Штаты закрывают «Открытое небо»

Штаты закрывают «Открытое небо»

Для ремонта американских самолетов-инспекторов не хватает более $200 млн
OS-135B
© wikimedia.com
Для ремонта американских самолетов-инспекторов не хватает более $200 млн
' + '' + ' ' + ''+ ' OS-135B
27 августа 2018, 09:12
Реклама

В августе между США и Россией возникла заочная перепалка, поводом для которой стали претензии Вашингтона. Мол, Москва не исполняет свои обязательства по международному договору «Открытое небо». В этой связи США пригрозили выходом из этого договора. Официальный представитель МИД РФ Мария Захарова назвала претензии американской стороны безосновательными. Она увидела в них всего лишь повод «либо для очередного давления на Российскую Федерацию, либо для санкций». После привычного «обмена любезностями» вопрос об «Открытом небе» повис в воздухе. «Армейский стандарт» попытался выяснить, насколько опасен для России выход США из этого договора.

Идея выработки договоренностей, которые бы позволяли наблюдать с воздуха за военной деятельностью таких государств, как США и СССР, в интересах снижения напряженности в отношениях и повышения уровня доверия, возникла еще в середине 50-х годов прошлого века. Эти предложения легли в основу разработки договора «Открытое небо», который был заключен в Хельсинки в 1992 году. Его подписали 23 страны. Соглашение вступило в силу в 2002 году.

Его цель — повышение транспарентности и укрепление доверия между государствами через совершенствование механизмов контроля за военной деятельностью. Сегодня подписантами договора являются уже 34 государства: Белоруссия, Бельгия, Болгария, Босния и Герцеговина, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Грузия, Дания, Исландия, Испания, Италия, Канада, Латвия, Литва, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия, Россия, Румыния, Словакия, Словения, США, Турция, Украина, Франция, Финляндия, Хорватия, Чехия, Швеция, Эстония. Договор подписала, но не ратифицировала Киргизия.

Участники договора по открытому небу имеют право на специальном разведывательном самолете, оснащенном сертифицированной фото- и видеоаппаратурой, облетать территорию любой из стран — участниц соглашения, чтобы убедиться в соблюдении действующих договоров в области контроля над вооружениями. При этом сроки и количество воздушных инспекций определяются системой квот. Россия, Белоруссия и США, к примеру, имеют право делать по 42 полета ежегодно. Канада, Великобритания, Италия, Турция, Германия, Франция и Украина — по 12 полетов, а, допустим, Португалия — у нее самая маленькая квота — всего два полета.

Причем по условиям соглашения во время полетов на борту специального разведывательного самолета должны находиться представители инспектируемой страны, которые не имеют права прерывать облет, мотивируя свое решение даже интересами национальной безопасности.

Ухудшение отношений между Россией и США в последние годы не могло не сказаться на условиях выполнения договора по открытому небу. Вашингтон начал обвинять Москву в том, что она начиная с 2014 года ограничила полеты над Калининградской областью, а также вдоль границ с Абхазией и Южной Осетией. Москва, в свою очередь, предъявила претензии Вашингтону в длительных задержках при согласовании полетов над территориями Соединенных Штатов в Тихом океане. В ответ США в прошлом году предупредили, что планируют ввести еще большие запреты для российских инспекторов для полетов над Гавайями, ограничив дальность — не более 900 км. Российским самолетам было также запрещено садиться на аэродромы ВВС США базы Робинс в штате Джорджия и Эллсуорт в Южной Дакоте, которые ранее использовались для дозаправки и отдыха экипажей. Ответом российской стороны стал аналогичный запрет на использование трех наших аэродромов.

Однако, как считают опрошенные «АС» эксперты, все эти политические разборки могут быть всего лишь прикрытием истинной причины отказа США от исполнения обязательств по договору. И причина эта абсолютно банальна — технические проблемы: у США просто нет самолетов для проведения инспекций по программе «Открытое небо».

Дело в том, что все государства — участники договора должны использовать в качестве инспекционных самолетов только те модели, которые зарегистрированы соответствующими авиационными органами государства-участника, так же, как и аппаратура, применяемая на них.

