикрытия всей оперативной зоны. В этом случае прикрывать германский флот в Северной Атлантике от кораблей и подводных лодок российского Северного флота, идущих на усиление Балтийского флота, должны коалиционные силы альянса.
Но даже при таком раскладе сил германскому флоту, отмечается в документах оберкомандования, придется отказаться от участия в международных операциях по урегулированию кризисов в других регионах. Германские адмиралы нашли этому лукавое объяснение: «продолжительные операции низкой интенсивности оказывают негативное влияние на оперативную готовность и оперативность реагирования, необходимые для обеспечения национальной и коллективной обороны».
Берлин считает деньги в чужом кармане
За четыре предстоящих года в мире может произойти много событий. Они тоже учитываются командованием ВМС Германии в расчетах сил и средств для ведения войны на потенциальном Балтийском театре военных действий (ТВД).
Во-первых, высока вероятность отвлечения военно-морских сил стран НАТО на войну в Азиатско-Тихоокеанском регионе, которая может начаться в 2027 году. «Си приказал своим военным быть готовыми к вторжению на Тайвань к 2027 году», — сказал министр войны США Пит Хегсет на военном форуме в Сингапуре. В этом случае военно-морские силы НАТО вряд ли окажут полноценную помощь германскому флоту в войне с Россией.
Во-вторых, высока вероятность смены президента в Вашингтоне, которая приведет к изменению политики США в отношении России и Европы.
И, наконец, в-третьих, «взрослые дяди» в оберкомандовании ВМС до сих пор верят сказкам. Их рассказывал черный президент Америки десять лет назад: «Россия изолирована, ее экономика разорвана в клочья» (Russia is isolated, with its economy in tatters).
Три года назад врач-ассистент из гинекологического отделения университетской клиники Ганновера, еврокомиссар Урсула фон дер Ляйен повторила то же самое почти слово в слово. В начале текущего года авторитетная «Информационная группа Джейна» (Jane’s Information Group) осторожно предположила, что к 2030 году у России, возможно, закончатся деньги... И эти дутые расчеты, видимо, вдохновляют на очередной блицкриг.
Правда, и у самой Германии сейчас нет ни денег, ни производственных ресурсов, для того чтобы основательно подготовиться к региональной войне. Флот испытывает дефицит в силах и средствах, в частности, в современных кораблях и подводных лодках, которые еще только предстоит построить. Сейчас канцлера Мерца, вероятно, тревожит мысль, успеют ли ВМС хотя бы частично обновить свой корабельный состав в оставшиеся четыре года.
По программе «2035+» флот должен иметь в своем составе до 16 фрегатов, 6–9 корветов, 9–12 подводных лодок, восемь морских патрульных судов. В Course Marine-2025 добавлено строительство более 60 надводных, подводных и воздушных дронов и более 40 многоцелевых боевых катеров для поддержки морской пехоты в местах их высадки. В целевой программе «2035+» черным по белому прописаны «атаки с моря на берег (удары с моря)». Как легко догадаться, это не о фиордах Норвегии, берегах Польши, Финляндии или Швеции. Что же тогда остается? Городской пляж военно-морской базы в Балтийске?
Высадке десанта морской пехоты будут предшествовать ракетные удары в глубину российского полуэксклава. Как отмечается в «2035+», ракетные удары «сократят время для ответных действий противника, будут направлены, главным образом, против пунктов управления, РЛС, логистических центров и боевых модулей (weapon stations). Под этим термином, наверное, следует понимать аэродромы, стартовые позиции ракет, скопление живой силы и техники. По замыслу офицеров оперативного управления, удары вглубь российской обороны минимизируют последствия от блокирования русскими доступа в морское и воздушное пространство с помощью современных управляемых ракет (anti-access/area denial, A2AD), что позволит вновь обеспечить безопасную навигацию и полёты над акваторией Балтийского моря.
В расчетах потребности в кораблях и подводных лодках для ведения войны на истощение на Балтике оберкомандование ВМС исходит из того, что треть германских кораблей будет находиться на техническом обслуживании, треть — в полной боевой готовности и треть — в различных степенях боевой готовности.
Но для войны с таким сильным противником, как Балтийский флот, и особенно Северный флот, этого наряда сил и средств будет явно недостаточно. Видимо, командование ВМС придерживает в рукаве джокера, и этот джокер — безэкипажные и беспилотные надводные, подводные и летательные аппараты.
Корабли и подводные лодки основных классов
Итак, по порядку. До 2029 года в составе флота будут находиться три эсминца (в Германии их называют фрегатами) типа F-124 «Саксония» (Sachsen): «Саксония», «Гамбург» (Hamburg) и «Гессен» (Hessen). Их ресурс закончится в середине 2030-х годов. Четвертый фрегат «Тюрингия» (Thüringen) «застрял» на этапе заключения контракта. Может быть, не хватило денег, но вероятнее всего, было решено перейти к строительству шести эсминцев следующего поколения типа F-127 ПВО/ПРО (противовоздушной и противоракетной обороны) водоизмещением 12 тыс. тонн, с корабельной компонентой ЕвроПРО — американской многофункциональной боевой информационно-управляющей системой Иджис (Aegis). Если их строительство начнется в конце 2026 года, то последний в серии корабль флот получит к 2034 году.
