Я взорвусь, как 300 тонн тротила!

Я взорвусь, как 300 тонн тротила!

Как научиться побеждать в себе склонность к конфликтам
© flickr.com
Как научиться побеждать в себе склонность к конфликтам
02 мая 2018, 17:06
Реклама

Конфликтный человек. Такая характеристика — верный признак того, что общаться, работать, служить рядом с ее обладателем будет непросто. Потому что конфликты, которые он провоцирует, не только портят настроение, но и очень мешают любому совместному делу. Однако сильнее всего страдает от своего характера сам человек: если окружающим он портит жизнь время от времени, то сам постоянно живет в состоянии раздражения и недовольства чем бы то ни было. Как определить, являетесь ли вы конфликтным, резким, нетерпимым, и можно ли от этих качеств избавиться? Об этом нам рассказал психолог и психотерапевт Денис Токарь.

Разумеется, любому из нас неоднократно приходилось вступать в межличностные конфликты. Но с большинством такие ситуации случаются лишь в особых случаях, и происходят они нечасто. Однако есть люди, у которых конфликты с окружающими случаются порой по нескольку раз в день. Причем они искренне страдают от этого, но не понимают, что сами провоцируют все ссоры и раздоры.

- Конфликтные личности бывают нескольких типов, — объясняет психолог. — Первый — демонстративный. Поступки такого человека направлены на то, чтобы привлечь к себе внимание, заставить говорить о себе. А тот факт, что окружающих такое поведение раздражает, «демонстратора» не заботит. Если он чувствует себя в центре внимания, пусть даже негативного, он доволен. Такие люди обычно провоцируют несерьезные, поверхностные конфликты, а затем стараются продлить их. Очень важно, что несмотря на то, что «демонстратор» инициирует конфликт, он никогда не признается в этом — даже самому себе.

Второй тип — ригидный. Такой человек подозрителен, недоверчив к окружающим, всегда уверен, что лучше всех знает, как и что надо делать. Ригидный человек не стремится понять других, не способен прислушаться к чужому мнению. Естественно, отношение к нему чаще всего бывает недоброжелательным, и это его страшно огорчает.

Третий тип — неуправляемый. Обладатель этого типа действует под влиянием импульса, причем эти действия часто агрессивны. Когда он вливается в процесс конфликта, то забывает о том, что можно себе позволять, а что нельзя. Даже остыв, он настаивает на своей правоте — представлений о самокритике у него нет. Во всем виноваты другие люди или обстоятельства. И наконец, сверхточный тип. Он всегда и во всем осторожен, контролирует себя и других. Если дело идет не гладко, он очень мучается, а все сопричастные люди попадают под мощное давление. Но у всех этих типажей есть общее: стремление навязать свои ценности окружающим, склонность к созданию напряженности вокруг себя, завышенная самооценка, излишняя категоричность. Они отказываются идти на компромисс, не умеют объективно оценивать поступки других. Конфликтный человек видит лишь один способ разрешения конфликта — другие должны принять его точку зрения, признать свою неправоту.

Практические советы — как изменить себя и перестать конфликтовать

Главное в решении любой проблемы — признать ее наличие и, говоря медицинским языком, «поставить диагноз». Постарайтесь посмотреть на себя со стороны и определить, к какому типу конфликтных личностей вы принадлежите. Научитесь уступать. Старайтесь идти на компромисс в спорных вопросах. Научитесь прощать и никогда не вспоминайте другому прошлые ошибки. Запомните и примите как аксиому: каждый человек имеет право на свою точку зрения. В свою очередь, вы имеете право соглашаться с ней или нет. Не стоит доказывать свою правоту, останьтесь каждый при своем мнении — и все.

Если в отношениях с кем бы то ни было возникла напряженная ситуация, постарайтесь сдержать эмоции. Вернее, не сдержать, а погасить: ведь даже если другой человек ошибается, он делает это не со зла, а по непониманию.

А если знаете, какая тема всегда вызывает у вас разногласия, то просто избегайте ее. Поговорка «молчание — золото» словно придумана специально для конфликтных людей. Не торопитесь вставить свои «пять копеек» в любой разговор! Не спешите высказать свое мнение по поводу чьего-то высказывания — ведь оно у вас будет, скорее всего, негативное. И помните, что негатив всегда портит отношения, результаты совместной работы и прочее. По мере возможности старайтесь обходиться без него!

Реклама
Реклама