Юрий Борисов: «Лишнего оружия делать не будем»
На излете лета в России прошла беспрецедентная выставка вооружений — Международный военно-технический форум «Армия-2018». Десятки иностранных делегаций и эмиссаров приехали посмотреть новинки российского вооружения. Открывший форум министр обороны Сергей Шойгу подтвердил: «Армия-2018» поставила новый рекорд представительства. На нее аккредитовались делегации из 102 государств.
Одним их «поставщиков новостей» на «Армии-2018» стал курирующий в правительстве вопросы ОПК вице-премьер Юрий Борисов. Он рассказал, в частности, что в России по специальному поручению президента создается прототип самолета вертикального взлета и посадки. Это уже второй крупный форум, который посетил в новой должности экс-замминистра обороны Юрий Борисов. В конце июля он побывал на международном морском салоне во Владивостоке. В журналистском пуле вице-премьера сопровождал и корреспондент «Армейского стандарта». Юрий Борисов рассказал журналистам об основных ориентирах Госпрограммы вооружений и перспективных проектах российского оружия.
Проектов полный океан
Шумиха вокруг Международного дальневосточного морского салона, проведенного во Владивостоке в конце июля, несколько поутихла, и теперь можно взвешенно поведать о новинках и перспективах отечественного судостроения.
Восторженный интерес у публики вызвал боевой корабль с паучьим прозвищем «Каракурт». Это малый корвет проекта 22800 «Каракурт». Он разработан в Санкт-Петербургском КБ «Алмаз» как дополнение к малому ракетному кораблю «Буян-М». Одно огромное отличие — «Каракурт» может заходить далеко в море. Корабль, по оценке Юрия Борисова, получился очень удачный. Неплохое водоизмещение — 800 тонн, и вооружение очень хорошее: несколько артиллерийских установок, ракетные установки с «Калибрами», а также зенитное вооружение. По боевым возможностям корабль очень серьезный. Мореходность тоже на уровне. Небольшой по размерам, компактный, скорость до 30 узлов, то есть почти 55 км/ч.
С 2015 года сразу несколько флотов получают «Каракурты», в том числе Балтийский, Черноморский, Северный. Строятся четыре корабля на Амурском судостроительном заводе, пара возводится на Восточных верфях во Владивостоке.
— Цикл постройки у него небольшой — всего 28–30 месяцев. Конечно, без проблем не обошлось, — признается Юрий Борисов. — С двигательной установкой не все ладно было. Скрывать тут нечего. Уверен, проблему вскоре решим. И новые двигатели встанут на «Каракурт». А так корабль очень интересный, востребованного класса ближней морской зоны.
Интерес к этому морскому бойцу уже проявляют за рубежом. Главный его «козырь» — цена. Для ряда стран, таких как Вьетнам, Индия и даже Китай, он может стать доступным пополнением их военно-морских сил.
С такими характеристиками, особенно с ракетами «Калибр» и сравнительно небольшой ценой, он имеет хороший экспортный потенциал, считает Юрий Борисов. Вместе с дизель-электрическими подлодками проекта 636 «Варшавянка» ракетные корабли могут дать прибавку экспорта.
Есть и перспективный проект подлодки, в котором заинтересован «Рособоронэкспорт». В России создается субмарина, которая обещает стать хитом продаж международного рынка вооружений. Это проект 667 под шифром «Лада». Это субмарина будущего с инновационной воздухонезависимой силовой установкой. Именно она дает серьезный прирост возможности длительной автономной работы под водой.
Многоцелевая «Лада» вполне способна дополнить «Варшавянку» на внешнем рынке. Однако о «серии» пока говорить преждевременно: сейчас единственный экземпляр «Лады» проходит опытную эксплуатацию. Как только она будет принята на вооружение, предстоит усилить «Ладами» свой флот.
На том же морском салоне во Владивостоке обсуждалась тема, которая интересна всем: и «оборонке», и мирному предпринимателю-потребителю. А именно: строительство судоверфи-гиганта «Звезда» в Большом Камне. Она будет строить как военные, так и гражданские корабли. Большие амбиции подкреплены оформленными заказами. То есть верфь еще строится, а солидный «портфель» в 118 контрактов уже есть.
— Это 118 потенциальных кораблей, и не самых маленьких! — заявляет вице-премьер Юрий Борисов. — В основном это гражданские газовозы, корабли снабжения. Вообще на «Звезде» будет и гражданская, и военная верфи. Плюс это единственный судоремонтный актив в российских водах Тихого океана, где проходят ремонт и сервисное обслуживание корабли всего Тихоокеанского флота. Модернизацию корабли проходят там же. И это направление у «Звезды» уже никто не заберет.
Однако только «Звездой» единой жить Дальний Восток не будет. В ближайшие годы пройдут реанимацию сразу несколько судостроителей-дальневосточников. Прежде всего, это Амурский судостроительный завод. На стапелях этого предприятия строятся сразу четыре фрегата. И, конечно же, Хабаровский судостроительный завод. Пока он, мягко говоря, в плохом состоянии, но, по словам Борисова, его будут «поднимать». Уже решено, какими изделиями будут загружать «хабаровчанина».
Хабаровский судостроительный всегда специализировался на алюминиевых корпусах. Точно так же, как и завод «Море» в Севастополе.
— В российской программе вооружений есть корабли на воздушной подушке «Зубр» и «Мурена»: «Мурена» поменьше, «Зубр» — побольше, — рассказывает Юрий Борисов. — Вот их и будем строить в Хабаровске. Сколько? Я думаю, десяток таких кораблей Хабаровский судостроительный точно потянет.
