Активированный уголь и «шапочка» для видеорегистратора: готовим «железного коня» к путешествию
Сезон-2018 в связи с открытием Крымского моста вдвойне актуален для автотуристов. Как подготовиться к многокилометровому автопробегу, чтобы он не был омрачен всякими неприятностями? «Армейский стандарт» собрал советы специалистов на этот счет.
Для многих городских автовладельцев 3-5 тысяч километров, пройденных за время отпуска, едва ли не треть годового пробега, поэтому подготовке «железного коня» к длительному вояжу стоит уделить внимание заранее!
Будем считать, что ваш автомобиль не требует немедленного ремонта и в целом все его системы исправны. Поэтому все, что мы порекомендуем, это достаточно очевидные вещи, которые просто нужно не забыть проделать накануне отъезда. А лучше - за пару-тройку дней.
Будем считать, что мы просто составили для вас список на память: эту статью можно распечатать и собираться в путь системно, строго по пунктам.
Для начала осмотрим все четыре колеса на предмет «полупроколов». Часто бывает, что саморез или гвоздь не пробивает покрышку насквозь, а входит «на полшишечки». С ним можно ездить месяцами, не замечая, однако при значительной нагрузке, когда в жаркую погоду длительное время поддерживается высокая скорость, острие способно углубиться и проткнуть резину насквозь. Обнаружить саморезы или гвозди легко без снятия колес: достаточно на сухом и чистом асфальте три-четыре раза перекатить машину приблизительно на полметра, после каждого переката внимательно осматривая поверхность протектора. И, чтобы потом не мучиться с домкратом на обочине под палящим солнцем, лучше устранить «полупроколы» заранее. Как минимум удалив гвоздь или саморез, как максимум - проткнув отверстие от инородного тела до состояния прокола, вставить туда жгутик.
Теперь проверим давление в шинах. При норме в две атмосферы падение давления на 0,2-0,3% практически незаметно для неопытного взгляда. Но такая, казалось бы, незначительная утечка сыграет не в вашу пользу при неожиданном скоростном маневре. Заодно заметно ускорится износ протектора и вырастет расход топлива.
Падение давления на 10% от нормы снижает эффективность «выбега» на 20%. Причем, несмотря на то, что формально «выбег» - это движение накатом по инерции, его снижение влияет на рост аппетита двигателя в любом режиме движения. Поэтому перед дальней поездкой обязательно контролируем давление в шинах согласно информации от производителя вашего авто: обычно на средней стойке или на лючке бензобака внутри имеется таблица значений в зависимости от размерности шин и загрузки авто.
Убедитесь в наличии у вас всего необходимого для шиномонтажа в полевых условиях или буксировки заглохшей машины. Нередко бывает, что какая-то мелочь выкладывается в гараже, а потом не возвращается на свое место в багажнике. В итоге можно оказаться в чистом поле с домкратом, но к примеру, без съемной рукоятки для его вращения. Или без буксировочной проушины. Или без отвертки для снятия декоративного колпачка с колесных гаек. Не забывайте про баллонный ключ, трос и знак аварийной остановки, который вы, кажется, еще в том месяце одолжили соседу для прохождения техосмотра и так и не забрали обратно!
Проверьте километраж с последней замены масла. В случае продолжительной поездки плановая замена может прийтись как раз на время путешествия. К примеру, от Москвы до того же Крыма и обратно - без малого 4.000 километров. Да плюс 500-1.000 - покататься по достопримечательностям. Если вы меняете масло через 10 тысяч километров, а после крайнего ТО машина проехала 8-9 тысяч километров, лучше повторить его перед поездкой, а не после. Хотя тысяча-другая «перебега», разумеется, не смертельны. Кстати, в режиме длительных перегонов с высокой скоростью угар масла растет. Больше мелкодисперсных частиц и смолистых отложений гуляет по системе смазки, пролетая через байпасный клапан в масляном фильтре, который после 7-8 тысяч километров пребывает в открытом состоянии чаще, чем в закрытом…
Кстати, если у вас «масложорный» ввиду конструкции или возраста мотор - не забудьте кинуть в багажник литрушку масла на долив. Прихватите с собой резервную канистру с топливом - минимум на пять, а лучше на десять литров. Предварительно убедившись в ее полной герметичности, чтобы не пропитать запахом бензина вещи всей семьи в багажнике.
Помните про воронку - если у вас не грузовик, в который можно залить топливо по согнутой «галочкой» газете… Ибо, как ни странно, существуют еще участки федеральных (!) трасс, на которых расстояние между бензоколонками - километров 150 и больше. В южных регионах такое в порядке вещей, да и не только там. Совсем недавно десятки машин «обсохли» на новом участке трассы М11 в районе Великого Новгорода: одна заправка на более чем три сотни километров на участке Вологда - Вытегра. И таких шоссе немало! Проморгали уровень, следующая колонка оказалась закрыта на ремонт - и привет…
«Газовщикам» же еще сложнее! Если у вас установлено газовое оборудование - заранее скачайте с магазина мобильных приложений специальный навигатор по газовым заправкам страны. Он поможет отыскать «газовый оазис» в незнакомой местности.
Проверьте заранее свои электронные гаджеты. Не отваливается ли шнур у зарядного устройства для телефона? Свежи ли базы камер и радаров в смартфоне или «антирадаре»? Помните, что на длинных междугородних перегонах с мобильным Интернетом плохо. Его либо нет, либо он работает в роуминге. А Яндекс и Google-карты именно через Интернет перерассчитывают маршрут. Поэтому неплохо установить приложение для офлайновой навигации или сдуть пыль со старого навигатора, которому не требуется 3G.
Затем убедитесь в исправности видеорегистратора и отформатируйте на всякий случай карту памяти в нем. Кстати, нагрев от работы в режиме записи и прямой нагрев черного корпуса видеорегистратора от южного солнца способны вывести прибор из строя или вызвать зависание его софта. Если у вас машина без кондиционера, а вы вдобавок влипли в многочасовую регулярную пробку типа той, что между Приморским и Феодосией, где мучаются сейчас все путешествующие в Крым, полезно вырезать на регистратор «козырек» от солнца из квадратика жесткой бумаги, не перекрывающий объектив.
Ну и под конец проведите ревизию автомобильной аптечки - наверняка ведь вы туда давненько не заглядывали. Дополните ее свежими препаратами от расстройства желудка и кишечника, которое нетрудно схлопотать, питаясь в пути: активированный уголь, фестал, фталазол, смекта, бифидумбактерин, энтерол. Если же у вас автоаптечка из магазина - изначально достаточно бесполезная, надо сказать, - пересоберите ее заново, добавив туда все то, что перечислено выше; перевязочные материалы (побольше стерильных и нестерильных бинтов, пластырей), йод и перекись водорода; обезболивающие - анальгин, баралгин; фталазол, имодиум, аспирин, терафлю - от простуды и ангины. Наконец, хорошие ножницы, пинцет, пару иголок.
Ну и не забудьте банальную туалетную бумагу!