RQ-4 Global Hawk против «Альтиус У»: вызов господству США?
Этот год для российских авиастроителей примечателен несколькими успешными стартами. Один из них — первый полет новейшего разведывательно-ударного дрона «Альтиус У» 20 августа. По информации Минобороны РФ, беспилотник совершил успешный 32 минутный полет. Российская «оборонка» показала, что не собирается отставать от Запада ни в одной сфере.
Правда, в США эта новость большого внимания не привлекла. Россия периодически проводит испытательные полеты, однако до сих пор ни одного серийного тяжелого разведывательно-ударного дрона в российской армии нет. «Армейский стандарт» разбирался, способен ли российский новичок бросить вызов главному козырю беспилотной армады США — RQ 4 Global Hawk.
Без пилота и штурмана
О беспилотной авиации задумались тогда же, когда человек сел за штурвал первого самолета. Тогда все верили: поднять в воздух аппарат без человека труда не составит: крылья делать научились, двигатели тоже — осталось решить вопрос радиоуправления. Но именно оно и «тормознуло» взлет первых беспилотников на три десятилетия.
Боевое крещение дроны получили лишь в финале Второй мировой — 30 июля 1944 го американский радиоуправляемый Interstate TDR 1 торпедировал японское судно Yamazuki Maru.
В «холодную войну» беспилотники массово клепали для нужд разведки. Наибольшую известность получили аппараты американской Ryan Aeronautical, сошедшие с конвейера ко времени вьетнамской войны. Аппараты Lightning Bug («жук-молния») различных модификаций в 60–70 е годы совершили более трех тысяч боевых вылетов над территорией Юго-Восточной Азии.
По-настоящему возможности дронов начали раскрываться в 90 е, когда стремительный рывок совершили компьютерные технологии. Операционные системы Windows и Linux, новые процессоры и накопители, беспроводной Bluetooth сделали из беспилотников серьезное оружие. Плюс развитие спутниковой навигации, обеспечившей точный выход дронов на цель в любой точке планеты.
«Беспилотный» прорыв начался с операции «Буря в пустыне» в Ираке в 1990–1991 годы. Американо-израильские RQ 2 Pioneer с GPS на борту совершили более 300 вылетов. Они стали настоящим кошмаром для войск Хусейна.
Дроны собирали разведданные, корректировали огонь артиллерии. Спасения от жужжащих где-то в облаках разведчиков не было. Доходило до того, что, едва завидев дрон, иракские солдаты выбрасывали белый флаг — появление RQ 2 Pioneer над позициями значило лишь одно: вскоре их накроет массированный налет или ракетный удар. Это были первые случаи в истории, когда люди фактически сдавались в плен роботам!
Окрыленный успехом дронов, Пентагон в мае 1995 го объявил конкурс на создание боевого беспилотника нового поколения. Победителем стал проект фирмы TRA. Именно ее дроны AQM 34 Firebee работали во время вьетнамской войны.
Так появился проект Global Hawk, который сегодня знает весь мир под аббревиатурой RQ 4. Правда, с реализацией не спешили — прототипы поднялись в воздух в 1998 м, а на первое боевое дежурство американский «Ястреб» заступил лишь в 2006 м. Особо спешить американцам было незачем — беспилотники США безраздельно господствовали в небе.
Дроны «Туполева»
СССР в гонку беспилотников включился с опозданием. Наш первый беспилотный разведчик Ла 17Р дебютировал лишь в 1963 м. Поначалу в Минобороны отнеслись к проекту скептически: что за моделька из Дворца пионеров? Но все изменил Вьетнам. Американские беспилотные разведчики хорошо показали себя в небе над джунглями. В московских кабинетах военные чины серьезно задумались: намечалось отставание от геополитического противника.
За решение задачи взялось КБ Туполева. Оно «переориентировало» проект Ту 121 на беспилотный вариант. Созданные на его основе разведчики Ту 123, Ту 141 «Стриж», Ту 143 «Рейс» и Ту 243 «Рейс Д» поступили на вооружение Советской армии. Беспилотных «тушек» было выпущено более 950.
Долгожителем стали «Рейсы», несшие боевую вахту до конца 90 х. Могли бы и больше, но экономические трудности подрезали крылья. Беспилотные аппараты «Пчела 1Т», созданные в ОКБ Яковлева в 90 е, налетали в первую чеченскую кампанию лишь 7,5 часов.
Потуги вернуться в игру были предприняты на стыке веков. В 1999 году ОКБ Камова представило беспилотный вертолет Ка 137. В 2007 м в беспилотной тематике попробовала себя корпорация «МиГ». Она разработала ударный стелс-беспилотник «Скат».
Тогда же КБ «Луч» представило комплексы разведки «Типчак», оснащенные дистанционно пилотируемыми аппаратами. Дроны успешно испытали и включили в гособоронзаказ на 2008 год.
Однако безденежье так и не позволило поднять в небо российские дроны в большом количестве. Все это аукнулась в августе 2008 го. В условиях горной Южной Осетии нехватка маленьких дронов-разведчиков ощущалась особенно остро.
Оценив проблему, уже в следующем году на разработку российского беспилотника нового поколения спешно нашли деньги. Однако первое время дела шли из рук вон плохо — тестовых испытаний не выдерживал ни один представленный образец.
Тем временем в США продолжали клонировать «Ястребов» — RQ 4.
Глазастый «Ястреб» Пентагона
Размеры у заокеанской «пташки» внушительные: 13 метров в длину и почти пять в высоту. Вес снаряженного RQ 4 в различных модификациях варьируется от 12 до 14,5 тонны. Фюзеляж из алюминиевых сплавов, композитное крыло — из углеволокна.
