Ловкие как кошки, смертельно опасные как змеи, коварные как лисы, таинственные как сама ночь. Их называли синоби. Современному миру они более известны как ниндзя. Об этих диверсантах средневековой Японии написаны десятки книг, снято множество фильмов. Их историю окутывает такой плотный слой легенд и мифов, что за ними подчас теряется реальность. Да и могло ли быть иначе, когда речь идет о «тайных дел мастерах»?
Какой образ ниндзя рисует массовая культура? Этакий японский супермен, одетый во все черное, с полузакрытым повязкой лицом. На самом деле правдивых источников, которые подтверждали бы то, что ниндзя одевались именно так, до нашего времени не дошло. Британский исследователь военной истории Востока Стивен Тернбулл пишет, что самое раннее известное нам изображение ниндзя в черном одеянии — это иллюстрация из книги 1801 года, где одетый именно так синоби пробирается в замок по веревке, перекинутой через ров. Но это может быть связано с традиционной для Японии художественной условностью: черная одежда должна показать «невидимость» лазутчика.
И это вовсе не означает, что ниндзя выглядел именно так. Хотя наверняка, чтобы в темноте пробраться незамеченным в стан врага, логичнее всего было бы одеться в черное. Так что точка в этом вопросе не поставлена. Одевались синоби по-всякому — ведь им приходилось выполнять и шпионские функции. Так что в ходе «спецопераций» они могли переодеться в крестьянина, странствующего монаха или торговца. Если же ниндзя не приходилось заниматься подобным «маскарадом», то они носили куртки без завязок. Куртки заправляли в узкие штаны — чтобы не зацепиться при лазании на стены. В случае необходимости под курткой могли быть надеты легкие доспехи. Штаны завязывались под коленями, на лодыжки надевались матерчатые гетры. Еще одним важным элементом одеяния служил капюшон, сшитый из двух кусков ткани. Обувью синоби служили традиционные носки таби с уплотненными подошвами и отделением для большого пальца, а на таби надевались соломенные сандалии.
Практически у любого ниндзя всегда были с собой несколько предметов: соломенная плетеная шляпа, «кошка» (веревка с крюком), письменные принадлежности (для того, например, чтобы начертить план вражеских укреплений или написать записку), медикаменты в особом сосуде, полотенце (его можно было использовать для перевязки или вместо пращи), контейнер для переноски тлеющих углей (если требовалась, к примеру, устроить поджог). К слову, ниндзя часто практиковали поджоги, проникая во вражеские замки и сея среди противника панику. Вышеперечисленное — это базовый набор снаряжения ниндзя. При необходимости он мог быть дополнен, скажем, лестницами, крюками, отмычками, надевавшимися на руки «железными когтями», пилами... В «багаже» ниндзя можно было найти и различные химикаты и яды. Синоби могли соорудить бомбы из бумаги, чтобы сбить противника с толку клубами густого дыма или громким взрывом. А могли сделать и бомбу с металлической оболочкой, начинив ее осколками керамики.
Чем были вооружены ниндзя? Прежде всего мечом. Предпочтение отдавалось коротким мечам. Это традиционное для Японии холодное оружие применялось не только в бою. Им пользовались как «ступенькой», чтобы вскарабкаться на стену. Ножны с веревкой могли служить подвесной скамьей. Ниндзя умело обращались с луком и стрелами, предпочитая удобные для незаметного ношения с собой особые короткие луки. Кроме традиционных видов оружия синоби имели в своем арсенале и его специфические виды. Это оружие часто маскировалось под самые обычные предметы. Но в безобидном складном веере мог быть спрятан нож, а трость могла скрывать острый клинок. В ход могло пойти надетое на палец кольцо с шипом. Заостренные палочки для еды тоже служили грозным оружием. Так же, как и обычный серп с цепью, на конце которой крепилась гирька. Для того чтобы помешать продвижению вражеской конницы и обутой в соломенные сандалии с тонкой подошвой пехоты, ниндзя могли разбрасывать по земле острые шипы. Если под рукой не было металлических шипов, то ниндзя не менее эффективно применяли сушеные коробочки водяного каштана. Конечно, благодаря кинофильмам, с образом ниндзя прочно ассоциируются сюрикены — метательное оружие в виде металлической звезды с острыми концами. Их бросали вращательным движением. С появлением в Японии огнестрельного оружия ниндзя включили его в свой арсенал, демонстрируя меткость в стрельбе.
Одной из версий убийства могущественного полководца Уэсуги Кэнсина (1530–1578) является покушение ниндзя. Легенда гласит, что убийца-синоби спрятался в выгребной яме. И когда военачальник пришел в туалет, ниндзя вонзил в самый ответственный момент в свою жертву копье. Уэсуги Кэнсин через нескольких дней скончался. А ниндзя переждал в зловонной яме суматоху, после чего покинул вражеский замок.
