Как известно, лучшие свои технические изобретения человек всегда пытался использовать в военном деле. Не стал исключением и велосипед. Был период, когда армейские стратеги пророчили этим «двухколескам» великое будущее. «Армейский стандарт» погрузился в военно-технические архивы.
В Россию «военная велосипедия» (такой термин использовался военными теоретиками) пришла 130 лет назад.
Осенью 1889 го у нас впервые появились боевые «самокатчики», они действовали в составе разведывательных отрядов. Дальше настал черед более масштабных нововведений.
Приказом №158 по военному ведомству от 17 мая 1891 года в пехотных войсках вводились казенные велосипеды ради «предоставления войскам средств для быстрой передачи приказаний и донесений во время движения и действий…». В каждом батальоне для этой цели должно было находиться по два велосипедиста, а при штабе полка кроме того еще один офицер и четыре солдата «на колесах».
Позднее в нескольких пехотных дивизиях и корпусах создали так называемые «летучие разъезды» и «охотничьи команды самокатчиков». Затем функции велосипедистов были расширены. В некоторых дивизиях им поручалась, например, перевозка голубей на военно-голубиные станции, обеспечивающие «воздушную почту».
Изготовлением военных велосипедов с 1891 года занимались мастерские Петербургского арсенала. Правда, машины там получались убогие — весили более 30 кг, имели тяжелый ход.
Так что на них ездили нижние чины, а офицеры предпочитали пользоваться собственными покупными машинами. По состоянию на начало 1894 года в Московском военном округе насчитывалось 90 велосипедов, принадлежавших господам офицерам, и 123 казенных «самоката».
Немало проблем возникало с удобным обмундированием для «самокатчиков». Приказ от 30 апреля 1894 года гласил: «Государь император повелеть соизволил, нижним чинам, назначаемым для службы на самокатах, иметь при езде кожаные полусапоги с боковой шнуровкой…»
Чуть позже военный министр издал распоряжение: присвоенное офицеру оружие должно быть при нем и во время езды на бицикле. В документе имелось уточнение: «Чтобы шашка не попадала на ходу в заднее колесо, ее следует подтягивать посредством конца портупеи к особому крючку, пришиваемому специально к мундиру или сюртуку у самой талии».
Осенью 1897 го в маневрах под Белостоком впервые участвовала отдельная команда велосипедистов под командой поручика Смердова — три офицера и 49 нижних чинов. Помимо посыльной и разведочной служб, циклисты участвовали в преследовании отступающего «противника». Случились даже настоящие «боевые эпизоды». Однажды велосипедный разъезд «западных» во время проведения рекогносцировки наткнулся на «вражеских» кавалеристов. Офицер-«самокатчик» и рядовой — оба опытные велосипедисты — решили потягаться с конниками в скорости, но явно переоценили свои силы. Солдат влетел в канаву и опрокинулся вместе со своей машиной, а у офицера на ходу отвязалась сумка с багажом и, попав в колесо, затормозила ход. В итоге оба «попали в плен». А вот в другой раз в аналогичной ситуации казакам так и не удалось угнаться за шустрыми циклистами.
Лидерами по «велосипедизации» своей армии стали на рубеже XIX и XX веков Англия, США, Австрия, Франция... А немцы настолько уверовали в массовое использование «двухколесных» войск, что начали создавать «противовелосипедное» оружие: они тренировали огромных догов, приучая их по команде набрасываться на людей, едущих верхом на бицикле, и опрокидывать их на землю.
Для военных нужд было разработано несколько специальных велосипедов. Один из наиболее популярных — складной бицикл конструкции французского капитана Жерара, раму которого можно было за полминуты «сломать» пополам или вновь разложить в рабочее состояние. Позднее, в 1916 году, появилась подобная же армейская машина и в России: велосипед «Дукс»-боевой, сконструированный М.Щипановым. Русский военный велосипед весил всего 16 килограммов, быстро складывался и раскладывался благодаря особым замкам, работающим по принципу винтовочного затвора. В сложенном виде солдат забрасывал своего «железного коня»
на лямке за спину — и вперед в пешем строю!
В 1898 году была опробована новинка для армии от знаменитого изобретателя-оружейника Максима. Он установил на трехколесный велосипед многоствольную скорострельную митральезу. Весила такая «самоходка» 55 килограммов, и, чтобы двигать ее, требовался очень натренированный велосипедист-силач.
Перед Первой мировой в России было создано уже 25 «самокатных» рот, не считая мелких команд при полках и батальонах. Еще внушительнее оказались ряды боевых циклистов в войсках других европейских стран. Это был звездный час армейской «велосипедизации». В дальнейшем педальные машины уже не могли выдержать конкуренции с автомобилями и мотоциклами. Впрочем, отдельные отряды велосвязистов существовали в нашей армии вплоть до Великой Отечественной войны. Несколько таких групп действовали даже в осажденном Ленинграде.