Дивизион зажигает огни

Дивизион зажигает огни

Самая мирная часть Вооруженных сил готовит салютные сюрпризы
Салют над Московским Кремлем.
© Фото автора
Самая мирная часть Вооруженных сил готовит салютные сюрпризы
' + '' + ' ' + ''+ ' Салют над Московским Кремлем.
01 ноября 2018, 10:15
Реклама

Салютный дивизион — одна из самых праздничных воинских частей, которая даже у взрослых вызывает детский восторг. Мало кто знает, но за десятью минутами торжества в небе, которое как минимум два раза в год обеспечивают военные, на самом деле стоит кропотливый ежедневный труд. «Армейский стандарт» побывал в дивизионе и узнал, как создается праздничное настроение.

Фейерверкер во втором поколении

Высокий бетонный забор, КПП, казармы, плац, ангары с КамАЗами... На первый взгляд, 449-й отдельный гвардейский салютный дивизион Западного военного округа — самая обычная воинская часть. Сразу видно, здесь все серьезно, хотя и занимаются военнослужащие... созданием праздничной атмосферы.

Главный в части — легенда российских фейерверкеров полковник Вячеслав Парадников. На его счету не только праздничные салюты, но и салюты в честь инаугураций всех президентов России.

- Парадников — моя настоящая фамилия. Никогда ее не менял, хотя журналисты однажды и такую новость выдали, — смеется полковник. — Просто так совпало, честное слово.

Если профессионализм летчиков измеряется часами налетов, то в салютном дивизионе — числом выпущенных в небо салютов. Так вот у Парадникова их более ста! А если посчитать залпы всех салютных установок — многие тысячи!

При этом, признается сам Парадников, он фейерверкер во втором поколении. Его отец Иван Тимофеевич Парадников, фронтовик, прошедший войну с Японией, служил в зенитно-ракетном полку, где находился взвод салютных установок, еще в 60-е, и нынешний командир дивизиона не раз ездил с отцом на салюты в Москву…

-Мне тогда, конечно, и в голову не приходило, что я когда-нибудь стану командиром салютного дивизиона, но так сложилась судьба, — говорит полковник.

Гвардии полковник Вячеслав Парадников.
© Фото из архива
Гвардии полковник Вячеслав Парадников.

Сегодня Парадников не только главный человек по салютам в Российской армии, но и большой новатор.

Так, на главной аллее дивизиона рядом с зелеными пушками недавно появилось сооружение — двухметровая стела с шарами, устремленными в небо. Такому произведению позавидовал бы любой музей современного искусства.

- Пока тут леса, особой красоты не видно. Но в ближайшее время здесь появится памятник, посвященный салюту, — рассказывает «Армейскому стандарту» командир салютного дивизиона. — Мы с помощью одного архитектора придумали макет, достали строительный материал. Все своими силами. Надеюсь, в ближайшее время мы его откроем в торжественной обстановке.

По словам Парадникова, по замыслу сферы, символизирующие фейерверочные капсулы, будут гореть яркими огнями, подсвечивая основание. Одним словом, с появлением памятника атмосфера праздника будет более явной.

-Мы не первые. Насколько я знаю, в Смоленске несколько лет назад появился памятник первому салюту на Руси. Но он очень традиционный, из камня, не такой новаторский, как у нас, — рассказывает Парадников.

Кстати, по его словам, в части может появиться музей салюта под открытым небом. В основном это десяток темно-зеленых пушек — салютных установок, которые расставлены по аллеям.

-У каждой пушки свои история, возраст, опыт. Многие уже давно не используются. Некоторые участвовали в настоящих боях в Великой Отечественной войне, получили «ранения». Если присмотритесь, то на некоторых увидите заплатки. Эти пушки собирались по всей России. Есть отдельные экземпляры, которые приехали сюда с Дальнего Востока, — говорит Парадников.

Еще одна достопримечательность дивизиона — православный храм, появившийся прямо на территории военной части. Службы в храме уже идут, и заглядывают сюда не только военные, но и местные жители.

- Это была не рекомендация руководства, а мое желание. Ведь человек должен после себя что-то оставить, — говорит Парадников, добавляя, что храм строили всем миром. — Кто-то отдал в дар две иконы, одной из которых 150 лет... Кто-то помог проложить асфальт, кто-то подарил колокола.

Кстати, самый большой колокол (а всего их семь) весит 156 килограммов. Управляется с этим богатством хрупкая женщина майор Ирина Алексеенкова, которая служит в медсанчасти салютного дивизиона уже пять лет.

