Латники нового времени

Латники нового времени

Пуленепробиваемые жилеты в современных условиях — важная часть снаряжения военнослужащих. Далекими «предшественниками» этой защитной амуниции были рыцарские доспехи, а более близкими по времени — кирасы, которые дали имя целому виду кавалерии, возникшему на излете Средневековья и просуществовавшему до ХХ века.
© wikipedia.com
Пуленепробиваемые жилеты в современных условиях — важная часть снаряжения военнослужащих. Далекими «предшественниками» этой защитной амуниции были рыцарские доспехи, а более близкими по времени — кирасы, которые дали имя целому виду кавалерии, возникшему на излете Средневековья и просуществовавшему до ХХ века.
05 мая 2018, 17:03
Реклама

В XVI веке во многих европейских странах появился новый род тяжелой кавалерии. И создан он был для того, чтобы компенсировать малочисленность отживавшей свое рыцарской кавалерии. Кирасиры — так назывался новый вид войск — были, как и рыцари, одеты в латы. Собственно, от французского слова cuirasse (латы) и происходит их название, которое можно перевести как «латники». Однако в отличие от рыцарей кирасиры были одеты в более дешевые доспехи, покрывавшие тело с головы до колен. В отличие от рыцарей, у кирасир не было поножей. А впоследствии, к XIX столетию, от кирасирских доспехов остались только шлем и кираса (то есть металлические латы, надевавшиеся на спину и грудь для защиты от холодного и огнестрельного оружия). Причем распространение и развитие огнестрельного вооружения привело к тому, что кирасы со временем становились толще и тяжелее. Неудивительно, что в кирасиры брали рослых и сильных мужчин, которые ездили на конях тяжелых пород.

С течением времени менялось и вооружение кирасиров — если сначала они были вооружены рыцарскими мечами, то потом им на смену пришли палаши и тяжелые сабли. Кое-чем кирасиры напоминали другой вид тяжелой кавалерии — рейтаров, также использовавших в качестве защиты щит и нагрудные латы. Однако были и различия — и внешние, и в вооружении, и в тактике. Вообще-то первые «кирасиры» из хорватских наемников появились в 1484 году при императоре Священной Римской империи Максимилиане I, но тогда этот род войск мало отличался от обычной кавалерии того времени и использовал традиционную рыцарскую тактику, применяя в качестве основного орудия таранный удар копьем. Распространение огнестрельного оружия привело к тому, что с середины XVI века кирасирская тактика стала основываться на применении пистолетов и часто сводилась к тому, что кавалеристы, просто подъехав вплотную к пехоте, разряжали пистолеты в упор. В отличие от рейтаров, менявших ряды по мере стрельбы и перезарядки пистолетов, кирасиры, произведя выстрелы, нередко врубались в пехоту, орудуя уже холодным оружием. С дальнейшим усовершенствованием огнестрельного орудия и появлением линейной тактики кавалерия уже не могла так успешно, как ранее, обстреливать пехоту из пистолетов. Это (а также то, что пехота осталась без пик) привело к тому, что со времен прусского короля Фридриха Великого кирасиры стали атаковать пехоту без предварительного залпа из пистолетов. Эшелонированные атаки сочетались с быстрыми отходами.

Вес хорошего кирасирского доспеха мог со ставлять около 30 кг. Однако такие латы стоили весьма недешево, поэтому многие кирасиры предпочитали иметь более легкие и более де шевые доспехи. Кираса начала XIX века защищала кавалериста от ударов сабель, штыков и легких пик. И отчасти служила защитой от ружейных и пистолетных пуль (но все зависело от дальности выстрела и толщины доспеха).

В России кирасиры появились впервые в 1731 году, когда по предложению фельдмаршала Бурхарда Кристофа Миниха Выборгский драгунский полк был переформирован в кирасирский (Минихов кирасирский полк). Изначально идея Миниха состояла в том, чтобы создать десять новых кирасирских полков, для которых надо было закупить заграничных («немецких») хороших коней, набрать лучших офицеров и солдат, а также снабдить их кирасами. При этом предполагалось, что новые полки будут своего рода элитными подразделениями. Но реализовать свой проект Миниху с ходу не удалось — поначалу пришлось ограничиться преобразованием Выборгского драгунского полка в кирасирский. На это Миниху была выделена огромная по тем временам сумма в 100 тыс. рублей (вдвое больше, чем стоило годовое содержание драгунского полка). Большую часть офицеров вновь формирующегося полка составили иноземцы, кирасирскими офицерами оказались и представители русской богатой знати. Надо сказать, что служить офицером-кирасиром было дорогим удовольствием — прежде всего потому, что надо было покупать за границей дорогих лошадей (их цена могла равняться годовому жалованью офицера или даже превосходить его). Или такой факт: в отличие от драгунов кирасирам следовало иметь два мундира (повседневный и строевой), а в парадном строю и во время боя кирасиры надевали нагрудные латы (кирасы изготавливались из вороненого железа и имели подкладку из замши, держались на воинах они при помощи ремней с металлическими бляшками). Русские кирасиры были вооружены палашом, карабином и двумя пистолетами.

