Командарм Цветаев: забытый генерал

Командарм Цветаев: забытый генерал

«Сталин пожал руку и сказал: «Благодарю вас за честность»
© Фото из архива
«Сталин пожал руку и сказал: «Благодарю вас за честность»
Реклама

Имя генерал-полковника Вячеслава Цветаева оказалось в тени других советских военачальников — победителей фашистской Германии. А ведь он был одним из выдающихся полководцев Великой Отечественной, признанным мастером общевойскового боя. О малоизвестных эпизодах из жизни командарма корреспонденту «Армейского стандарта» довелось узнать из рассказов его дочери Ирины Вячеславовны.

Бывший поручик царской армии Вячеслав Цветаев с весны 1918-го связал жизнь свою с Красной армией. Великую Отечественную встретил в звании генерал-лейтенанта, будучи начальником кафедры оперативной тактики в Академии имени Фрунзе. С первых же дней после нападения немцев на СССР стал добиваться отправки на фронт. В июле 41-го Цветаев был назначен командовать Южной оперативной группой 7-й армии Карельского фронта, которая оборонялась в районе Ладожского и Онежского озер.

Удержаться против атак финнов и войск немецкой армии «Норвегия» не удалось. 2 октября враги вошли в Петрозаводск и двинулись на Медвежьегорск. Советское командование планировало контрудар, и в начале декабря в 7-ю армию стали прибывать для этого свежие части. Но что это было за пополнение!

Значительную его часть составляли новобранцы из республик Средней Азии и Закавказья. Многие из них не знали русского языка, не могли толком обращаться с оружием. Южане абсолютно не умели ходить на лыжах, плохо переносили условия лютой зимы. В неудовлетворительном состоянии оказалось и вооружение прибывших на фронт частей. Вот данные по одной из них — 367-й стрелковой дивизии: полностью отсутствует зенитная артиллерия, для гаубиц и 76-мм орудий не хватает зарядных ящиков, а у 82-мм минометов, которыми укомплектовали батальоны, нет прицелов! Из 108 положенных по штату станковых пулеметов в наличии лишь 26, вместо 108 снайперских винтовок — только 2.

Вот такую силу советское командование 1 января 1942-го бросило в атаку на финнов. За несколько дней ожесточенных боев успеха добиться не удалось, а потери понесли очень серьезные. Один из финских солдат записал в те дни: «В начале января русские пошли в атаку, но потерпели поражение. По обеим сторонам дороги было так много русских солдат, погибших и замерзших, что мертвые, стоя, поддерживали друг друга…»

Между тем Ставка по-прежнему настаивала: продолжить наступательные действия! В армии все генералы знали, кто стоит за такими приказами, и потому ослушаться их считалось равносильным самоубийству. Но нашелся один смельчак, не побоявшийся сообщить наверх правду о сложившейся ситуации. Это был генерал-лейтенант Цветаев. Вячеслав Дмитриевич хорошо понимал: в военное время таким рапортом он, возможно, подписывает себе смертный приговор. Однако честь кадрового военного, долг перед Родиной и своими солдатами не позволили ему поступить иначе.

Опасения Цветаева сбылись: вскоре его под конвоем доставили в Москву. Однако в столице ожидало нечто необычное. С вокзала Вячеслава Дмитриевича отконвоировали не в тюремную камеру, а в гостиницу, и поселили в комфортабельном номере, хотя и под охраной. В полной неопределенности прошло несколько дней, наконец его посадили в машину с занавешенными окнами и куда-то повезли. Потом генерал вслед за сопровождавшим его чекистом долго шагал коридорами какого-то здания. Вошли в комнату, находившийся там офицер открыл дверь в противоположной стене и сказал: «Идите!» Цветаев оказался в огромном кабинете, из глубины которого навстречу ему шагнул Сталин. «Отец народов» спросил: «Мы прочитали ваш рапорт. Почему вы написали его?» Вячеслав Дмитриевич взял себя в руки и постарался в нескольких фразах объяснить ситуацию с войсками в 7-й армии. Выслушав ответ, Сталин подошел совсем близко, пожал Цветаеву руку и сказал: «Благодарю вас за честность». А потом добавил: «У нас есть мнение назначить вас командующим армией».

Впрочем, с дальнейшей реализацией этих обещаний дело несколько застопорилось. В мае 1942 года Цветаева отправили на должность заместителя командующего 4-й резервной армией. А в июне он получил под свое начало 11-ю резервную армию, которая в декабре 1942-го была переформирована в 5-ю ударную.

Генерал Цветаев полностью оправдал надежды Сталина. Впоследствии он получил звание генерал-полковника, был заместителем командующего войсками 1-го Белорусского фронта, командовал 33-й армией, которая участвовала в Берлинской операции. В апреле 1945-го Вячеславу Дмитриевичу было присвоено звание Героя Советского Союза.

Однако тяжелые испытания военных лет не прошли без следа. А кроме них аукнулся этому мужественному полководцу год, проведенный в застенках НКВД в конце 1930-х (Цветаева тогда обвинили в предательской деятельности, но, не добившись признаний, отпустили на свободу). Вскоре после Победы Вячеслава Дмитриевича уложил на больничную койку сердечный приступ, после этого болезнь уже не отпускала его. В январе 1948-го генерал-полковник Цветаев был назначен начальником Военной академии имени Фрунзе, а всего через 2 года его не стало. Военачальнику исполнилось лишь 57.

Реклама
Реклама