Турбовинтовой Allison Rolls-Royce разгоняет американский беспилотник до 800 км в час. Любопытно, но это движок к «звездно-полосатому» дрону «перекочевал» от гражданских джетов Citation X и EMB 145. Как оказалось, он «тянет» даже в верхних слоях стратосферы. Потолок — до 21 километра.
Теоретически запас топлива позволяет RQ 4 облететь полмира: дрон может «намотать» на турбины 25 тысяч километров без дозаправки.
Беспилотник может непрерывно находиться в небе в течение 30 часов. В любую погоду днем и ночью «глаза и уши» «Ястреба» засекут подвижный объект в радиусе 100 километров. Работающая в различных диапазонах аппаратура HISAR включает в себя радар SAR/MTI, оптические и инфракрасные сенсоры. Все данные передаются в единый центр. За сутки полета «птичка» способна разведать обстановку на площади до 138 тыс. кв. км и выдать 2000 изображений высокого разрешения.
Global Hawk может предстать и в качестве ударного дрона. Разработаны варианты машины, в которых место разведывательного оборудования займут бомбы и ракеты. Эти модификации планируется использовать в системе противоракетной обороны. Например, в связке с легкими ракетами-перехватчиками, способными сбивать баллистические ракеты. По мнению экспертов, модифицированный американский «Ястреб» может быть использован и как носитель ядерного оружия.
Российский дрон с непростой судьбой
Российских военных отставание в беспилотной сфере не устраивало. В 2011 году Минобороны объявило конкурс на тяжелый беспилотник для армии. Его выиграло ОКБ «Сокол» (ныне ОКБ имени Симонова). В рамках научно-исследовательской работы «Альтиус» началась разработка аппарата большой продолжительности полета «Альтаир». На разработку выделили миллиард рублей. Летом, по сообщениям СМИ, дрон совершил тестовые полеты. Однако потом дело застопорилось. «Альтаир» угодил в заголовки газет в связи с обвинениями в пропаже средств бюджета, арестом главного конструктора, приостановкой работ. В конце 2018 го проект передали Уральскому заводу гражданской авиации. Сроки разработки перенесли. И вот летом 2019 го наследник «Альтаира» — «Альтиус У» — поднялся в воздух.
Скромные результаты
Обычно эксперты сравнивают наш «Альтиус У» с ударным американским MQ 9 Reaper, он же «Жнец». Но Reaper — откровенный легковес в сравнении с российским аппаратом. «Чистая» масса, без бомб и ракет, «Жнеца» — чуть больше двух тонн. Изначально заявленная масса «Альтиуса» — пять тонн.
В процессе создания аппарат слегка набрал вес: в разные периоды разработки назывались цифры в шесть, семь и даже 7,5 тонны. По этому показателю он ближе RQ 4 Global Hawk.
Большинство информации по «Альтиус У» засекречено. Но даже те сведения, что обнародованы, дают повод для оптимизма. Российский дрон изготовлен целиком из отечественных комплектующих. Корпус — из композитного сплава повышенной прочности: углепластик со специальными смолами.
В чреве «Альтиуса» уместились станция оптической видовой разведки с оптико-электронной системой, РЛС нового поколения, оптико-электронная система наблюдения с уверенной стабилизацией.
Местность зорко сканируют камеры в высоком разрешении FullHD в связке с тепловизором. Цель от такого тандема не ускользнет ни днем, ни ночью. Плюс «Альтиус У» может прихватить на борт пару радаров — они позволят мгновенно передавать информацию на спутники и наземные серверы.
Полезная нагрузка дрона — до двух тонн, что в полтора раза выше, чем у RQ 4 Global Hawk! Еще один жирный плюс в копилочке «Альтиуса» — длительность полета. Россиянин может не приземляться двое суток кряду. Спутниковая система навигации превращает «Альтиус» в автономную единицу, способную уходить в «одиночное плавание» на долгие часы.
А вот остальные показатели в сравнении с американским визави пока скромнее. Размах крыла у россиянина меньше — чуть-чуть не дотягивает до 30 метров. Дальность полета без дозаправки не более 10 тыс. км. Максимальный потолок тоже ниже, чем у американца.
Еще один минус в активе «Альтиуса У» — скорость. Предел немецких моторов RED A03/V12, которые пока ставят на «Альтиус», — 250 км в час, больше не выжать. Но разработчики обнадеживают: мощный «доморощенный» движок уже на подходе. Скорее всего, это будут движки на основе турбовального ВК 800С, который стоит на вертолетах «Ансат» и Ка 226.
Огромные перспективы
Да, имеющий за плечами многолетний стаж эксплуатации и значительное число модификаций RQ 4 Global Hawk на наш «Альтиус» пока смотрит свысока. Количественно и качественно «Ястребы» пока действительно впереди. Потребуется время, чтоб наши дроны смогли потягаться в небесах с лучшими мировыми образцами.
Пока что самый весомый плюс отечественного аппарата — их относительно небольшая цена. За базовую комплектацию Global Hawk заказчику придется выложить $131 млн за штуку. Топ-вариант и вовсе опустошит кошелек заказчика на $230 млн.
Упор на отечественные материалы, система радиоэлектронной борьбы и радиолокация российского производства делают наш «Альтиус У» как минимум вдвое дешевле заокеанского конкурента. Но, чтобы всерьез конкурировать с дронами Дяди Сэма, нужно, чтобы «Альтиус У» до последнего винтика собирался из отечественных компонентов: от двигателя до программного обеспечения и систем навигации. Без этого «Альтиус У» повторит печальную судьбу всех своих предшественников — останется перспективным, но все-таки штучным образцом.