Что-то с памятью моей стало...
Память — одна из важнейших функций человеческого мозга. От степени ее развития зависит успешность практически любой деятельности. Не является исключением и армейская служба. Более того, во многих случаях именно специфика деятельности военнослужащих требует запоминания больших объемов информации. Что же делать, если память оставляет желать лучшего? Специалисты утверждают, что память можно и нужно тренировать. Для этой цели существуют разные методики, наиболее эффективная из которых — мнемотехника.
— Люди сильно отличаются по тому, каким образом они запоминают информацию, — объясняет невролог, врач функциональной диагностики Михаил Алексеев. — У кого-то лучше развита образная память, у кого-то — словесно-логическая. Надо понимать, что память может быть развита в процессе деятельности. Наибольшее внимание имеет смысл обращать на словесно-логическую память, особенно если речь идет о военнослужащих.
Главными приемами логического запоминания являются классификация и систематизация материала. Конечно, при освоении любого материала очень важно добиваться осмысления материала, а не просто его механического запоминания. Но при больших объемах информации бывает нужно также многие вещи запоминать, как говорится, механически. Например, когда речь идет о терминах, датах, схемах, а также при изучении иностранных языков. Качественное усвоение информации также помогает анализировать и оценивать ситуацию, что очень важно для воинской службы.
Михаил Алексеев также утверждает, что тренировка памяти позволяет поднять активность мозговой деятельности. Это в итоге влияет на физическое и психическое здоровье человека. Давно подмечено, что при снижении интеллектуальной нагрузки снижается и умственная деятельность — вплоть до возникновения предпосылок для развития болезни Альцгеймера. Эксперт добавляет, что способность запоминать тренируется гораздо эффективнее, чем мускулы. Одна из методик такой тренировки — мнемотехника.
Что же такое мнемотехника для развития памяти? Это совокупность приемов и методов, позволяющих лучше запоминать и воспроизводить полученную информацию. Также она развивает воображение, мышление и внимание.
— Мнемотехника помогает запоминать на основе визуального мышления, — рассказывает психолог Олег Шевченко. — С помощью мнемонических методов запоминаются такие объемы информации, запомнить которые поначалу кажется невозможно. Такое запоминание проходит в четыре этапа: кодировка, соединение двух образов, запоминание последовательности, отправка в длительную память. Его приемами может овладеть любой человек в любом возрасте.
Например, каждый помнит с детства акростих Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан, который помогает запомнить цвета радуги — красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. Или другое: «Медиана — это такая обезьяна, которая прыгает на сторону и делит ее поровну». С помощью такого стишка нам удавалось легко запомнить смысл геометрического термина.
— Чтобы лучше запоминать, мнемоника использует, в частности, систему образной ассоциативной цепочки, — продолжает Шевченко. — Скажем, вам надо запомнить слова в определенной последовательности: кошка, скрипка, песок, слон, дерево. Методика предлагает вам представить себе зрительный ряд — кошка играет на скрипке, из которой сыпется песок на слона, который, в свою очередь, срывает хоботом листья с дерева. Вообразив такую цепочку, человек легко запомнит не только пять, но и гораздо большее количество слов.
Проще запоминаются логические, образные, эмоциональные, яркие ассоциации, а не сами объекты. По ним информацию легче вспомнить и воспроизвести. Если таких связей нет, их надо создать — это и есть смысл мнемоники.
Справка «АС»
Причины плохой памяти могут быть обусловлены:
— бессонницей, систематическим недосыпанием;
— употреблением алкогольных напитков, курением;
— хронической усталостью;
— информационной перегрузкой мозга;
— частыми стрессовыми ситуациями;
— вегетососудистой дистонией.
Итак, сначала берутся абстрактные данные. Затем между ними создаются связи — то есть происходит кодирование. Запоминаем эти связи, повторяем, заучиваем. А потом воспроизводим нужные нам данные, те, которые надо было запомнить.
Еще один пример: представьте, что вам нужно запомнить список продуктов, которые следует купить в магазине. Итак: картошка, свекла, хлеб, селедка, колбаса, конфеты, торт, молоко, сигареты. А теперь представим картошку, танцующую вальс со свеклой, селедку, поедающую колбасу, торт, усыпанный конфетами, молоко с этикеткой от сигарет. Чем более бредовая картинка, тем лучше она запомнится — человеческий мозг охотнее запечатлевает необычное.
Если вам нужно учить иностранные слова, используйте созвучия. Например, английское слово car (машина) похоже на карканье вороны. Вообразите ворону, едущую на автомобиле — и слово крепко засядет в памяти.
А для запоминания текстов их можно связать с маршрутом, по которому вы ходите каждый день. Ключевые слова текста свяжите с определенными точками дороги.