С момента выхода человечества в космическое пространство околоземная орбита стала еще одним рубежом, который необходимо прикрыть от действий вероятного противника. Эту задачу в России выполняет среди прочих и уникальная военная часть — Центр контроля космического пространства Главного центра разведки космической обстановки Космических войск ВКС. Специалисты одного из самых секретных объектов Вооруженных сил держат под постоянным наблюдением все, что происходит в космосе.
Центр контроля космического пространства (ЦККП) был создан вскоре после начала освоения космоса — 3 марта 1965 года. Уже в те годы стало ясно, что на околоземной орбите будут находиться не только исследовательские объекты, которые изучают состояние атмосферы Земли, ее магнитное поле и прочее, но и спутники, используемые в военных целях, оборудование которых позволяет наблюдать за любой точкой планеты.
Сердцем и мозгом центра является командный пункт, откуда, как с капитанского мостика, ведется управление объектами, расположенными за тысячи километров от Подмосковья, — в Крыму, на Алтае, Карачаево-Черкесии и Таджикистане. Круглый год, 24 часа в сутки, всевидящее око электронной и оптической аппаратуры следит за небесами. На орбите вокруг Земли сейчас вращается свыше 15 тысяч космических объектов. Трафик в околоземном пространстве можно легко сравнить со столичными магистралями в час пик. Тем не менее ни один объект не остается без присмотра. На любой когда-либо выведенный в космос спутник (научную станцию) заводится «личное дело», где в режиме реального времени контролируются параметры его движения, число которых доходит до нескольких тысяч.
Первым номером в списке значится искусственный спутник Земли, который был запущен в космос 4 октября 1957 года. Даже после прекращения его работы, схода с орбиты и сгорания в плотных слоях атмосферы архивные данные на объект продолжают храниться.
Раньше для этого существовали бумажные носители. По словам старшего помощника начальника отдела, капитана Романа Фаттахова, если распечатать всю базу данных, то для ее размещения потребуется несколько больших кабинетов центра. Современные технологии позволяют хранить все в электронном виде. Если раньше ЭВМ «Эльбрус», которая использовалась для обработки поступающих данных о космосе, занимала несколько корпусов здания, то сегодня оборудование стало намного компактнее и гораздо мощнее. Представление о том, как хранилась информация, дает музей военной части. Там есть, например, первые отечественные внешние носители информации — как бы сказали сейчас, флешки. Размером они — с небольшой шкаф. Внутри — пластины или цилиндры, на которые информация записывалась, как на грампластинку. При таких размерах объем хранимых сведений был очень небольшим — всего несколько мегабайт, однако этого вполне хватало для работы «Эльбруса». Специалисты говорят, что даже в нынешнюю цифровую эпоху мощностей и производительности этой уникальной ЭВМ вполне хватило бы для конкуренции со своими более современными собратьями. Тем не менее прогресс не стоит на месте, и вместо огромных «флешек» теперь используются серверы, занимающие всего несколько стоек. В музее центра сохранились и другие артефакты прошлой эпохи — первые клавиатуры для ввода информации в ЭВМ, оборудование связи… В начале своей истории специалисты центра проводили необходимые наблюдения прямо на крыше одного из корпусов, используя для этого простые оптические приборы.
Сегодняшнее техническое оснащение ЦККП находится на принципиально ином уровне. Так, рабочее место дежурной смены чемто напоминает Центр управления полетами в Королеве: такой же огромный экран на всю стену, где отображается положение спутников. По синей линии, проходящей через изображения всех континентов и напоминающей синусоиду, медленно движется отметка под названием «Заря» — российский модуль МКС. Слежение за полетом космической станции — малая часть всех задач и возможностей центра. Одним нажатием кнопки на экран можно вывести информацию о положении своей или иностранной спутниковой группировки, в том числе и тех объектов, которые решают специальные задачи. Слежение за военными спутниками других государств — одна из важнейших задач ЦККП.
Бывает, что под видом гражданских спутников связи наши «партнеры» пытаются запускать шпионов. Однако после вывода на орбиту такие «троянские кони» выдают себя нетипичным для гражданских объектов поведением. Несколько раз офицеры ЦККП уже ловили за руку страны, которые пытаются таким недобросовестным образом шпионить в космосе. Кроме того, информация об активности спутниковых группировок очень важна для прогнозирования событий в той или иной точке планеты. Обычно перед началом активных военных действий над районом наблюдается небывалая активность разведывательных спутников — это один из важнейших признаков эскалации напряжения. На экраны, которые видит дежурная смена, выводится уже окончательная обстановка, которая составляется на основании анализа сотен и тысяч показателей, которые фиксируются с помощью различных средств наблюдения. Отслеживают эти показатели также специалисты центра. По экрану монитора ползут несколько цветных линий графиков. Непосвященному человеку разобраться в их хитросплетениях невозможно, однако для офицеров Центра эта информация означает данные о положении тех или иных космических объектов.
Помимо контроля спутниковых группировок, работающих в интересах военных, осуществляется наблюдение и за гражданскими объектами. Центр контроля космического пространства тесно взаимодействует с ЦУПом и помогает избежать столкновения МКС на орбите с космическим мусором. Многие спутники уже отработали свой ресурс, но и сейчас продолжают кружить вокруг Земли. Они сталкиваются друг с другом и оставляют десятки и сотни осколков, перемещение которых может нанести большой вред при столкновении с действующими аппаратами. Один такой фрагмент, даже в пару квадратных сантиметров размером, может двигаться со скоростью около 7 километров в секунду. Его попадание, например, в МКС может привести к катастрофе: он пробьет любой модуль насквозь. Несмотря на то что размеры осколков небольшие — до нескольких десятков квадратных сантиметров, специалисты ЦККП могут видеть их с Земли и просчитать траекторию движения. Учитывая, что расстояние до осколков может измеряться сотнями, а то и тысячами километров, задача кажется почти невероятной — тем не менее она успешно решается.
Так, несколько лет назад американцы объявили тревогу из-за возможного столкновения с Международной космической станцией космического мусора. По их данным, ситуация могла получить катастрофическое развитие, и с Земли пришла команда готовиться к эвакуации. Однако ничего страшного не случилось: из ЦККП сообщили, что тревогу бить рано. Высокая точность измерений позволила перепроверить данные американцев — и выяснилось, что опасности столкновения нет, МКС находится в безопасности.
Тем не менее проблема космического мусора стоит достаточно остро. Современные технологии позволяют уменьшить размеры космических аппаратов, но те, что запускались в 60–70-е годы прошлого века, достаточно массивны. По данным центра, до сих пор на околоземной орбите в свободном полете находятся аппараты, запущенные еще в середине 70-х годов, которые давно отработали свой ресурс.
Со временем мертвые спутники снижаются и сгорают в плотных слоях атмосферы — и до последнего момента их существования за ними наблюдают из центра, а при необходимости могут точно рассчитать и район падения осколков. И все же одна из главных задач офицеров центра — наблюдение за спутниками-шпионами. — Мы знаем местоположение любого военного аппарата, — рассказывает Роман Фаттахов, — четко контролируем их положение, и своевременно оповещаем вышестоящие пункты управления о пролетах таких космических аппаратов над территорией нашей страны.
Сегодня аппаратура, которая следит за космосом, позволяет видеть все, что летает на высоте до 50 тысяч километров. До 2020 года будет проведена модернизация оборудования, и возможности «космических разведчиков» существенно возрастут.