ОДКБ: зона коллективной безопасности
Организация Договора о коллективной безопасности является важным элементом международных отношений на постсоветском пространстве. В нее входят Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия и Таджикистан. О противодействии коллективным угрозам и перспективах сотрудничества «АС» рассказал начальник Объединенного штаба ОДКБ генерал-полковник Анатолий Сидоров.
— Анатолий Алексеевич, какова обстановка в зоне ответственности ОДКБ?
— Военно-политическая обстановка, безусловно, достаточно сложная. С момента распада многополярной системы мироустройства уровень безопасности, как региональной, так и глобальной, к сожалению, по-прежнему остается достаточно низким. Непрекращающаяся борьба за передел сфер влияния, применение государствами Запада двойных стандартов в разрешении межгосударственных противоречий создают реальные предпосылки для возникновения военных конфликтов различного масштаба.
Все большую актуальность приобретают борьба с терроризмом и информационное противоборство как следствие возникновения качественно новых угроз, связанных с деятельностью экстремистских организаций и развитием информационных технологий.
Анализ угроз и тенденций развития обстановки лег в основу разработанной в 2016 году Стратегии коллективной безопасности ОДКБ на период до 2025 года. В документе определены стратегические цели и задачи организации в политической области, в сферах военной безопасности, противодействия транснациональным вызовам и угрозам, кризисного реагирования, миротворческой деятельности, а также внешнеполитического взаимодействия наших государств. Определены механизмы обеспечения коллективной безопасности.
В 2016 году главами государств — членов организации принято решение о создании Центра кризисного реагирования ОДКБ. На него возложены функции по информационно-аналитическому и организационному обеспечению принятия органами ОДКБ решений на совместные действия по предотвращению или урегулированию кризисных ситуаций, защите территориальной целостности и суверенитета государств ОДКБ.
Существенно изменена организационно-штатная структура Объединенного штаба. Созданы подразделения, обеспечивающие деятельность центра, разработаны новые алгоритмы совместной работы постоянных органов со структурами государственного и военного управления государств — членов ОДКБ. В целом, считаю, это позволило четко определить ориентиры развития организации на долгосрочную перспективу, а также создать механизмы раннего выявления возникающих угроз и адекватного реагирования на них.
— В зоне ответственности ОДКБ Восточноевропейский, Кавказский и Центральноазиатский регионы коллективной безопасности. Какой требует повышенного внимания?
— В каждом из этих регионов обстановка характеризуется неблагоприятными тенденциями. Но наиболее пристального внимания требует, на наш взгляд, Центральноазиатский регион. Именно там наиболее четко проявляется угроза международного терроризма и распространения религиозного экстремизма на постсоветское пространство.
Источником данной угрозы, безусловно, является Афганистан, где действуют около 70 тыс. боевиков, объединенных в более чем 4 тыс. отрядов и боевых групп. Основу антиправительственных группировок составляют формирования «Исламского движения талибов» общей численностью более 60 тыс. боевиков. В ряде провинций на юге и востоке страны они контролируют до 70% территории. Цель талибов — свержение действующего режима и восстановление теократического государства «Исламский эмират Афганистан».
Значительные усилия экстремистов направлены на взятие под полный контроль северных провинций. Успешное решение данной задачи позволит им обеспечить беспрепятственное прохождение наркотрафика по северному маршруту через территорию центральноазиатских республик и России, а также создать плацдарм для наступления в центральные районы Афганистана. Для этого лидеры талибов, с одной стороны, пытаются увеличить численность вооруженных формирований, а с другой — в интересах решения частных задач стремятся наладить эффективное взаимодействие с запрещенными в России региональными экстремистскими группировками, такими как «Исламское движение Узбекистана», «Хизб ут-Тахрир», «Лашкар-и-Тайиба» и др.
Кроме того, в Афганистане существенно активизировалась деятельность боевиков ИГИЛ (запрещена в РФ). Их численность, по различным оценкам, составляет более 4 тыс. человек. Хорошая конспирация, в том числе путем создания так называемых спящих ячеек, и налаженная агентурная сеть позволяют экстремистам использовать все более изощренные способы террора.