Несмотря на большие издержки, с которыми оказалось сопряжено появление нового вида конницы, вскоре, в 1733 году, в русской армии начинают формироваться кирасирские части армейской кавалерии. Их рассматривали как главную ударную силу линейной кавалерии России. Когда за управление военным и делами взялся Григорий Потемкин, слывший противником тяжелой конницы и считавший, что османской кавалерии должны противостоять прежде всего легкие конники, быстрые и маневренные, для кирасиров настали непростые времена. Их лишили кирас, а вместо палашей выдали легкие сабли. Но приход на российский престол императора Павла привел к тому, что кирасиры были реабилитированы — им вернули прежнее обмундирование (в том числе и кирасы), а численность кирасирских полков была увеличена.

Первые российские жандармы, учрежденные великим князем Павлом Петровичем в 1792 году и входившие в состав гатчинских полков, одновременно являлись и кирасирами, а после коронации Павла I эти кирасиры вошли в состав его лейб-гвардии. В конце 1798 года в знак особого расположения к лейб-гвардии кирасирскому Ее Величества полку император Павел повелел иметь на его оснащении 11 командирских и 219 для нижних чинов серебряных кирас для их ношения во время несения караульной службы во дворцах. После смерти Павла I, с воцарением Александра I, кирасы были вновь на некоторое время отменены, но в 1812 году их вернули тяжелой кавалерии. Доспехи того времени делались из покрытого черной краской железа и состояли из нагрудной и спинной половин, которые скреплялись с помощью двух ремней. Не лишним будет упомянуть, что в ходе Отечественной войны против наполеоновского нашествия принимали участие все существовавшие в России кирасирские полки (все они сражались и во время Бородинской битвы, сойдясь в схватке с кирасирами из Саксонии, Польши и Вестфалии). В разные времена число кирасирских полков в России то увеличивалось, то уменьшалось, а в 1860 году все они, за исключением четырех гвардейских (Кавалергардский, Лейб-гвардии конный, Лейб-гвардии кирасирский Его Величества и Лейб-гвардии кирасирский Ее Величества), были переформированы в драгунские.

Изобретение и развитие нарезного огнестрельного оружия сделало кирасы практически ненужным архаизмом. Отпадала нужда и в тяжелой кавалерии, не отличавшейся большой скоростью и маневренностью. Словом, кирасиры все больше становились достоянием истории. И тем не менее к началу Первой мировой войны в армиях ряда европейских стран продолжались числиться кирасиры.

В германских войсках насчитывалось десять кирасирских полков (включая гвардию), во французской армии — двенадцать полков, в русской — четыре полка лейб-гвардии. К концу XIX века немецкие и русские кирасиры использовали свои доспехи только как часть парадной одежды в мирное время, тогда как французские в первые недели мировой войны шли в бой в кирасах и касках с плюмажем. Сохранение кирас как части полевой формы во французской армии к 1914 году отражало исторический престиж кирасирской конницы времен Франко-прусской войны и наполеоновских кампаний.

Еще до начала Первой мировой войны высказывались идеи о том, что ношение кирас следует ограничить парадной униформой. Однако ко времени мобилизации 1914 года была сделана единственная уступка современности — кирасы стали покрывать тканью коричневого или синего цвета, чтобы сделать блестящие доспехи менее заметными. Но по прошествии нескольких недель военных действий стало очевидно, что кирасы не соответствуют требованиям войны, и большинство французских полков прекратили их ношение. Формально же кирасы были «выведены из обращения» в октябре 1915 года. Если в Германии и России с прекращением существования императорских армий исчезли и кирасиры, то во Франции этот род кавалерии продолжал существовать и после Первой мировой, хотя и без традиционных лат. Количество кирасирских полков у французов было сокращено вдвое, а оставшиеся кирасиры были спешены. В современной французской армии сохранился единственный исторический кирасирский полк как бронегруппа (12-й кирасирский полк). В ряде стран и сегодня во время торжественных церемоний можно видеть военнослужащих, носящих блестящие кирасы. В Италии в составе корпуса карабинеров имеется кирасирский полк, исполняющий роль почетной гвардии президента республики. Кавалеристы в кирасах служат в королевской гвардии в Испании (эскадрон королевского эскорта).

Реклама
Реклама