Сирийская армия: 7 лет войны
Вот уже семь лет на Ближнем Востоке идет война. Она напрямую затронула Сирию, которая подверглась атаке международного терроризма. Неизвестно, чем бы закончилась эта атака, если бы на помощь Дамаску не пришла Россия. «Армейский стандарт» расскажет о том, как менялись вооруженные силы нашего ближневосточного союзника в ходе военных действий.
Перед войной
Современная Сирия обрела подлинную независимость в 1946 году, после вывода с ее территории французских оккупационных войск. В основу молодого сирийского арабского государства легли французские подмандатные территории на Ближнем Востоке — причудливый конгломерат обломков Османской империи, оккупированных Францией по итогам Первой мировой согласно англо-французскому пакту. Самые разнообразные в этническом и религиозном плане территории были объединены в единое целое только французской колониальной администрацией.
Перед новым государством встал вопрос: как сохранить независимость и территориальное единство? Народы, населяющие Сирию, принадлежат к разным языковым, этническим, религиозным группам. В прошлом они столетиями враждовали друг с другом. В новой реальности им предстояло жить в едином государстве и совместно защищать его границы.
Нужна была идея, которая помогла бы обществу сплотиться. Своеобразным центром притяжения стала Сирийская арабская армия — совершенно особый военно-политический институт, которому выпала доля не только защищать границы, но и обеспечивать единство страны, поддерживая политическую стабильность и обеспечивая баланс интересов всех этнических и религиозных общин. Неслучайно руководителями современной Сирии почти всегда становились армейские генералы и офицеры.
Различные рода войск по негласным законам комплектовались по религиозно-этническому признаку. Таким образом, каждая община или этническая группа была представлена в рядах сирийской армии и отвечала за определенное направление. Это обеспечивало единство всех уроженцев Сирии, независимо от их этнической и религиозной принадлежности, в деле защиты родины.
Относительно высокая боеспособность сирийских вооруженных сил, договороспособность и верность взятым обязательствам сирийского руководства были замечены в СССР. После того как Египет в 1978 году в результате Кэмп-Дэвидской сделки с США разорвал отношения с Москвой, Сирия стала главным советским военным союзником на Ближнем Востоке. В страну хлынул поток нашего вооружения, приехали военные советники. Именно тогда была сформирована та сирийская армия, которая в 2011–2012 годах встретилась с нежданной бедой: гражданской войной и международным терроризмом.
До этого по стратегическому плану обороны сирийская армия готовилась к полномасштабной оборонительной войне с сильнейшей военной державой региона — Израилем, верным военным союзником США. Войска готовили к крупномасштабным сражениям с сильной регулярной армией. Все силы были расположены так, чтобы отразить вторжение.
Исходя из этого, например, в стране была создана мощная система ПВО. Войска ПВО и ВВС были готовы отразить массированный удар израильской авиации по сирийским городам и военным объектам.
Главные силы армии располагались на юге страны — недалеко от линии соприкосновения с Израилем. Танковые части группировались в окрестностях спорных Голанских высот, а также прикрывали Дамаск — на случай прорыва израильтян.
Это были механизированные соединения, укомплектованные огромным даже по масштабам Второй мировой войны количеством советской бронетехники. В распоряжении сухопутных сил было примерно 5000 танков, в том числе 2000 Т-72 различных модификаций, а также 4500 боевых машин пехоты (БМП) и бронетранспортеров (БТР). Армия располагала также сильной артиллерией, тактическими ракетами, мобильными зенитными комплексами ПВО.
Поражения первых лет войны
Никто в Сирии не предполагал, что полномасштабной войны с Израилем больше не будет, что против страны будут применены совершенно другие стратегия и тактика, которые сделают огромные бронетанковые и артиллерийские силы практически бесполезными и не подготовленными к войне в условиях города.
В наиболее тяжелый для сирийской армии период одним из эффективных средств вооруженной борьбы оставалась авиация. Когда правительство Сирии утратило контроль над отдельными районами страны, ВВС остались единственной военной структурой, не потерявшей мобильности и связи с центром. К началу войны ВВС Сирии размещались на нескольких авиабазах, разбросанных по всей территории страны. Они стали центрами самого ожесточенного и умелого сопротивления боевикам.
Наиболее яркий пример — оборона авиабазы Квейрес под Алеппо. Она три года успешно держала оборону в окружении исламистов и отбила десятки штурмов. Эта оборона стала легендарной. На авиабазе почти не было наземных войск: оборону держали подразделения охраны и летчики-курсанты.
Огромную, если не решающую роль сыграли ВВС Сирии в обороне Дейр-эз-Зора. В течение долгих лет осады местная база ВВС оставалась центром обороны города. Причем летчики зачастую вылетали на боевое задание прямо под огнем противника.
Несмотря на то что большинство осажденных авиабаз (Табка, Абу-Духур, Менанг) были в конечном итоге взяты штурмом, их стойкая оборона оттянула на себя силы боевиков и позволила выиграть время. Базы были взяты исламистами только после долгой осады, с большими потерями. Часто решающий штурм боевики предпринимали под прикрытием пыльных бурь, когда сложно было обороняться, а авиация Дамаска ничем не могла помочь обороняющимся.
