Трудно поверить, но пообщаться «вживую» с находящимся на околоземной орбите экипажем Международной космической станции (МКС) может… любой желающий! И все это без проверки спецслужбами на благонадежность и даже без предъявления паспорта. «Армейский стандарт» раскрыл некоторые секреты радиолюбительского эфира.
Орбита – это недалеко!
Сразу скажу, для связи с космической станцией, работающей на низкой околоземной орбите, не требуются гигантские наземные радиокомплексы с циклопическими параболическими антеннами, как это часто показывают в голливудских блокбастерах. Достаточно вспомнить, например, затерянную в снегах Сибири советскую станцию «Северная» из фильма «Золотой глаз» про Джеймса Бонда. По фантазии авторов она предназначалась для управления одноименным военным спутником.
Международная космическая станция, как и ее предшественница — станция «Мир» — вращается над Землей на высоте около 400 километров. Это расстояние для прямой радиосвязи считается приличным лишь на Земле, где радиоволны испытывают многократные переотражения и сильные затухания от рельефа. А вот в направлении от Земли в космос 400 километров легко «пробиваются» передатчиком с мощностью до 10 Ватт и с простенькой направленной антенной. Для понимания — детские радиостанции-«мыльницы» с частотой 433 мГц и с мощностью 10 (десять!) милливатт, на Земле в городских условиях кое-как обеспечивают связь на дистанции в 100–200 метров. Но если абоненты с такими станциями расположатся на крышах многоэтажек, между которыми не будет высотной городской застройки, они смогут запросто общаться на расстоянии километров в десять!
«Космос, ответь Земле!»
Любительская коротковолновая и ультракоротковолновая радиосвязь — любопытное техническое хобби, основанное на экспериментах с радиопередающей аппаратурой и антеннами на специально выделенных энтузиастам диапазонах. Появилось оно фактически одновременно с изобретением радио, и добрая половина всех открытий в области радиосвязи сделана в начале ХХ века любителями, а вовсе не профессионалами.
В 1975 году при Центре подготовки космонавтов (ЦПК) в Звездном городке была открыта любительская коллективная радиостанция. Цель — обучение будущих космонавтов работе в радиоэфире. А когда началось планирование стационарных космических комплексов и длительных экспедиций на орбиту, специалисты ЦПК, среди которых тоже были радиолюбители-коротковолновики, предложили включить сеансы связи со всеми желающими в программу психологической разгрузки экипажей.
Для реализации этого плана на станции «Мир» было смонтировано связное оборудование двухметрового любительского диапазона (длина волны в участке 144–146 мГц составляет около двух метров). 12 лет оно работало на «Мире», а затем эта добрая традиция распространилась и на МКС. На обшивке модуля «Звезда» конструкторы изначально предусмотрели аж четыре внешних разъема для антенн любительского УКВ-диапазона. Правда, два из них позже забрали для рабочих нужд. А сейчас и вовсе используется только один.
Позывные
Любительская радиосвязь всего мира держится на единой системе позывных. Позывные состоят из букв и цифр. Они выдаются в каждой стране централизованно, по общемировому стандарту — что в России, что в США, что, например, в Мозамбике. По позывному мгновенно идентифицируется страна и ее регион, а неповторимое сочетание символов делает «эфирное имя» каждого радиолюбителя индивидуальным.
К примеру, позывной коллективной радиостанции Центра подготовки космонавтов в Звездном городке — RT3F, а личный позывной руководителя радиостанции Владимира Загайнова — UA3DKR.
Также существует практика выдачи особых спецпозывных. Например, космонавтам станции «Мир» давали позывные, которые включали в себя буквосочетание MIR. К примеру, U5MIR — Сергей Крикалев, U4MIR — Александр Волков, U2MIR — Муса Манаров и т.п.
Почти все в обязательном порядке получали перед полетами любительские позывные, хотя радиолюбителями, по факту, были не все. Впрочем, ряд космонавтов увлекались любительской радиосвязью и без привязки к космическим полетам, в качестве личного хобби, и имели позывные, выдаваемые в общем порядке.