- У нас все необычно. Звонарями женщины, конечно, бывают. Но чтобы целый майор — это только у нас, — шутит полковник.

Ирина признается, что заманчивое предложение попробовать себя в качестве звонаря сначала ее немного удивило. Но врач Ирина оказалась единственным человеком с музыкальным образованием. Прежде чем приступить к своим вторым обязанностям, Ирина прошла интенсивный курс молодого звонаря у специалиста местной ватутинской церкви.

Майор Ирина Алексеенкова за работой.
© Фото автора
Майор Ирина Алексеенкова за работой.

Я училась около трех недель. В принципе, ничего сложного, только уши болели — спасалась ватой, — рассказала Ирина. — Но оно того стоило. Это такая радость и такое удовольствие.

Кстати, салюты в части охраняют четвероногие стражи порядка. Это около десяти лохматых голов, среди которых лабрадор, немецкие, кавказские овчарки.

Все они «выпускники» питомника Минобороны.

- Там собаки получили основное образование, здесь, у нас доучиваются, - смеются местные кинологи. - Характеры очень разные, есть ласковые, как котята, есть, как мы их ласково называем, «отморозки». Ничего не боятся, и салютов, подавно.

Действительно лабрадор-девочка при виде незнакомца уже через минуту становится «своей», еще один молодой «кавказец», который больше напоминает медвежонка, просто наблюдает за гостями, а вот овчарка в соседнем вольере неистово волнуется.

- Лабрадора и «кавказца» можете смело гладить, а к овчарке лучше не походите. Она принимает только одного человека — солдата, который за ней ухаживает и хорошо ее знает. А на вас незнакомые запахи, да и одежда гражданская, - рассказывает сопровождающий. .

По словам военнослужащих, днем собаки находятся в вольерах со всеми удобствами, а вот ночью их выпускают на прогулку. Так, собаки охраняют часть от чужаков и, что называется, нагуливают аппетит. Кстати, кормят собак исключительно сухим сбалансированным кормом. В случае недомоганий, как у людей, планируют визит к собачьему доктору.

Салютных дел мастера

Многие считают, что раз дивизион салютный, то служба тут — сплошной праздник безделья. Это не так. Дивизион — это артиллерийское подразделение, которое в случае военных действий мгновенно переквалифицируется из салютного в боевое.

Более того, сюда точно так же, как и в другие части, два раза в год приезжают новобранцы — будущие водители-операторы самоходных салютных установок. После того как срочник принимает присягу, в течение месяца он учится вождению. Завершается обучение маршем на определенное расстояние. Только затем потенциального водителя-оператора учат пиротехнической науке: как правильно и безопасно обращаться с боеприпасами, как их заряжать и т.д.

Как пояснили «Армейскому стандарту» в дивизионе, только кажется, что научить водителя-оператора этой науке проще пареной репы. Времени на науку в обрез. Например, на подготовку водителя-оператора, который должен будет доставить особо важный груз к одной из московских площадок к 23 февраля, — несколько месяцев. Интенсивная подготовка хоть начинается сразу же после новогодних праздников, все равно до главного дня Вооруженных сил, когда все расчеты должны будут показать свое мастерство, остается всего ничего. Уже с 24 февраля начинается подготовка к 9 мая.

-Как минимум два раза в год, 9 мая и 23 февраля, яркими и незабываемыми праздники делают именно военнослужащие по призыву. Молодые солдаты к своим обязанностям подходят очень серьезно и ответственно. Все-таки за результатами их труда наблюдает вся столица, а то и страна, — говорит Парадников.

Салютные машины выезжают на задание.
© РИА Новости
Салютные машины выезжают на задание.

Что касается бытовых вопросов, то они тут, похоже, полностью решены, и у солдат есть все необходимое для комфортного несения службы: прачечная, современные душевые комнаты, спортзал, зона отдыха.

-Мы специально никогда не предупреждаем солдат о том, что к нам приезжают журналисты. К вашему приезду также никто не готовился. При этом, как видите, все чисто, убрано, - поясняет заместитель по вооружению майор Виталий Грачёв.

Действительно, в части стерильная чистота, при этом в казарме кипит жизнь. Кто-то проводит ревизию шкафов со спортивной одеждой (новобранцам по прибытию сразу выдают для занятия спортом новые костюмы и современные кроссовки), кто-то собирается на плац для выполнения задач, а у кого-то идут теоретические занятия.