Еще один вид российского вооружения в этом году обрел свои, пусть пока эскизные, но уже вполне понятные очертания. Речь идет о ракетном экраноплане «Орлан». Основная задача проектируемой новинки — патрулирование ближней морской зоны. Потому место его службы — это Каспийское и Черное моря, а также Северный морской путь. Там, где нет развитой сети баз и станций, ему равных нет. Не исключено, что в его функционал войдут и спасательные работы. Потому интерес, возможно, к этой машине проявят и в МЧС.
Небо и земля
В последнее время много дискуссия в СМИ было по поводу возможного возобновления строительства военно-транспортных гигантов Ан-124 «Руслан» в России. Вице-премьер» расставил все точки над «i».
— Скажу сразу: сейчас строить заново такие самолеты у нас пока нет необходимости, — заявил Юрий Борисов. — У нас большой парк «Русланов». Много самолетов в очень хорошем состоянии. Однако, если будет нужно, мы сможем наладить производство в России.
Кстати, часто поднимаемая в Киеве проблема авторских прав на «Русланы», которые якобы полностью принадлежат украинскому производителю, оказывается и не проблема вовсе. Дело в том, что Ан-124 разрабатывался в СССР и 80% самолета делалось на российских предприятиях. Поэтому с документацией для возобновления производства никаких сложностей. А вот острой необходимости в таком воздушном извозчике, как выясняется, пока нет.
Если провести серьезную модернизацию «Русланов» — заменить не очень надежные двигатели Д-18 на Д-35, поставить современную авионику, то обновленный самолет до 2050 года может спокойно летать, считает Юрий Борисов.
Впрочем, мало иметь огромную военно-транспортную авиафлотилию. Ее еще нужно куда-то сажать. До недавнего времени не то что «Русланы» или большегрузные Илы, которым нужны длинные бетонные полосы для взлета и посадки, но и воздушные извозчики меньших габаритов мало где можно было посадить. Развал СССР и лихие 90-е буквально смели с карты России десятки аэродромов.
Теперь ситуация иная. Уже четыре года в стране идет так называемая оптимизация аэродромной сети. На деле 150 аэродромов восстанавливают, модернизируют или строят с нуля. Все эти работы утверждены Министерством обороны и прописаны в плане развития Вооруженных сил до 2030 года. Но что конкретно уже сделано?
Сегодня идет строительство воздушного порта в Сибири. В Забайкалье полным ходом идет реконструкция аэродрома 1-го класса «Степь», рассказал Юрий Борисов. В 2016-м сдан заказчику аэродром двойного назначения в Тикси. Строится полоса в крымском Бельбеке.
Развивается воздушный кластер в Арктике. По словам вице-премьера, там вообще идет беспрецедентная стройка циклопических масштабов. В общем, все отобранные программой развития Вооруженных сил России аэродромы приводятся в порядок.
Перспективы «Арматы»
Начиная с Парада Победы 2015 года по брусчатке Красной площади ежегодно 9 мая грохочут перспективные образцы российской бронетехники — Т-14 «Армата», Т-15 «Курганец». Их с нетерпением ждут войска. Однако ни в 2015-м, ни в 2016-м и 2017-м никаких «Армат» и «Курганцев» танковые бригады не увидели.
Оказывается, они и не должны были их увидеть. Как рассказал зампред Правительства России по вопросам ОПК, сейчас нужды в новых образцах бронетехники нет.
— Если бы уже имеющаяся бронетанковая техника в армии стала резко уступать по боевых характеристикам потенциальному противнику, мы бы резко форсировали закупку «Армат» и «Курганцев», — убежден вице-премьер. — Однако ничего этого не наблюдается. Мы будем действовать по принципу достаточности: предпочтение отдавать необходимому. Нам удается, имея бюджет, почти в 10 раз меньший, чем у НАТО, быть впереди.
Ни у правительства, ни у Минобороны нет цели наводнить армию дорогостоящими «Арматами».
Другая перспективная модель — тяжелая колесная платформа «Бумеранг» — после 2015 года то появлялась на военно-техническом горизонте, то пропадала. Некоторые уже стали поговаривать: «Бумеранг» — машина «для понта», перспективный образец, который никогда на вооружение не примут.
Однако Юрий Борисов с такими оценками категорически не согласен. По его словам, работы над перспективной тяжелой платформой не прекращались ни на день. Никуда «Бумеранг» не исчезал, с этой перспективной моделью все хорошо, заверяет Борисов. У платформы были некоторые проблемы с силовой установкой и коробкой передач, но теперь они решены, и около двух десятков машин вместе с «Курганцем» и «Арматой» пошли в войска, в опытно-боевую эксплуатацию.
Вице-премьер обратил внимание на фактор цены. Вся перспективная бронетехника, в сравнении с уже существующими образцами, очень недешевая. Например, «Бумеранг» в несколько раз дороже БТР-82. Поэтому, пока нет нужды, «Армата», «Курганец» и «Бумеранг» будут площадками для обкатки новых технологий. А за безопасность нашей страны от врага внешнего ответят проверенные Т-72, Т-80, Т-90, а также БМП-3 и БТР-82.
Нашим машинам по критерию «цена–эффективность–качество» во всем мире до сих пор нет равных, констатирует Юрий Борисов.
— Поэтому у нас нет идеи фикс наводнить всю российскую армию «Арматами», «Курганцами» и «Бумерангами», — заключил он.
Курирующий ОПК вице-премьер считает, что «нужно работать по принципу разумности и достаточности, иначе непомерными расходами будем только вредить своей стране». И с этим точно не поспоришь.