Британский броневик вождя пролетариата

Британский броневик вождя пролетариата

Биография четырехколесного свидетеля исторических событий
© artillery-museum.ru
Биография четырехколесного свидетеля исторических событий
16 мая 2018, 13:38
Реклама

«Броневичок Ильича» — в наши дни это шаблон для шуток и выражение нарицательное, ибо давно нет свидетелей тех бурных событий, а время стерло из памяти подробности и нюансы давних дней 1917 года… Но если интерес к вождю пролетариата уже не тот, то историей его бронированного транспортного средства до сих пор интересуются любители военной техники. Что о нем известно, откуда взялся и куда потом исчез? «АС» попытался выяснить.

Британские корни

Несмотря на кажущуюся с современной точки зрения очевидность эволюции военно-инженерных технологий, многие из них с трудом пробивали себе дорогу в жизнь. Первые пулеметы не принимали на вооружение из-за «излишнего расхода боеприпасов», а эскизы прототипов танков и вовсе сочли глупой шуткой… С похожей истории начиналось и распространение бронеавтомобилей.

На рубеже XIX и ХХ веков чиновники военного министерства Российской империи одними из первых осознали, какую бы пользу могла принести бронированная машина, прикрывающая пулеметным огнем идущую в атаку пехоту. Необходимость новации наглядно показал боевой опыт Русско-японской войны. И уже в 1905–1906 годах в России начались испытания опытных образцов легких колесных броневиков, созданных на базе французских шасси. Однако к началу Первой мировой войны собственных мощностей для постройки такой техники в стране недоставало, и в 1914 году Русской Императорской армией были заказаны в Англии 48 колесных броневиков, оснащенных пулеметным вооружением.

Контракт подписали с Austin Motor Company — основанным в 1906 году предприятием британского инженера и изобретателя Герберта Остина. Завод выпускал одноименную колесную технику — легковые автомобили, спортивные болиды, грузовики и многое другое. Вопреки распространенному мнению броневики Austin не были «глобальным продуктом», а разрабатывались именно по российскому заказу, по характеристикам, сформированным комиссией Главного военно-технического управления Русской Императорской армии.

Контракт на без малого полсотни бронемашин не выглядел особенно крупным в масштабах «большой войны», тень которой уже стояла над Европой, но он предполагал дальнейшую локализацию сборки этих машин в России — на Путиловском заводе в Петербурге.

«Русский Остин»

В конце 1914 года начались поставки «Остинов» в Россию, где из них формировали пулеметные автомобильные взводы. Первое же боевое крещение бронемашин выявило существенные проблемы — недостаточную бронезащиту, уязвимость колес, а также необходимость бортовой стрельбы из двух пулеметных башен одновременно. Дело в том, что у оригинала башни располагались справа и слева симметрично, и при стрельбе перпендикулярно линии движения можно было использовать лишь один пулемет соответствующего борта. С отказавшим пулеметом, а такое случалось нередко, неповоротливая машина становилась частично беззащитной.

В русской же версии эту проблему решили — башни перенесли, расположив диагонально. В результате при необходимости всю огневую мощь на цель в любом секторе обрушивали оба пулемета в темпе около шестисот выстрелов в минуту пулями калибра 7,62 мм. Броня «Путиловцев» была усилена приблизительно вдвое — толщину лобового железа и бортов по кругу довели до 7,5–8 мм, днище же и крышу усилили незначительно, поскольку наезд на мины и атаки авиации в то время были не столь актуальны. Шины вместо пневматических стали цельными — их заполнили особым составом на каучуковой основе, известным как «гусматик».

Приводил в движение броневик британский мотор — 4-цилиндровый карбюраторный двигатель с 4-ступенчатой коробкой передач и приводом на заднюю ось. Мощность мотора сперва равнялась 30 «лошадкам», но впоследствии англичанам было дано указание увеличить ее до 50 лошадиных сил. Автомобиль разгонялся до 50 км/ч по шоссе, и до 20–30 км/ч — по пересеченной местности. Кстати, одной из отечественных доработок боевой машины стал небольшой дополнительный топливный бак, размещавшийся под приборной панелью. Он служил аварийным вариантом, питая двигатель во время преодоления крутых уклонов и спусков. Дело в том, что топливо из основного бака поступало в карбюратор самотеком, и на уклонах двигатель часто лишался бензина и глох.

