В числе оборонных проектов, чья реализация неоправданно затягивается, — легкий военно-транспортный самолет Ил-112В. Разработка 90-х годов то входила в разряд первоочередных, то переходила в стадию вялотекущего умирания. Еще совсем недавно военное ведомство ставило крест на этой машине, отдавая предпочтение антоновскому турбовинтовому самолету Ан-140, серийным производством которого собирался заняться Самарский завод «Авиакор». Но украинские события все круто изменили. Самолету Ан-140 разработки киевского КБ имени Антонова поневоле пришлось искать замену. И здесь уже выбирать было не из чего. Решили доводить до ума авиационный «долгострой» — самолет КБ имени Ильюшина Ил-112В.
Несколько лет назад за проект поручился бывший вице-премьер по вопросам оборонно-промышленного комплекса Дмитрий Рогозин. Программа получила мощный импульс. Военное ведомство было не против. А куда деваться? Парк стареньких Ан-24 и Ан-26 дышит на ладан. Им срочно нужна достойная замена. Строить легкие машины поручили Воронежскому авиазаводу. Ранее там строились реактивные пассажирские Ан-148 и магистральные «президентские» Ил-96. Курирует важный проект руководитель компании «Ил» Алексей Рогозин, сын бывшего вице-премьера, а ныне главы Роскосмоса Дмитрия Рогозина.
Первоначально планировалось, что Ил-112В совершит первый полет в Воронеже в конце 2016 года. Однако этим планам не суждено было сбыться. Не было первого полета и в 2017 году.
Разработчик пенял на недобросовестных партнеров по кооперации. То, мол, оборудование не поставили, то двигатели. Судя по всему, 2018 год должен стать для Ил-112В решающим. Сегодня в воронежских цехах в разной стадии готовности три опытных машины. Одна из них должна «встать на крыло» уже в этом году.
Некоторые эксперты скептически относятся к перспективам Ил-112В. Так, член Общественного совета при Минобороны РФ, директор Центра анализа стратегий и технологий (ЦАСТ) Руслан Пухов сказал «Армейскому стандарту», что «существуют очень сильные опасения относительно успеха разработки Ил-112В».
Тем не менее, как сообщили «Армейскому стандарту» в российском авиапроме, питерская компания «Климов» в ближайшее время поставит Воронежскому авиазаводу еще два авиадвигателя ТВ7-117СТ для самолета Ил-112В. Движки уже прошли предварительные стендовые испытания. После таких испытаний двигатели подлежат разборке, осмотру, проводится дефектоскопия лопаток. Затем вновь собирают. Сейчас двигатели для легкого транспортника проходят приемо-сдаточные испытания. К концу лета оба движка отправят в Воронеж. Первая пара двигателей ТВ7-117СТ была поставлена воронежским самолетостроителям в 2017 году. Вторая пара двигателей нужна в качестве резервных.
По информации «АС», разрешение на первый вылет Ил-112В с двигателями ТВ7-117В уже получено. Все необходимые стендовые испытания двигателя завершены, кроме длительных ресурсных. Пока гарантийный ресурс двигателя — 25 часов. Это необходимый ресурсный минимум для первого полета. При подготовке двигателей к первому полету важнейшим фактором становится безопасность.
По временным техническим требованиям разработчик двигателя должен обеспечить ресурс в 100 часов. Поэтому непрерывно ведутся работы по увеличению ресурса. До конца года будет собран типовой двигатель. Ожидается, что в 2019 году разработчик подготовит и поставит двигатель на стендовые испытания для последующего предъявления на госиспытания. Для этапа государственных стендовых испытаний требуется значительная партия опытных образцов двигателей — порядка десяти. Испытания ТВ7-117СТ для Ил-112В продлятся до 2020 года. Тогда же планируется завершить и госиспытания самолета.
По информации разработчика, в ТВ7-117СТ применены самые современные материалы, технологии и системы управления. Максимальная мощность на взлете повышена до 3000 л.с. вместо 2500 л.с. для ТВ7-117СМ. А на чрезвычайном режиме двигатель развивает мощность 3600 л.с. Кроме того, силовая установка самолета Ил-112В оснащается новыми воздушными винтами АВ-112 разработки предприятия «Аэросила».
Сам самолет тоже сделан с использованием передовых цифровых технологий и оснащен самым современным бортовым оборудованием отечественного производства. Ил-112В предназначен для транспортировки и воздушного десантирования легкого вооружения, военной техники и грузов массой до пяти тонн. В перспективе он должен заменить не только Ан-26, но и составить конкуренцию лучшим мировым транспортным самолетам этого класса на мировом рынке.
Гражданская версия Ил-112Т рассчитана на перевозку 44 пассажиров на расстояние 1000–2400 км. Самолет сможет взлетать и садиться на небольших малооборудованных аэродромах, в том числе с грунтовой полосой.