Легенды рассказывают, что ниндзя начинали подготовку с самого раннего детства, даже с грудного возраста. Говорят, что предназначенных в ниндзя младенцев раскачивали в колыбелях, ударяя эти люльки об стену — так, что ребенок начинал автоматически группироваться. Но учиться ниндзюцу, «искусству скрытности», приходили и вполне взрослые люди. Ниндзя должен был знать и уметь очень многое: начиная с боевых искусств, позволявших использовать любой предмет как оружие, и заканчивая умением врачевания. Не говоря уж об актерских задатках — ведь средневековым шпионам надо было уметь изображать людей разных профессий и даже социальных слоев. Заметим, что в повседневной жизни ниндзя не всегда занимались спецоперациями. Ведь спрос возникал не всегда. Поэтому неудивительно, что мастера шпионажа и политических убийств могли заниматься сельским хозяйством или торговлей. Что, несомненно, не только помогало прокормиться, но и служило для лучшего «погружения» в обычные профессии. Знания и умения передавались от учителя к ученику, от поколения к поколению. Программа обучения включала не только владение различными видами оружия, но и изучение ядов, взрывчатых веществ (при необходимости ниндзя могли приготовить нечто вроде дымовой бомбочки или что-нибудь поопаснее), лекарств.
«Визитной карточкой» ниндзя было умение внезапно появляться и столь же быстро, а главное,заметно скрываться. Молва приписывала тайным воинам способность превращаться в зверей или птиц. Синоби отличались и интеллектуальными задатками — ведь они собирали информацию. Для этого с детства проводились тренировки зрительной памяти. К тому же надо было уметь читать и писать. Ниндзя могли часами прятаться под водой, дыша через тростинку. Они знали, как видеть в темноте. И даже умели ходить по воде и летать! Для этого, впрочем, сверхспособностей не требовалось. Просто синоби использовали небольшие соломенные плотики, позволявшие им перемещаться по водной поверхности, создавая иллюзию хождения по воде. А для полетов, говорят, ниндзя использовали больших воздушных змеев, с помощью которых могли наблюдать свысока за врагом. Могли они и «перелетать» через стены — например, один синоби, держа на плечах другого, разбегался, а тот прыгал.
«Искусством скрытности» владели не только мужчины. Женщин-ниндзя называют куноити. Впервые такие женщины упоминаются в книге XVII века «Бансэнсюкай», руководстве по ниндзюцу. Согласно этой книге, специально обученные представительницы слабого пола специализировались прежде всего на шпионаже. Умея обращаться с оружием, они прежде всего использовали женское обаяние для того, чтобы добиться своих целей.
На историческую сцену ниндзя (или, скорее, их предшественники) вышли, видимо, в X веке. Прообразом средневековых диверсантов могли быть секты ямабуси — горных отшельников, которые поощряли тяжелые и изнурительные тренировки своих адептов, а также тщательно сохраняли собранные на протяжении веков знания в области медицины, химии, астрологии. Расцвет же ниндзя приходится на 1460–1600 гг., когда в Японии воевали между собой местные феодалы. Сражавшиеся друг против друга дайме – самурайские вожди, не желали «марать» свое благородство в тайных операциях, поэтому нанимали для них профессионалов. Было еще одно обстоятельство: если самураи, ставя превыше всего идеалы воинского кодекса бусидо, стремились достойно сражаться и наилучшим образом подготовиться к смерти, то для ниндзя главным было выполнить поставленную задачу, а значит стараться выжить любой ценой, не ограничиваясь в средствах.
Первым фильмом о ниндзя, вероятно, стало немое кино Jiraiya Goketsu Monogatari, снятое в Японии в 1912 году. После этого как в Стране восходящего солнца, так и в других странах были сняты десятки фильмов, посвященных синоби. В западном кино одним из первых фильмов, где появляются ниндзя, стала лента из цикла про Джеймса Бонда «Живешь только дважды» (1965 г.). Между прочим, существует шуточное понятие «закон сохранения ниндзюцу», согласно которому в кино один ниндзя представляет для главного героя почти смертельную опасность, тогда как десяток одновременно нападающих ниндзя будет побежден практически без проблем.
С середины XV века японскому обществу стало ясно, что тайные операции, связанные со шпионажем, убийствами, диверсиями, саботажем, выполняются специально подготовленными людьми. И ниндзя в это время начали объединяться в нечто вроде кланов. К XVII веку таких «кланов» в Японии насчитывалось несколько десятков. Большая часть деятельности ниндзя была сосредоточена в центральной части страны, в областях Ига и Кога на острове Хонсю. Сложный горный рельеф, отсутствие дорог превращали эти районы в труднодоступную местность, как будто призванную стать местом для зарождения ячеек ниндзя. Но в 1581 году один из дайме устроил вторжение в область Ига. Профессиональные диверсанты не выстояли под самурайским натиском. Выжившие ниндзя бежали в другие районы Японии. Многие оказались под знаменами объединителя страны сегуна Токугавы. Прекращение междоусобных войн привело к тому, что спрос на услуги синоби упал. И ниндзя стали мало-помалу переходить в мир легенд и слухов. Но полностью они в нем не растворились. В современной Японии есть люди, именующие себя наследниками традиций ниндзя. Кое-кто из них открывает школы боевых искусств, привлекающие к себе не только японцев, но и иностранцев.