Большое значение имела собственно боевая работа сирийских ВВС.
Перед войной Сирия располагала небольшим парком ударных самолетов Су-24 (20 штук), МиГ-22 (35 штук) и МиГ-23 (87 штук). Большая часть этой техники к началу войны была очень изношена. Многие самолеты состояли на вооружении 30–40 лет и, формально находясь в строю, были полностью непригодны. В итоге наиболее тяжелые потери авиация понесла из-за технических неисправностей и поломок. Парк ВВС поредел также из-за большого количества переносных зенитных ракетных комплексов (ПЗРК), имевшихся у боевиков.
Истребители МиГ-21, МиГ-29 и даже учебно-тренировочные L-39 были оборудованы под носители бомбового вооружения. Впоследствии для нанесения бомбовых ударов были приспособлены вертолеты Ми-8, Ми-35 и даже флотские вертолеты Ка-27. Бомбы крепились на внешней подвеске и сбрасывались над позициями врага.
В общей сложности за годы войны ВВС Сирии потеряли 80 самолетов и вертолетов. К концу 2015 года уцелевшая авиация была рассеяна по всей территории страны и не могла наносить мощные удары по противнику на отдельном участке фронта. Тяжелые потери понес и личный состав ВВС.
Точной информации о потерях сирийской армии в первые годы войны не существует до сих пор. Однако очевидно, что счет идет на тысячи единиц бронетехники. Большая часть кадровых танкистов погибла в ходе городских боев 2012–2015 годов, что вынудило командование САА мобилизовать для службы в бронетанковых войсках ополчение и резервистов. Впоследствии это привело к еще большему росту потерь — из-за того, что новички-танкисты не обладали элементарными навыками. Кадровый голод также испытывали артиллерия и другие рода войск.
Для того чтобы укомплектовать войсковые соединения, нужна была пауза на фронтах войны. В этом смысле огромное значение имела начавшаяся 30 сентября 2015 года операция российских Воздушно-космических сил в Сирии. Действия ВКС России, ракетные удары серьезно нарушили планы джихадистов и замедлили их наступление. Для реорганизации сирийской армии были направлены российские военные и технические советники, на ремонтные базы сирийцев прибыли необходимые запчасти и материалы.
Справка «АС»: ВКС России в Сирии
За время операции ВКС России совершили 40 тысяч боевых вылетов: 35 тысяч в период с сентября 2015 по январь 2017 гг. и еще 5 тысяч — в течение 2018 года. Стратегическая авиация и ВМФ России нанесли 166 ударов высокоточным оружием.
При участии российских специалистов на сирийских оборонных предприятиях было восстановлено 4816 единиц военной техники. Российские военные приняли участие в восстановлении объектов сирийской инфраструктуры и организовали несколько крупных гуманитарных операций по эвакуации мирных жителей из зоны конфликта.
Появление российских военных подняло моральный дух сирийцев, отчаявшихся за годы войны. Однако выиграть войну одной авиацией невозможно. После перегруппировки сил сирийской армии предстояло отвоевывать захваченные исламистами территории страны.
Дивизия «Тигры»: сирийская армия «нового образца»
Осознавая тактическое превосходство противника, офицеры САА стали перестраивать подчиненные им части, учитывая специфику городской войны. Армия начала применять бронетехнику в плотном взаимодействии со штурмовыми группами пехоты. Танки на улицах крупных городов стали действовать тройками, прикрывая друг друга от скрывающихся гранатометчиков противника.
Используя огромный опыт городских боев, сирийская армия выработала очень эффективную тактику. Она превратила тяжелую бронетехнику, до сих пор в изобилии имеющуюся у сирийцев, в неожиданно эффективный инструмент городских боев. Согласно новой тактике, штурм позиций боевиков, укрывающихся в плотной городской застройке, развивается поэтапно. Вначале противник по возможности плотно блокируется в конкретном здании или группе зданий. Артиллерия и танки обустраивают позиции для подавления огневых точек противника и начинают обстрел. Пехота отрезает пути подхода подкрепления.
Затем выдвигаются танки. Техника имеет дополнительную бронезащиту. Огневые точки гасятся огнем танковой артиллерии. В особых случаях танки поддерживаются 152-мм самоходными артиллерийскими установками, ведущими огонь прямой наводкой.
За бронетехникой двигаются штурмовые группы. Огнем танковых орудий в стенах здания пробивается несколько больших брешей, через которые врывается пехота и начинает зачистку.
Подкрепления штурмовым группам доставляются на БМП. Обратно боевые машины уходят, забирая раненых и оперативно доставляя их в безопасное место. При случае огневую мощь пехоты усиливают автомобили, оснащенные крупнокалиберными пулеметами, и зенитные артиллерийские установки «Шилка».
Эффективность новой тактики способствовала разгрому основных сил террористов. Под контролем властей Сирии находится большая часть территории страны, включая крупные населенные пункты.
