Белорусский «Хаммер»

Белорусский «Хаммер»

Внедорожнику из Минска не страшны никакие преграды 
© rusautomobile.ru
Внедорожнику из Минска не страшны никакие преграды 
04 сентября 2018, 10:00
Реклама

Брутальный и бескомпромиссный внедорожник из Минска — эдакий шарж на всем известный американский «Хам-Ви». Машина с несуразным именем БМЕ-1015 смотрится, как пародия, но пролезет, не задумываясь, в такие места, которые водителю «Хаммера» не привидятся и в страшном сне. Пройдет, аки посуху, по болоту и, не замочив обуви экипажа, проплывет по открытой воде! 

Необычную машину делают на белорусско-германском СП «МАЗ-МАН» (не путать с заводом МАЗ!). Это не военный внедорожник, а гражданский, что, впрочем, совершенно не исключает его использования разного рода силовыми структурами, например, МЧС. Разработанный с нуля снегоболотоход допускается к передвижению по дорогам общего пользования с обычной «легковой» категорией водительского удостоверения. 

Дизайн 

Брутальный грубоватый облик БМЕ-1015 в стиле пародии на «Хаммер» при ближайшем рассмотрении оказывается вполне гармоничным. Три двери, включая заднюю распашную, круглые фары на массивном бампере, который, по сути, представляет собой продолжение передних крыльев, отсутствие свесов, способных чиркнуть об землю при преодолении ямы или крутого берега речушки, — все выглядит достаточно продуманным. 

Кузов машины — пластиковый, что сразу выделяет ее в ряду аналогичных малосерийных «проходимцев», у которых чаще всего основой является серьезно переделанная «Нива» или «УАЗ», а то и вовсе дизайн выполнен в стиле гаражной самоделки. Пластиковый кузов, выпускаемый партнерами производителя в городе Новополоцке, представляет собой «сэндвич» из листового пластика и полимерной пены. 

© youtube.com

Кузов надет на металлический каркас и уже изначально несет в себе те элементы, которые на других «малосерийках» сделаны отдельно и выдают их кустарное происхождение. Тот же бампер в виде продолжения передних крыльев или защита от летящей от колес грязи, которая сделана не отдельными грубыми расширителями арок, как часто практикуется строителями машин для ралли-рейдов, а в виде изначально очень широких задних крыльев, выдающихся в стороны… При этом в конструкции видны и определенные упрощения, вполне резонные — скажем, переднее стекло сделано плоским и разделено на две части — для изогнутого стекла пришлось бы куда серьезнее конструировать кузов в плане жесткости и стоимости… 

Справка «АС»  

Страна производства — Белоруссия. 

Тип — «снегоболотоход», полноприводный вездеход 4х4. 

Число мест — 6–7. 

Двигатель — бензиновый ВАЗ «Нива» 1,7 л (81 л.с.) или дизель Fiat 1,9 л. (95 л.с.). 

Трансмиссия — механическая, 5-ступенчатая. 

Подвеска колес — независимая. 

Максимальная скорость по шоссе — 60 км/ч. 

Максимальная скорость по воде — 8 км/ч. 

Длина — 4,5 м. 

Ширина — 2,5 м. 

Высота — 2,65 м. 

Дорожный просвет — 0,66 м. 

Полная масса — 3300 кг. 

Внутри машины — пластик, резина и алюминий. В ущерб шумоизоляции, но зато не будет коррозии при самой жестокой эксплуатации, а салон можно отмыть из шланга от земли и глины. Владельцы охотничьих «уазиков» хорошо знают удобство такого оформления кабины! При этом органы управления — вполне традиционно расположенные, без всякой экзотики: руль, педали сцепления, газа и тормоза, рукоятка переключения передач, сзади нее — рукоятка раздаточной коробки. 

Нестандартно смотрится только… третья рукоятка на тоннеле пола, включающая вал отбора мощности, который приводит в действие гребной винт! На фоне спартанской утилитарности салона бросается в глаза огромный «планшет» на торпедо — дисплей, отвечающий за всю информацию, в которой нуждается водитель. На этот экран выводятся показания приборов от скорости до уровня топлива, давление в колесах, ошибки двигателя и т.д. 

Передвижение 

Подвеска всех колес — независимая, на цилиндрических пружинах с амортизаторами. Она имеет не слишком большой ход по горизонтали, но это и не нужно — все компенсируют огромные мягкие колеса. При этом в мостах установлены самоблокирующиеся дифференциалы, а в ступицах — редукторы, что вкупе с очень короткой базой обеспечивает выдающуюся проходимость и практически полное отсутствие возможности сесть на мосты или на брюхо. 

Гигантские колеса машины с крупными «шашками» грязевого протектора — это так называемые пневматики низкого давления. Давление в них существенно меньше, чем в классических автомобильных шинах — 0,1–0,5 бар. Колеса оснащены системой автоматизированной подкачки из салона — слева от руля на панели находится блок рукояток-кранов, при помощи которых водитель меняет давление в колесах — стравливает или подкачивает воздух, увеличивая пятно контакта для проходимости или надувая шины, чтобы плыть по воде. 

Кстати говоря, плавание по воде возможно в двух вариантах — медленное и ускоренное, и зависит оно от комплектации. В базовом варианте БМЕ-1015 держится на воде за счет объема колес и передвигается и управляется за счет их вращения. В более «навороченной» комплектации к валу отбора мощности двигателя присоединен гребной винт, который тянет вездеход по воде несколько бодрее. Впрочем, путешествие вдоль по реке все же не предполагается основной задачей — «гребли колесами» по воде достаточно, чтобы пересекать небольшие озерца, речушки, глубокие болота. 

Скоростные характеристики машины таковы. По снежной целине или болоту она идет со скоростью 5–8 км/ч. Примерно с такой же скоростью движется по воде за счет колес или гребного винта. Скорость на грунтовой дороге — до 35 км/ч, а на шоссе — до 60 км/ч. 

Технические особенности 

Машина собрана не по принципу «больше внедорожности на основе максимально унифицированных с другими машинами узлов и агрегатов», как часто бывает. Но в ее конструкции немало продуманных и интересных решений. К примеру, радиаторы охлаждения, которые при стандартном расположении перед двигателем можно пробить о препятствие, у БМЕ-1015 уложены под капотом плашмя и вдоль, что исключает их повреждение. 

Электрика устроена по-современному — ею управляют многофункциональные контроллеры, между которыми идет обмен данными о включении тех или иных нагрузок. И это вместо классических толстых жгутов проводки с десятками жил. Никуда не делись в угоду упрощению и такие необходимые вещи, как гидроусилитель руля, регулировка по высоте рулевой колонки и сидений водителя и пассажиров. В базовую комплектацию входит даже передняя электрическая лебедка. А в версии с дизельным двигателем имеется «кнопка аварийного пуска» — если вся электрика и электроника, кроме аккумулятора, внезапно отказала, нажав эту кнопку, можно запустить мотор.  

Реклама
Реклама