АН-30Б
© wikimedia.com
АН-30Б

Так, российские инспекторы осуществляют полеты в рамках договора по открытому небу преимущественно на самолетах Ан-30Б или Ту-154М, переоборудованных под данную миссию. Американцы применяют для этих целей специализированный самолет OS-135B, который был создан на базе Boeing 707.

Российская сторона серьезно относится к своим договорным обязательствам по договору открытого неба. Недавно в нашей стране специально для этой миссии в ОАО «Туполев» по контракту с ОАО «Концерн «Вега» (головной разработчик авиационной системы наблюдения «Открытое небо») начал создаваться более современный самолет спецназначения Ту-214ОН. Его сейчас готовят к сертификационным испытаниям.

А вот в США с этим дела обстоят куда хуже. Ни для кого не секрет, что в целом самолетный парк военной авиации США находится сегодня далеко не в лучшем техническом состоянии. Он требует серьезного обновления и глубокой модернизации. По некоторым данным, порядка 60% авиапарка ВВС США требует ремонта.

Самолеты-разведчики OS-135B, работающие в рамках ДОН, — не исключение. 3 июля американское издание Defense News написало, что депутат палаты представителей Конгресса США бригадный генерал ВВС в отставке Дональд Бэйкон потребовал выделить средства для ремонта всех трех самолетов, используемых по программе «Открытое небо», так как их состояние «в настоящий момент крайне неудовлетворительное». Генерал Бэйкон утверждает, что эти машины обслуживаются в ВВС США по остаточному принципу, из-за чего во время инспекций над российской территорией не раз возникали неловкие ситуации.

На техническое состояние OS-135B внимание Конгресса обратил также министр обороны США Джеймс Мэттис. Он отметил, что из-за неисправности этих машин в 2017 году США смогли провести лишь 64% запланированных инспекций над российской территорией.

Таким образом, выходит, что официальные претензии к Москве по якобы всякого рода ограничениям полетов США — это всего лишь ширма, за которой скрывается истинная причина: плохое техническое состояние американских самолетов-разведчиков OS-135B для проведения инспекций.

На закупку новых летательных аппаратов, пишут американские СМИ, требуется $222 млн. Если они не будут выделены, а такие опасения у американских военных есть, то США будут вынуждены выйти из программы «Открытое небо». Официальные поводы для такого выхода в Пентагоне, конечно же, найдут. И мало кто сомневается, что они будут политическими.

Однако, как считают эксперты, есть и более глубокие причины незаинтересованности выполнения договора по открытому небу как со стороны США, так и России. Это — развитие новейших космических технологий. Использование спутников-шпионов позволяет определить местоположение любого военного объекта с очень высокой точностью. Тем более, договор сразу предусматривал, что возможности используемой аппаратуры наблюдения будут уступать возможностям разведывательных спутников, прежде всего США.

Нынешнее состояние самолетов-разведчиков США требует больших финансовых вложений, а в Пентагоне существует большая группа генералов, которые считают, что вложения в космос куда более перспективны, чем траты на авиацию. Тем более на самолеты, обслуживающие какой-то весьма сомнительный, с их точки зрения, международный договор.

В России в перспективы договора по открытому небу тоже верят далеко не все. Научный сотрудник Института США и Канады Владимир Батюк, к примеру, считает, что этот договор давно уже «превратился в атавизм и некий военно-дипломатический жест доброй воли». По его мнению, для России не представляет никакой угрозы выход США из договора по открытому небу, так как наша страна имеет мощную спутниковую группировку, которая без всяких воздушных инспекций прекрасно может наблюдать за всеми военными объектами на территории США и не только.

По мнению Владимира Батюка, данные, полученные с помощью наблюдательных полетов, давно уже не являются первичной информацией для наших военных и политиков. Это всего лишь дополнительные сведения, которые служат подтверждением информации, полученной со спутников. А это значит, что выход США из договора по открытому небу может отрицательно повлиять только на общий мировой политический климат, но при этом не окажет никакого влияния на военную мощь России.

Реклама
Реклама