Дроны в поисках новой энергии
Сумасшедший прогресс беспилотной техники в последние десятилетия показывает, что дроны пришли в нашу жизнь всерьез и надолго. Они осваивают все новые и новые виды деятельности — от доставки мирной почты до уничтожения особо важных военных объектов и длительного мониторинга огромных пространств. Особая забота конструкторов — сделать так, чтобы беспилотники находились в воздухе как можно дольше. Здесь-то и возникает проблема двигателей. Современные турбовинтовые двигатели и поршневые движки не могут обеспечить длительный — например, до нескольких суток — непрерывный полет: слишком велик расход авиационного керосина или бензина. Это заставляет разработчиков искать другие источники энергии. «Армейский стандарт» узнал о ходе работ в этой области в российской корпорации «Иркут» и других компаниях.
Беспилотные летательные аппараты с нетрадиционными источниками энергии сегодня активно разрабатываются во всем мире. Дело того стоит. Тот, кто будет первым, обеспечит прорыв в области беспилотной техники. Корпорация «Иркут», которая специализируется на боевой авиационной технике — например, на истребителях Су-30МК и Су-30СМ, учебно-боевом Як-130, а также разрабатывает пассажирский самолет нового поколения МС-21, — уже много лет работает по беспилотной тематике.
Как сообщили «Армейскому стандарту» в российском авиапроме, корпорация «Иркут» в инициативном порядке ведет ряд научно-исследовательских работ по созданию беспилотных летательных аппаратов с нетрадиционными источниками энергии. В качестве таких источников исследуются как солнечная энергия (для полетов в солнечную погоду днем), так и водородные топливные элементы (для полетов в ночное время).
Работы в области использования солнечной энергии в качестве источника питания электродвигателей беспилотника в корпорации «Иркут» — на продвинутой стадии реализации. Разработчик уже проводит самые первоначальные испытания небольших летающих демонстрационных образцов. Одновременно идут интенсивные исследования по нескольким новым аэродинамическим схемам.
Построены два демонстрационных образца с солнечными батареями. Они участвуют в тестовых полетах. Экспериментальные беспилотники для длительных полетов с использованием солнечной энергии вместе с «Иркутом» создает МАИ. Масса одного аппарата 25 килограммов, размах крыльев — более 5 метров. С июня он совершает испытательные полеты. Второй образец имеет массу 30 килограммов. Он имеет крыло большей площади, на поверхности которого и выклеены элементы солнечной батареи.
Тестирование первых образцов должно помочь усовершенствовать конструкцию аппаратов, системы энергоснабжения и управления. В ближайших планах — изготовление новых демонстрационных образцов. Цель — показать, что беспилотник с нетрадиционными источниками энергии может работать по нескольку суток, находясь в воздухе днем и ночью.
В программу летных испытаний этим летом пришлось внести коррективы: солнечных дней в Центральном регионе было не так много. Намеченное количество полетов в полном объеме выполнить не удалось. В 2019 году работы по созданию беспилотников с солнечными батареями будут продолжены.
В части применения водородных топливных элементов «Иркуту» также предстоит провести еще очень большой объем исследований. Причем весьма затратных. Корпорация «Иркут» все работы над беспилотниками с нетрадиционными источниками энергии проводит в основном инициативно, при небольшой финансовой господдержке через Фонд перспективных исследований.
Над применением нетрадиционных источников энергии для беспилотных летательных аппаратов работают и другие авиационные и космические фирмы — в частности, компания «Тайбер», НПО имени Лавочкина и некоторые другие. Цель — создать беспилотники, которые смогут летать на больших высотах (свыше 20 километров) в течение многих суток, днем и ночью. Это особенно важно для беспилотников связи, ретрансляторов, разведчиков, а также аппаратов, предназначенных для выполнения специальных задач.