Еще через час-полтора срочники начнут собираться в столовой. И тут есть чем похвастаться. Несколько лет назад в части была введена электронная система контроля и заказа питания — прямо у раздачи установлен информационный терминал с биометрическими датчиками, которые считывают информацию по отпечаткам пальцев военнослужащих. То есть перед тем как взять поднос, солдат прикладывает палец к терминалу и на мониторе появляются персональные данные о бойце, а также информация о том, ел он уже или еще нет.

Праздничные «бомбы»

Как не бывает одинаковых отпечатков пальцев, так не бывает одинаковых фейерверков, уверяют в дивизионе. Над рисунком, который каждый раз должен быть новым, колдует компьютер. С помощью специальной программы сначала создается узор будущего фейерверка, затем его просматривает и одобряет специальная комиссия, которая и дает название. Далее — дело техники.

«Бомбы», как некоторые гражданские дилетанты называют фейерверочные изделия, закладывают в самоходные пусковые установки и подключают проводами, создавая электрическую цепь. Салютное изделие опускают в ствол с помощью специальной петли, а провода выводят наружу.

По сигналу, который два раза в год лично отдает Парадников, солдат нажимает кнопку, и установки начинают «выплевывать» в небо капсулы. Одновременно начинают грохотать пушки. Только все вместе — и узоры, и шум — можно называть салютом. Просто узор в небе — это всего лишь фейерверк.

Грохочут салютные пушки.
© mil.ru
Грохочут салютные пушки.

Кстати, запуск салюта — вещь филигранная, испортить праздник просто — достаточно где-то небрежно обойтись с проводами. Впрочем, как заверили в дивизионе, все пушки, пусковые установки и провода проверяются особенно тщательно, перед тем как колонны военных с техникой отправятся в столицу.

В Москву более 70 грузовиков с ракетными установками и несколько десятков пушек уезжают из части еще днем, а прибыв на свое место, ждут 10 часов вечера. Всего в столице действует 31 салютная точка. Самая главная — смотровая площадка на Воробьевых горах. Сюда подвозят сразу 9 салютных установок. В парке Победы, еще одном «месте силы», размещают 4 установки. На остальных, более мелких площадках салют запускают всего с двух машин.

Запуск салюта — дело очень ответственное. Территорию запуска, которая на время становится стратегической, охраняют стражи порядка.

— 30 залпов должны произойти в строго определенное время с четким интервалом, — объясняет Парадников. — Если случится какая-нибудь накладка, салют не повторишь и праздник не вернешь.

Историческая справка

Первые новогодние фейерверки, так называемые потешные огни, были запущены в 1389 году князем Дмитрием Донским. Лучше всех знал огневое искусство царь Петр, превративший «потешные огни» в настоящее торжество, которое можно было увидеть в Рождество, Новый год, Масленицу, во время празднования воинских побед и придворных торжеств.

Считается, что последний фейерверк в царской России был устроен в 1915 году в честь взятия русскими войсками Перемышля. В СССР салюты были возрождены уже в годы Великой Отечественной войны — именно тогда начиная с 1943 года по инициативе И.В.Сталина была разработана специальная система салютования в честь побед советских войск.

От «Кружев» до «Матрешки»

Отдельного упоминания заслуживают поэтичные имена, которые, как и ракетам, дают фейерверкам. Сегодня на вооружении дивизиона более 40 видов фейерверков. Часть из них с ассоциативными названиями, а часть с символическими. «Кружево», «Орхидея», «Мерцающие звезды», «Рубин», «Астра», «Матрешка» — это ассоциативные. Разлетаясь в небе, они чем-то меньше или больше напоминают то мерцание звезд, то астру... Из разряда символических — «Сага», «Коррида», «Опал», «Коралл», «Олимпия», «Залп Авроры», «Огни Победы», «Виктория», «Алиса», «Сказка» и т.д.

Орудийные расчеты на тренировке 449-го салютного дивизиона в преддверии проведения праздничного салюта в честь Дня Победы.
© РИА Новости
Орудийные расчеты на тренировке 449-го салютного дивизиона в преддверии проведения праздничного салюта в честь Дня Победы.

Как пояснили в дивизионе, к примеру, знаменитая «Матрешка» — это фейерверк из нескольких партий: сначала в небе появляется основной круг огней, через секунду из него раскрывается еще один, еще... Один из самых красивых — «Мерцающие звезды» — говорят, похож на звезды, которые то исчезают, то снова появляются на небе. При этом военнослужащие дивизиона уверяют, что в каждом фейерверке есть своя изюминка. А то, что вызывает у гражданских восторженные отклики, для военнослужащих — ежедневная работа, которую нужно сделать качественно. Говорят, ждут всех нас новые салютные сюрпризы. На радость детворе и взрослым.

Реклама
Реклама