В конечном итоге деятельность указанных организаций способна существенно дестабилизировать обстановку в Центральной Азии и требует от нас постоянного внимания и принятия адекватных мер реагирования в рамках системы коллективной безопасности.
— Есть ли опасность вторжения крупных формирований террористов через Афганистан на территорию среднеазиатских государств?
— Конечно же, такая опасность существует. Руководство ИГИЛ предпринимает попытки расширить влияние прежде всего на северные провинции страны, не скрывая последующих планов по проникновению в центральноазиатские республики, Синьцзян-Уйгурский автономной район Китая и некоторые регионы России.
Основные цели экстремистов — вербовка боевиков для участия в конфликтах на Ближнем Востоке и получение дополнительных источников финансирования за счет взятия под контроль наркотрафика и другой криминальной деятельности, включая похищение людей, вымогательство, торговлю оружием. Для достижения этих целей лидеры ИГИЛ последовательно наращивают численность группировки в Афганистане, создают сеть лагерей подготовки и мест укрытия террористов. Боевики проникают в страну из зон иракского и сирийского конфликтов, а также с территории Пакистана под видом возвращающихся афганских беженцев.
Мы понимаем существующую опасность и предусмотрели комплекс мер, который обеспечивает наличие достаточного количества сил и средств для обеспечения безопасности государств Центральноазиатского региона, и в первую очередь Таджикистана, имеющего общую границу с Афганистаном.
— Что это за силы и насколько они боеспособны?
— В Центральноазиатском регионе созданы Коллективные силы быстрого развертывания, которые способны оперативно противостоять проявлениям международного терроризма и другим угрозам безопасности. В их состав входят подразделения от вооруженных сил Казахстана, Киргизии, России и Таджикистана. Общая численность группировки — около 5 тысяч человек. Это хорошо подготовленные и технически оснащенные, преимущественно десантно-штурмовые и горнострелковые подразделения.
В ОДКБ также созданы Коллективные силы оперативного реагирования (КСОР), ставшие универсальным инструментом, позволяющим решать широкий спектр задач и адекватно реагировать на все существующие вызовы и угрозы. Для их комплектования все шесть государств ОДКБ выделили наиболее боеготовые и мобильные соединения, части и формирования сил специального назначения. Общая численность КСОР — около 18 тыс. человек.
Начиная с 2015 года по решению глав наших государств общее руководство Коллективными силами ОДКБ в регионах коллективной безопасности осуществляют соответствующие Объединенные стратегические командования военных округов Вооруженных сил России. Это значит, что для противодействия возможным угрозам со стороны Афганистана при необходимости будет задействован и потенциал нашего Центрального военного округа, силы и средства всех видов разведки, включая космическую, авиация, в том числе стратегическая, Ракетные войска и артиллерия, а также другие войска.
Об эффективности и боеспособности многонациональных воинских формирований свидетельствуют результаты внезапных проверок их готовности. Одна из них с участием воинских контингентов КСОР ОДКБ проводилась с переброской части сил на территорию Таджикистана. При этом самолетами военно-транспортной авиации и своим ходом были перегруппированы подразделения со штатным вооружением, техникой, боеприпасами и запасами материальных средств. На полигоне Харбмайдон, что в 15 километрах от таджикско-афганской границы, прошли тренировки по формированию и слаживанию командования, планированию совместной операции и выполнен ряд учебно-боевых задач с боевой стрельбой.
Общий и самый важный вывод по результатам проверки — воинские контингенты КСОР к выполнению задач готовы. Этот результат, несомненно, явился сдерживающим фактором и потребовал внесения соответствующих корректив в намерения международных террористических организаций в отношении Таджикистана.