Почти все элитные части САА успешно освоили новую тактику. Самая боеспособная из них — знаменитая дивизия «Тигры», или «Силы тигра». Командует дивизией генерал Сухейль Хассан, известный под позывным «Тигр». Он стал одним из первых командиров сирийской армии, который начал перестраивать свои войска, учитывая новый опыт.
При обороне сирийская армия окружает позиции рвом глубиной до 20–30 метров и земляным валом. Оборонительные сооружения создаются для того, чтобы остановить движущиеся на полной скорости «джихад-мобили» и обнаружить вырытые боевиками подкопы.
Справка «АС»: «Джихад-мобиль»
«Джихад-мобиль» — заминированная машина (часто — бронемашина) с террористом-смертником в качестве водителя. Заминированный автомобиль на предельной скорости приближается к позициям армии, после чего смертник приводит в действие заряд массой до полутонны. В результате одной атаки террориста-смертника в оборонительных сооружениях образуется брешь, а уцелевшие солдаты на время утрачивают боеспособность.
Все части новой сирийской армии создаются с учетом опыта дивизии «Тигры». Одним из «ноу-хау» генерала Хассана стало тесное боевое взаимодействие армии и местного ополчения. В боях за Алеппо дивизия воевала плечом к плечу с палестинским ополчением «Ливаа-аль-Кудс», которое часто действует совместно с «Тиграми» на разных участках фронта.
Составными частями дивизии являются не традиционные для постсоветских вооруженных сил полки и бригады, а оперативные группы, каждая из которых имеет собственное имя. Наиболее известные из них — «Отряд Гиат», «Отряд Шахин», «Группа Тарма» и другие. Условно эти группы можно сравнить с батальонными тактическими группами российской армии. Каждая отдельная оперативная группа имеет свой парк бронетехники, артиллерию, разведку и часто действует самостоятельно, исходя из оперативной необходимости. Численность группы варьируется от 500 до 2000 человек в зависимости от оперативной обстановки.
Свобода действий каждого отдельного формирования позволяет частям «Тигров» эффективно действовать, не затрачивая время на согласование решений.
В российских СМИ «Тигров» часто называют спецназом, однако на самом деле дивизия используется как обычное армейское подразделение. «Специальное назначение» дивизии состоит в том, что данные части всегда действуют там, где складывается наиболее тяжелая обстановка.
Подвиги дивизии не остались без внимания Дамаска: именно «Тигры» первыми получили на вооружение бронетехнику российского производства — танки Т-90 и бронеавтомобили «Рысь». За личную и воинскую доблесть командир дивизии генерал Хассан награжден российским орденом Суворова по указу Президента России Владимира Путина.
После того как «Тигры» или другие ударные части армии освобождают отдельный населенный пункт, в данный район прибывают формирования ополчения, которые при необходимости поддерживают армию, наступая во «втором эшелоне».
В 2012–2014 годах отряды ополчения были созданы для поддержки рассеянных по стране частей армии. Высокая мотивация и боеготовность ополчения обусловлены несогласием народа страны жить под властью радикальных исламистов. Экстремистскую идеологию многие этнические и религиозные общины Сирии не приняли. Формирования появились почти стихийно, как бы сами собой.
Наиболее крупное ополчение было сформировано представителями палестинской диаспоры в Сирии. Аналогичные военизированные подразделения созданы из сирийских христиан, мусульман-друзов и сторонников некоторых политических партий.
Другой серьезной силой в Сирии стали боевые отряды мусульман-шиитов, организованных на манер ливанской партии «Хезболла».
Эти формирования создали отдельные очаги обороны по всей территории Сирии. Сегодня они в той или иной степени влились в ряды сирийской армии, однако в оперативном плане подчиняются собственным командирам, выдвинувшимся в годы войны.
Наряду с отдельными племенными и конфессиональными формированиями в Сирии существует центральное ополчение. Официальное его название — Национальные силы обороны (НСО). Создано в 2012 году при участии иранских военных советников. При формировании НСО учитывался опыт использования ополчения «Басидж» армией Ирана в ирано-иракскую войну.
Общая численность ополчения в 2015 году составляла сто тысяч человек, однако после частичной демобилизации их численность сократилась вдвое. Часть ополченцев, особо отличившихся в боях, переходит на службу в формирования армии.
Сирийская армия: перспективы
Сирийская армия, насколько это возможно, продуктивно использует затишье на фронтах гражданской войны. Президент Сирии подписал ряд приказов по демобилизации солдат 2012–2014 годов призыва. Части армии проводят переоснащение и переформирование.
Лучшие из солдат армии также проходят переобучение при участии российских военных советников. В рамках программы военной помощи сирийская армия получила от России системы ПВО С-300, современную бронетехнику и новое стрелковое вооружение.
Первостепенные задачи командования САА — насыщение армии современным вооружением, техникой и оборудованием, отработка боевого взаимодействия между военными частями и ополчением в условиях гибридной войны. В перспективе — создание на основе боевого опыта и новой тактики принципиально новых и эффективных вооруженных сил.
Прошедшая через огонь гражданской войны, обладающая ценным боевым опытом и оснащенная самым современным российским вооружением, сирийская армия может стать сильнейшей и наиболее опытной военной силой региона.
И это не преувеличение.