С заменой «Мира» на МКС практика непременного получения космонавтами персональных любительских позывных отошла в прошлое, и сейчас используется единый спецпозывной для всех российских экипажей орбитальной станции — RS0ISS.
При этом нужно понимать, что позывные экипажа для официальной работы с Центром управления полетами и любительские позывные космонавтов — это совершенно разные позывные. Системы их формирования не связаны. Например, тот же Сергей Крикалев в переговорах с ЦУПом звучал в своих многочисленных экспедициях под именами «Донбасс», «Озон», «Уран», «Базальт».
Оборудование для связи с МКС
В качестве радиостанции подходит любая любительская настольная или автомобильная УКВ-радиостанция, имеющая частотную модуляцию и диапазон частот 144-146 мГц. Мощность для устойчивой связи требуется порядка 20 Ватт, но есть примеры, когда связь успешно устанавливалась и с пятиваттной портативной ручной станции (с выносной, разумеется, антенной). Для связи с МКС используется частота 145.800 мГц.
Были случаи, когда с МКС связывались с помощью простейших антенн, типа «диполь» и даже четвертьволновой штырь. Но такая связь нестабильна. В идеале желательно использовать направленную антенну для диапазона частот 144–146 мГц типа «волновой канал» или «квадраты». Для уверенной связи в любую погоду антенна должна иметь минимум пять элементов. Подобную антенну несложно сделать буквально на коленке из алюминиевого прутка из строительного супермаркета за вечер-другой.
Что касается компьютера, то он необходим лишь для расчета времени пролета МКС над вами. К примеру, в московском регионе станция пролетает 4 раза в сутки — из них два раза по 10 минут идеальны для радиосвязи, а два других пролета уже проходят под сложными для связи углами и короткое время. Программы, типа Orbitron или SatScape позволяют по вашим координатам рассчитать точное время сеансов в любой день. Есть версии этих программ и для смартфонов.
Теперь о грустном…
В эпоху, когда летала станция «Мир», не было Интернета, соцсетей, блогов, крутых цифровых фотокамер, и прочего. Всего того, чем космонавты развлекают себя в свободное время сегодня. Иными словами, регулярное живое общение с радиолюбительским сообществом планеты действительно было для «жителей орбиты» интересным и важным. Плюс, повторюсь, многие из них числились радиолюбителями-энтузиастами и сами по себе, еще до зачисления в отряд космонавтов. В эфире они появлялись часто, и связаться с ними не составляло труда, а на заветных частотах стоял постоянный шум тысяч радиостанций всего мира, которые непрерывно вызывали космонавтов. Огромное сообщество радиолюбителей с нетерпением ждали пролета космической станции, постоянно совершенствуя свою аппаратуру, антенны, разрабатывая софт для новых цифровых видов связи и т.п. Среди них было много юных технарей, для которых контакт с «Миром» и МКС были событием, заставлявшим гореть глаза и учащенно биться сердце…
Однако нынешним российским космонавтам это не нужно. Радиолюбителей среди них не встретишь, энтузиазм земных радиофанатов им уже непонятен. С начала 2000-х регулярное общение космонавтов в эфире с народом сошло на нет. Сегодня сеансы связи с МКС на любительских частотах проводятся приблизительно раз в два месяца. Их обеспечивает специально занимающийся этим вопросом человек в штате корпорации «Энергия». Он организует такие сеансы для школ и вузов, и на различных молодежно-массовых мероприятиях. Чтобы устроить сеанс общения с орбитой, школа, имеющая коллективную радиостанцию или радиокружок с соответствующим техническим оборудованием, должна записаться на сеанс на сайте www.rs0iss.ru . После согласования с космонавтами будет назначено время эфирной встречи.
При этом в США, Европе, Японии, Корее — все не так! Их космонавты на МКС выходят в любительский эфир часто и регулярно, почти все школы и институты имеют свои любительские радиостанции и понимают важность такого живого общения для образовательного процесса и мотивации детей. Но у них и радиолюбителей-коротковолновиков радикально больше. В США, к примеру, их миллион, тогда как в России уже осталось тысяч сорок. Да и государству они совершенно не интересны.