Битва за шельф
Министерство обороны РФ представило новые неопровержимые факты принадлежности России значительной части шельфа Северного Ледовитого океана. Об этом, выступая в Санкт-Петербурге на заседании Морской коллегии при правительстве, заявил вице-премьер Юрий Борисов. По его словам, военным ведомством были проведены дополнительные исследования, результатом которых стали доказательства права России на шельф. Они будут переданы в специальную комиссию ООН, заседание которой запланировано на февраль 2020 года. «Армейский стандарт» изучил вопрос.
Почему потребовались доказательства прав на территорию шельфа Северного Ледовитого океана, прилегающую к материковой части России? Дело в том, что единого международного договора, определяющего границы Арктики, не существует. Эти вопросы принято регулировать национальными законодательствами, двусторонними соглашениями и многочисленными международно-правовыми актами.
В соответствии с этими документами считается, что Северный полюс и прилегающий к нему регион Ледовитого океана не принадлежат ни одному из государств. Однако даже в этих документах термины «Арктика», «Север», «Северный Ледовитый океан» всеми государствами трактуются по-разному. К примеру, Канада арктической областью считает всю свою территорию, которая расположена севернее 60-градусной параллели северной широты, включая прибрежные районы заливов Гудзонова и Джеймса.
Законодательство Дании относит к Арктике Фарерские острова и Гренландию. Исландия вообще считает себя полностью арктической страной и всю свою территорию относит к Арктике. США к арктическим территориям причисляют не только все пространства севернее Полярного круга и прилегающие районы Северного Ледовитого океана, но еще Берингово море и Алеутские острова, которые вообще расположены в Тихом океане. Такие страны, как Швеция и Финляндия, не имеют в Арктике океанических границ. Однако тоже считают себя приарктическими государствами.
Что касается России, то она имеет самую протяженную арктическую границу — 22 тыс. 600 км — и всегда учитывала связь арктических территорий с Северным морским путем. То есть берег Северного Ледовитого океана считается Арктикой.
Точные рубежи российской арктической зоны были определены совсем недавно указом Президента РФ от 2 мая 2014 года «О сухопутных территориях Арктической зоны Российской Федерации». Согласно этому документу, российская часть Арктики включает Мурманскую, Архангельскую области, Республики Коми и Якутия, Красноярский край, Ненецкий, Чукотский, Ямало-Ненецкий автономные округа. А также, как сказано в указе, «земли и острова, расположенные в Северном Ледовитом океане, и некоторые улусы Якутии», которые были объявлены территорией СССР в апреле 1926 года.
В 2017 году, после вступления в силу указа президента, арктическая территория России была дополнена еще тремя муниципальными районами Карелии.
Однако кроме морских и сухопутных арктических границ имеется еще и прилегающая к ним шельфовая зона, богатая полезными ископаемыми, в основном углеводородами. На шельф претендуют все приарктические страны — Дания, Канада, Норвегия, Россия и США. Это государства, границы которых на севере выходят в арктическую зону.
В 1982 году ООН приняла Конвенцию по морскому праву. Статья 76 этого документа автоматически установила границы шельфа, принадлежащего этим прибрежным государствам, на расстоянии 200 морских миль от берега. К континентальному шельфу любого прибрежного государства было отнесено морское дно и недра, выходящие за пределы его территориальных вод «на всем протяжении естественного продолжения его сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка». Все, что простиралось дальше, объявлялось международной зоной.
Одновременно с этим Конвенция разрешила приарктическим государствам претендовать на шельф за двухсотмильной зоной. Но при условии, что страна подаст научно обоснованную заявку в ООН, в специальную Комиссию по границам континентального шельфа. Эта комиссия была создана в 1997 году. В нее вошел 21 эксперт в области геологии, геофизики и гидрографии.
Страна, претендующая на расширение своих границ за счет шельфовой зоны, обязана представить доказательства континентальной природы прилегающих к шельфу геологических структур на дне океана. Если комиссия с этими доводами согласится, то этой стране будет позволено расширить свои шельфовые границы.