Организация собственного выпуска бронемашин с использованием британских шасси откладывалась — ситуация в рабочей среде была неспокойной, заводы, в том числе и Путиловский, сотрясали забастовки. В итоге «русские Остины», названные «Остин-Путиловцами», начали собирать лишь после смены власти в стране. Всего было создано чуть более трех десятков бронемашин. Хотя шасси заказали вдвое больше. Поставки шасси морским путем из Austin Motor Company постоянно тормозились и срывались.

© artillery-museum.ru

Справка «АС»: Бронеавтомобиль «Остин-Путиловец»

годы производства — 1917–1920.

Экипаж — 4 человека.

Вооружение — 2 пулемета «Максим».

Двигатель — 30 л.с. (в последующих модификациях — 50).

Максимальная скорость — 55 км/ч. Колесная формула — 4х2.

Масса — 5200 кг. Длина — 4,9 м. Ширина — 2 м. Высота — 2,58 м.

Из империи в республику

К концу 1917 года молодая Советская республика обладала парком из 73 единиц бронеавтомобилей «Остин». Больше половины из них были «коренными британцами», доработанными с помощью пролетариев с Путиловского и Ижорского заводов, а оставшиеся — «Русскими Остинами», изготовленными у нас на базе импортированных из Англии шасси от полуторатонных грузовиков.

Машины, распределенные по бронедивизионам и мотоотрядам РККА, имели вместо цифровых номеров имена в революционном стиле — «Стенька Разин», «Суворов», «Резвый», «Защитник», «Гроза», «Громобой» и т.д. Прослужила эта бронетехника до начала 30-х годов, после чего была вытеснена новым советским бронеавтомобилем БА-27 постройки Ижорского завода.

Собственно, пара броневиков «Остин» участвовала и в торжественной встрече возвращавшегося из эмиграции Владимира Ленина 3 апреля 1917 года на Финляндском вокзале Санкт-Петербурга. С броневика под номером «2» вождь пролетариата выступил перед собравшимися, произнеся знаменитое «Да здравствует социалистическая революция!» Почему машина имела номер, а не имя? Дело в том, что именами награждались боевые «Остины», а учебные просто нумеровались. Тот самый «броневик Ленина» был не «Остин-Путиловцем», как многими ошибочно считается, а «Остином» еще британской постройки и путиловской доработки. В 1915 году этот экземпляр поступил из Англии в 6-е отделение запасной автомобильной роты Главного военно-инженерного управления в Петрограде, был добронирован и перевооружен на Ижорском заводе, а годом позже передан для учебных целей 2-й бронезапасной автомобильной роте в Михайловский манеж в Петрограде. После же того, как машину «освятила» нога вождя, на одной из пулеметных башен быстро намалевали красной краской броское имя — «Враг капитала».

«Ленинский броневик» не получил каких-то преференций в сравнении со своими собратьями и честно отправился воевать с контрреволюцией. Машина уцелела в боях, и после списания всего парка «Остинов» легендарный бронеавтомобиль экспонировался во дворе Музея Ленина (Мраморный дворец, Санкт-Петербург) с 1940 по 1992 год. Правда, в смутные перестроечные времена «Враг капитала» чуть было не оказался проданным финскому коллекционеру, но сделка, к счастью, сорвалась.

Сегодня исторический броневик жив и здоров и является «единицей хранения» Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и связи — знаменитого подковообразного здания, что расположено в Питере по адресу Александровский парк, 7. Машина сейчас проходит плановую реставрацию, но скоро будет выставлена в зале, посвященном отечественной военной истории периода с 1917 по 1940 год. Впрочем, чтобы взглянуть на знаменитый бронеавтомобиль, необязательно ехать в Питер! В Москве, в экспозиции музея бронетанкового вооружения и техники в Кубинке, выставлен еще один «Остин». Правда, это не исторический оригинал, а копия-новодел.

Реклама
Реклама