Классический костер — удел романтичного «туриста выходного дня». Туристы-профессионалы, а также иные профи, чья деятельность связана с экстримом и аутдором, давно не надеются на «подножное» топливо, а несут его с собой в расчете на весь маршрут. «Армейский стандарт» собрал полезные советы о том, как согреться в походе.
Дрова или нефтепродукты?
«Пеплом несмелым подернулись угли костра, вот и окончено все, расставаться пора…» — пел знаменитый бард, опытнейший походник и альпинист Юрий Визбор.
Да, романтики в классическом костре хоть отбавляй, а вот практичности крайне мало. Если сопоставить размеры среднестатистического костерка, требующийся ему объем топлива, порождаемое количество тепла и те джоули, которые реально идут на приготовление пищи и обогрев, получается, что коэффициент полезного действия этого источника — доли процента! Пять процентов КПД паровоза и лампочки накаливания на этом фоне выглядят рекордом эффективности.
Костер же практически все свое тепло бесцельно выбрасывает в атмосферу, требуя большого количества горючего, при этом будучи неспособным обогреть, к примеру, палатку. На то, сколько надо времени, чтобы развести костер, сильно влияет влажность. В некоторых местах, например в горах или степи, развести его и вовсе не из чего. А тащить на себе сухие дрова — вариант чаще всего неприемлемый.
Иными словами, костер хорош для романтики, а для дела требуется рукотворное калорийное топливо. В первую очередь бензин и газ, которые будут питать старый добрый примус, газовую или мультитопливную горелку. Но, поскольку в походных условиях все снаряжение едет «на горбу», крайне важно рассчитать необходимое количество горючего, которое нужно взять с собой, Чтобы и не тащить лишнего, и без огня не остаться.
Сколько вешать в граммах?
Собирая рюкзак, стоит руководствоваться правилом: лучше привезти домой оставшееся топливо, чем столкнуться с его нехваткой. Но и перебор в этом деле ни к чему, иначе усталость от перевеса на спине вы будете компенсировать повышенным расходом продуктов питания. Собственно, долгие годы практики любителей и профессионалов выявили вполне конкретные цифры, на которые можно положиться, готовясь к путешествию.
Если использовать топливо не для обогрева палатки, а исключительно для приготовления пищи, то и газ, и бензин берут с собой из расчета 50–80 граммов на человека в день. Нижний предел — для теплого времени года и обычной воды, верхний — для зимы, когда получить воду можно, лишь растопив снег.
Все это, надо сказать, относится исключительно к походным блюдам — разнообразным сублиматам-«пятиминуткам», заливаемым кипятком, и обильному, но простому питью. Любителям более изысканной и замороченной кулинарии стоит либо увеличивать запланированный расход топлива в несколько раз, либо, что разумнее, отказаться от изысков в полевых условиях.
Есть иной вариант расчета. Его любят использовать заграничные туристы — 30 граммов пропана-бутана (без малого унция) должно хватать для кипячения 1,7–1,8 литра воды, а 30 граммов бензина — для кипячения 1,3–1,6 литра воды. Ну а лучший вариант — заранее проведенные измерения расхода конкретно вашей модели и экземпляра горелки. Нужно взвесить примус или горелку на точных цифровых весах, вскипятить на ней тестовый литр воды и снова провести взвешивание.
Однако в любом случае важно помнить, что расчетные цифры применимы лишь при использовании совместно с примусами и горелками правильной и качественной ветрозащиты — шторок из стеклоткани или алюминиевых пластин! Или при использовании горелок в тамбуре палатки. Ветрозащита не позволяет драгоценному теплу (читай: топливу) уходить в атмосферу напрасно. Без нее расход бензина или газа возрастает катастрофически и непрогнозируемо.
Контроль и прогноз
Сезонность, высота над уровнем моря и скорость ветра — главные факторы, определяющие суммарный расход топлива. Учитывая их, можно существенно более точно рассчитать необходимое количество горючего, которое приходится нести на себе, когда каждый лишний литр болезненно ощутим собственной спиной.
В горной местности на расход топлива (любого) существенно влияет высота над уровнем моря. Чем больше абсолютная высота, тем ниже температура кипения воды. Температура кипения воды понижается примерно на 5°C с подъемом на каждые 1500 метров. Отсюда повышенный расход горючего. Плюс требуется повышенное внимание к питанию в целом, ибо на высоте из-за недостатка кислорода снижается слюноотделение, ослабевает работа пищеварительного тракта, желчеобразование, выделение сока поджелудочной железой, нарушается всасывание жиров, ухудшается перистальтика кишок.
Поход в зимних условиях вызывает трудности в использовании газа в качестве топлива. По-хорошему газовые баллоны даже с особой зимней смесью (пропан-изобутан) эффективны до минус 7–10°C. Чем больше падает температура, тем ниже давление в баллоне и выше расход топлива. При серьезных морозах лучше использовать только бензиновые горелки примусоподобной конструкции, отдавая предпочтению очищенным легкокипящим сортам горючего — бензину «калоша» и нефрасам.
Ну и еще раз подчеркнем значение ветрозащиты при использовании горелки любого типа и на любом топливе. Многие начинающие туристы недооценивают важность этих аксессуаров, а ведь ветер скоростью около 7–8 км/ч способен утроить расход горючего в сравнении с расчетным у наиболее распространенных горелок с открытой форсункой! Хорошо, если ваша вылазка проходит в загородном лесу, но в реально суровых условиях пренебрежение к планированию расхода топлива способно погубить экспедицию…