Россия еще в начале 2000-х годов официально объявила о своих претензиях на богатый углеводородами участок шельфа, включающий хребет Ломоносова и поднятие Менделеева.
В 2001 году она подала заявку в Комиссию ООН по расширению своих границ за пределами 200-мильной исключительной экономической зоны в двух регионах: в Охотском море и в районе арктического шельфа. В 2004 году Комиссия ООН приняла решение разделить эту заявку на две. В 2014 году она одобрила включение в состав российского континентального шельфа район в Охотском море площадью 52 тыс. кв. км. Однако представленные российской стороной научные обоснования по арктическому шельфу в ООН сочли неубедительными из-за недостатка доказательств геолого-геофизической истории формирования хребта Ломоносова.
Кроме России заявку в Комиссию ООН в 2014 году подала Дания. Она планирует расширить принадлежащую ей территорию морского дна в Арктике за пределами Гренландии. Причем площадь этой территории больше размеров самой Дании в двадцать раз. При этом Дания считает, что хребет Ломоносова геологически скорее связан с Гренландией, а Канада считает, что такая связь прослеживается с их самым северным островом Элсмир.
После отклонения российской заявки в ООН России предстояло научно доказать, что подводные арктические хребты Ломоносова и Менделеева — это части древней континентальной коры, являющейся геологическим продолжением прилегающего континентального шельфа. Если в этом удастся убедить экспертов комиссии ООН, то страна получит 1,2 миллиона квадратных километров территории в Арктике и право на разработку огромных месторождений нефти и газа в районе Чукотка—Мурманск—Северный полюс, величина которых оцениваются не менее чем в 4,9 миллиарда тонн.
Для поиска геологических доказательств в район Северного полюса был направлен ряд научных экспедиций. Они проводили геолого-геофизические исследования и батиметрическую съемку поднятия Менделеева и хребта Ломоносова. В исследованиях приняли участие ученые из ВНИИ океаногеологии, Арктического и Антарктического научно-исследовательского институтов, Научно-исследовательского навигационно-гидрографического института, специалисты Минприроды и Минобороны России.
Важный вклад в сбор научных доказательств по определению внешних границ континентального шельфа внес экипаж научно-экспедиционного судна «Академик Федоров». На этом корабле перед экспедицией, организованной в 2014 году, было установлено новейшее оборудование, включая многолучевой эхолот, который позволил с высокой точностью определять морские глубины. Маршрут проходил от моря Лаптевых до Северного полюса и от полюса — до острова Врангеля через море Лаптевых, Восточно-Сибирское и Чукотское моря.
По словам членов экипажа, экспедиция была очень сложной. Если обычно ледокол ведет за собой судно по арктическим льдам, выбирая самый свободный от торосов путь, то на сей раз у моряков такой возможности не было. Им приходилось точно следовать маршрутом, который определили ученые. И это при том, что в этих широтах толщина льда обычно порядка трех-четырех метров.
Причем до начала этой экспедиции заявка России в ООН касалась лишь обоснования прав на хребет Ломоносова и поднятие Менделеева. А после экспедиции «Академика Федорова» Россия получила еще право претендовать также и на подводный хребет Гаккеля, расположенный между котловинами Нансена и Амундсена в Северном Ледовитом океане. Это горное образование из сложных вулканических пород простирается более чем на тысячу километров.
Новая, более научно обоснованная заявка по установлению внешней границы континентального шельфа России в Северном Ледовитом океане была передана комиссии ООН в августе 2015 года. В целом исследования морских глубин и территории приграничной шельфовой зоны, начатые еще в начале 2000-х, заняли более десяти лет. Огромную часть научных исследований выполнили ученые военных НИИ с использованием ресурсов и техники, имеющейся в распоряжении Минобороны РФ.
И вот теперь, выступая на заседании Морской коллегии при правительстве в Санкт-Петербурге, вице-премьер Юрий Борисов назвал полученные военным ведомством доказательства исчерпывающими. Он сказал: «Полагаю, этих исследований будет достаточно для исчерпывающего обоснования нашей заявки на заседании комиссии, которое состоится в феврале 2020 года».