Подобный сдерживающий характер имело проведенное по решению президентов в ноябре 2017 года также на территории Таджикистана внеплановое крупномасштабное учение КСОР ОДКБ. Необходимость его была обусловлена прежде всего угрозой со стороны группировки ИГИЛ, выдавливаемой из Сирии и Ирака на территорию Афганистана. В рамках учения на шести полигонах были задействованы более 5 тыс. военнослужащих, 1,5 тыс. единиц вооружения и техники, 77 летательных аппаратов, включая беспилотные. Участвовали подразделения из состава КСОР ОДКБ, а также Объединенной российско-таджикской группировки войск. Впервые отработаны вопросы прикрытия самолетов Ту-95МС дальней авиации России истребителями Су-30 сил воздушной обороны Казахстана. Бомбардировщики наносили ракетно-бомбовые удары по условным базам боевиков. Были также проведены пуски ракет оперативно-тактического комплекса «Искандер».
Таким образом, у ОДКБ вполне достаточно сил и средств для обеспечения безопасности наших государств — членов ОДКБ в Центральноазиатском регионе.
— Как оценивается обстановка на границе стран ОДКБ с Украиной?
— Власти Украины последовательно наращивают усилия по приведению вооруженных сил к стандартам НАТО. С этой целью активно привлекаются финансовые средства западных государств, иностранные советники и инструкторы. В конечном итоге создаются условия для использования Украины и ее вооруженных сил в качестве одного из основных так называемых партнеров НАТО по противодействию России и ее союзникам. Вместе с тем мы не драматизируем ситуацию, а следим за ее развитием в интересах адекватного реагирования на возможные угрозы.
— Каков общий состав сил и средств ОДКБ? Планируется ли увеличивать их численность?
— Общая численность Коллективных сил ОДКБ, созданных на многосторонней основе, составляет свыше 26 тыс. военнослужащих. Кроме названных мною Коллективных сил оперативного реагирования и Коллективных сил быстрого развертывания в 2010 году завершено формирование Миротворческих сил ОДКБ, в состав которых государствами выделены на постоянной основе военный, милицейский (полицейский) и гражданский персонал общей численностью около 3600 человек. Основу этих сил составляет военный компонент. 23 декабря 2014 года принято решение о создании Коллективных авиационных сил. В их состав вошли самолеты и вертолеты военно-транспортной, транспортной и специальной авиации.
Кроме Коллективных сил ОДКБ, созданных на многосторонней основе, в Восточноевропейском регионе в рамках Союзного государства Белоруссии и России, а также в Кавказском регионе на основе двусторонних соглашений Армении и России созданы соответствующие региональные группировки войск.
На двусторонней основе создана и развивается Единая региональная система ПВО Белоруссии и России, подписаны и ратифицированы соглашения о создании подобных российско-казахстанской и российско-армянской систем ПВО. На многосторонней основе ведется работа по созданию Объединенной системы ПВО в Центральноазиатском регионе.
В целом создан достаточный потенциал для реагирования на возникающие угрозы. Сегодня мы работаем прежде всего над повышением качества подготовки и технической оснащенности имеющихся сил и средств, совершенствованием их структуры.
— Каков механизм принятия решения на применение вооруженных сил ОДКБ?
— Основной формой подготовки предложений для принятия решения на применение сил и средств является механизм совместных консультаций представителей государств. Они могут проводиться на различных уровнях. Началом работы является официальное обращение за помощью одного или нескольких государств. Совет коллективной безопасности принимает решение на применение сил и средств и оказание необходимой помощи на основании предложений Совета министров обороны и Комитета секретарей советов безопасности ОДКБ, которые готовятся совместно с Объединенным штабом и Секретариатом организации.
Механизм кризисного реагирования постоянно отрабатывается на совместных деловых играх, штабных тренировках, в ходе которых исследуются вопросы сокращения сроков подготовки предложений и принятия решения на применение сил и средств.
— Какие учения ОДКБ запланированы на 2018 год?
— В 2018 году мы продолжим практику проведения мероприятий совместной подготовки на едином фоне условной военно-политической и стратегической обстановки в рамках совместного оперативно-стратегического учения «Боевое братство-2018». Будет отработан весь комплекс мероприятий по предотвращению (сдерживанию), разрешению военного конфликта и восстановлению мира. Совместные учения пройдут на территории Казахстана, Киргизии, России и Таджикистана.