С 2028-го по 2034-й включительно ВМС должны получить шесть эсминцев/фрегатов типа F-126 «Нижняя Саксония» (Niedersachsen) ПЛО (противолодочной обороны) водоизмещением более 10 тыс. 550 тонн. Они заменят четыре старых эсминца типа F-123 «Бранденбург» (Brandenburg), построенных в 1992–1996 годах.
Сейчас в строительстве находится головной в серии корабль F-126 «Нижняя Саксония». Закладка киля состоялась в июне 2024 года. Предполагаемый срок окончания строительства — лето 2028 года. Остальные существуют пока только на бумаге: «Саар» (Saarland), «Бремен» (Bremen) и «Тюрингия» (Thüringen).
До 2035 года в боевом составе будут находиться как минимум четыре фрегата типа F-125 «Баден-Вюртемберг» (Baden-Württemberg), которые были построены и переданы в боевой состав флота в 2019–2022 годах. Считается, что это самые большие в мире фрегаты водоизмещением более 7200 тонн.
Для сравнения: у современных американских эсминцев типа «Арли Бёрк» (Arleigh Burke), то есть кораблей более высокого ранга, стандартное водоизмещение около 7000 тонн, у ракетных эсминцев Великобритании типа 45 «Дерзкий» (Daring) — до 8500 тонн. В современной классификации ранг корабля определяется не водоизмещением, а наличием разнообразного вооружения. Чем больше и мощнее оружие, тем выше ранг. Если в германском флоте фрегатами называют корабли, соответствующие по водоизмещению эсминцам, значит, не всё так хорошо с надводным кораблестроением и, в частности, с вооружением кораблей.
Среди надводных кораблей, которые доживут до 2035 года (если их не потопит противник в 2029 году), будут модернизированные корветы типа K-130 «Брауншвейг» (Braunschweig) водоизмещением 1840 тонн. Оружия на корвете много, но в основном малого радиуса действия и по мощности уступающего российским корветам того же водоизмещения.
В строю сейчас пять корветов типа K-130 «Брауншвейг» первой очереди постройки и пять второй очереди находятся в различной степени готовности. Не будем преувеличивать, но не станем и умалять их роль в будущей войне на Балтике.
Германское судостроение лидирует в создании неатомных подводных лодок (НАПЛ) с энергонезависимыми двигателями на водородных топливных элементах. Сейчас в составе флота находится шесть НАПЛ проекта 212А, построенных в период с 2002 до 2011 год.
В ходе модернизации их вооружат крылатыми ракетами, которые смогут стрелять не только по надводным, но и по береговым целям. Ракеты будут запускаться из торпедных аппаратов.
НАПЛ проекта 212А останутся в боевом составе флота до 2035 года. С 2029 года флот начнёт получать НАПЛ проекта 212CD. 18 декабря 2024 года бундестаг утвердил расходы на их строительство. Новые лодки будут длиннее предшественниц на 17 метров, а водоизмещение возрастёт на 1000 тонн. Заказ на строительство шести лодок получила судостроительная компания Thyssenkrupp Marine Systems (TKMS). Старший вице-президент по коммуникациям Стефан Эттвиг (Stefan Ettwig) заявил, что они «представляют собой новое поколение, значительно превзойдут по своим возможностям существующие лодки проекта 212A».
Планируется также построить до 12 (традиционное для германских ВМС количество) новых кораблей противоминной обороны, обозначенных в документах как Minenabwerhr-Plattform. Они заменят имеющиеся 30-летние тральщики типа 332 «Франкенталь» (Frankenthal).
Время беспилотников
Есть большие сомнения в том, что германский флот такого корабельного состава во время войны сможет эффективно противостоять военной группировке, собранной в Калининградской области, а также Балтийскому и Северному флотам России. Вероятно, в оберкомандовании понимают, что к 2029 году ему не хватит заряда сил и средств для выполнения предполагаемых боевых задач — многие корабли будут находиться в стадии строительства, а в экипажах будет ощущаться нехватка личного состава. Отставание в силах и средствах хотят срочно ликвидировать за счет строительства безэкипажных и беспилотных надводных, подводных и летательных аппаратов. «Количество нескольких взаимодополняющих пилотируемых и беспилотных систем напрямую зависит друг от друга», — отмечено в целевой программе «2035+».
Весной 2025 года командование ВМС официально объявило о старте программы «Будущая боевая надводная система» (Future Combat Surface System, FCSS). Ею предусмотрено создание и внедрение нового поколения беспилотных надводных кораблей (БЭК), которые станут основой немецкого флота будущего. БЭКи будут действовать как совместно с обитаемыми кораблями, так и автономно, в формате морских роев.
Но и в этой части программы не всё гладко. Например, согласно документу «2035+» предстоит построить до 18 БЭКов для совместных действий с корветами типа K-130. Предполагается, что c каждым корветом в море будет находиться как минимум один или два надводных дрона. Но проект для их строительства пока не выбран, строительство не началось, есть только условное наименование: «Будущая боевая надводная система, дополняющая корветы» («Future Combat Surface System, ergänzen Korvetten»). Ее концепция окончательно не сформулирована, разработчики находится в поиске конструктивного решения.
Испытания различных моделей перспективных морских дронов в рамках FCSS проходили с 15 сентября по 5 октября 2025 года в Балтийском море. Каждый участник программы получил около недели на демонстрацию возможностей своей платформы, не считая подготовительного этапа. Проверке подлежали три ключевых качества: базовая управляемость и техническая надежность; способность к ситуационной осведомленности, включая навигацию, восприятие обстановки и связь; а также функциональность в разведывательных и ударных миссиях, включая применение вооружения.
К испытаниям в Эккернфёрде (Eckernförde) допустили модели, которые соответствовали техническим требованиям заказчика. Среди них девятый (высший) уровень технологической готовности (Technology Readiness Levels, TRL9); наличие автономной навигации по маршрутным точкам; поддержка удаленного и аварийного управления, а также системы активного предотвращения столкновений.
Безэкипажные платформы должны иметь дальность хода не менее 300 морских миль (примерно 555 км) при крейсерской скорости 38 узлов (более 70 км/ч), нести на борту 30-мм автоматическую пушку, опционально — барражирующие боеприпасы или ракеты. Важнейшее условие — интеграция с современными морскими боевыми сетями, в первую очередь с системой управления Sita Ware Headquarters (SitaWareHQ), которая обеспечивает для всех уровней командования ситуационную осведомленность, совместное планирование и взаимодействие в боевой обстановке.
Германские адмиралы вместе с конструкторами сейчас изучают результаты испытаний, сравнивают их с мировым опытом и стремятся в дальнейшем выборе не отстать от таких игроков, как США, которые уже создали два полноценных дивизиона БЭКов (unmanned surface vessel, USV) и до конца 2025 года запустят третий. Таким образом, германская система FCSS не просто локальный проект, а элемент ответа НАТО на изменения в тактике морской войны.
FCSS призвана изменить флот — сделать его более гибким, живучим и эффективным в условиях высокотехнологичного конфликта. В перспективе БЭКи полностью заменят существующие корветы типа K-130, которые составляют основу прибрежных сил Германии.
Полного эффекта от внедрения FCSS флот достигнет к 2029 году. Вместе с тем генеральный инспектор убежден, что в ближайшие три десятилетия на просторах Северной Атлантики по-прежнему будут необходимы крупные корабли, которые, будучи в высшей степени защищенными, смогут охотиться за подводными лодками и тем самым противостоять стратегической угрозе, а в идеале — ликвидировать ее. По словам вице-адмирала, такие корабли служат и для того, чтобы сохранить открытыми морские пути, чтобы транспортный морской хаб Германии вообще мог функционировать.
В случае начала войны БЭКи, по замыслу оберкомандования, будут действовать в прибрежных водах российского полуэксклава, в пределах досягаемости российских средств поражения. Таким образом, командование флотом надеется сохранить корабли и экипажи от разящих ударов русского оружия. «И это именно то, что мы делаем с Future Combat Surface System, общей системой, состоящей из многих, многих подсистем, которые в лучшем случае могут действовать независимо или управляться одной пилотируемой единицей с Земли», — сказал Каак.
Предполагается строительство также надводных и подводных безэкипажных систем для обнаружения, идентификации и нейтрализации морских мин (Mine Counter Measures, MCM). Они будут действовать вместе с новыми кораблями противоминной обороны. Количество противоминных дронов пока не определено.
Для действий с НАПЛ проекта 212CD программой «2035+» предусмотрено строительство до шести безэкипажных подводных аппаратов. В документе они обозначены как «Большие беспилотные подводные аппараты — дополнение к подводным лодкам» (Large Unmanned Underwater Vehicle – ergänzen U-Boote).
Положительный опыт использования подводных дронов был получен германскими ВМС в ходе испытаний израильского подводного беспилотного аппарата BlueWhale в ноябре 2024 года. «С двумя-тремя из этих моделей я мог бы закрыть всё в Фемарне» (Fehmarn, остров и город в Балтийском море. — «АС»). В настоящее время предпринимаются попытки внедрения BlueWhale. Возможно, сначала в небольшом количестве, прежде чем мы перейдем к рассмотрению процесса крупных закупок», — уточнил Каак.
Получается, что германский флот не успевает за ходом времени. В 2029 году он не будет готов к развязыванию региональной войны. Впрочем, Фридриха Мерца это не остановит, если накануне парламентских выборов он изберет путь своего просроченного украинского коллеги.
Остается надеяться, что разум возьмет верх над антироссийской истерией и Берлин вернется к политике мира и добрососедства, характеризующих взаимоотношения двух стран в конце XX — начале XXI века.