Цирк с «Тиграми»
Боевой вертолет Airbus Helicopters ЕС665 Tiger, совершивший первый вылет в апреле 1991 года, скоро отметит 20-летие карьеры. Созданный для вооруженной разведки, воздушного или наземного сопровождения, воздушного боя, огневой поддержки и уничтожения танков днем, ночью и в сложных метеоусловиях, вертолет, к сожалению для своих создателей, не оправдал ни их надежд, ни грозного тигриного названия. «Армейский стандарт» изучил историю не самого удачного европейского вертолетного проекта.
Поставка первой партии ЕС665 Tiger заказчику состоялась в 2002 году. Строится вертолет серийно на заводах корпорации Eurocopter в Донауверте (ФРГ) и Мариньяне (Франция). Вначале производителям поступили заявки на 234 вертолета. Но потом часть заказчиков аппетиты уменьшили. С учетом отказов количество заказов составило 206 машин. Поставлено 178. В эксплуатации — 161 вертолет. Основными заказчиками стали Германия и Франция, которые первоначально заказали по 80 аппаратов, а также Испания (24) и Австралия (22). К середине прошлого года средний налет одного Tiger составлял примерно 680 часов.
А что со стоимостью вертолета? Она немаленькая. Как раз высокая отпускная цена во многом и сократила спрос на вертолет. В модификации EC665 Tiger ARH она составила $31 млн. В варианте EC665 Tiger HAD — $43,5 млн, а для для EC665 Tiger UHT — $30 млн.
Но и при такой цене вертолет далек от технического совершенства. По требованию эксплуатантов он непрерывно дорабатывается. Часть доработок, правда, связана с национальными предпочтениями. Парк вертолетов EC665 Tiger невелик, но при этом создано множество модификаций, как и программ их модернизации.
Бундесвер сократил первоначальный заказ на Tiger. В прошлом году он получил последний, 68-й, вертолет Tiger UHT. Поставки растянулись на 13 лет. За эти годы, особенно по итогам обкатки немецких и французских Tiger в Афганистане, а также французских в Мали, немецкие требования к вертолету не раз менялись.
От чего немецкие вертолетчики не отказались, так это от надвтулочной гиростабилизированной оптико-электронной системы Osiris кругового обзора. Крупный «набалдашник» над несущим винтом снижает скорость вертолета на 15 км/ч, но, очевидно, себя оправдывает.
Не отказался бундесвер от встроенной 30-мм пушечной турельной установки. Хотя поначалу планировалось создать для летающего «Тигра» 100-мм автоматическую безоткатную противотанковую турельную артсистему Reinmetall. Сделать это немцам не удалось.
А вот французским Tiger переделок досталось сполна. Самые первые противотанковые машины Tiger НАС (французский аналог немецкого UHT) быстро признали во Франции бесперспективными. Хватило двух прототипов.
В свою очередь, разведывательно-ударные Tiger НАР к середине этого десятилетия французы признали устаревшими. Их модернизируют в многофункциональные Tiger HAD. Задача — унифицировать весь парк Tiger французской армии к 2025 году.
Четыре года назад Франция дополнительно заказала семь вертолетов EC665 Tiger HAD. Ожидается, что к 2025 году у нее будет 67 «Тигров». Это меньше, чем первоначально планировалось купить.
Tiger HAD создан по требованиям испанской армейской авиации после поставки им нескольких Tiger HAР. С 2014 года французы и испанцы получают модифицированные EC665 Tiger НАD Block I. От Block 0 их отличают более точное прицельное оборудование, внешние топливные баки, расширенный арсенал бортового вооружения. Вертолет имеет меньшее число пилотажных ограничений при пусках противотанковых управляемых ракет (ПТУР) Spike и Hellfire. Не исключено, что будет создана корабельная версия.
В ходе эксплуатации вертолет дорабатывался. В частности, получил пуленепробиваемое боковое остекление вместо обычного. А еще — видеорегистратор прицельной информации и тактической обстановки.
До 2021 года минобороны Франции модернизирует 15 из 39 своих разведывательно-ударных Tiger НАР в противотанковые Tiger HAD Block I. По планам, остальные 24 единицы будут модернизированы до уровня Tiger HAD Block II в 2020–2023 годах.
Первый модернизированный Tiger HAD Block I был готов в начале 2017 года. О масштабе переделки говорит такой факт: выполнено более 100 доработок фюзеляжа, установлено более 1500 новых деталей, проложено дополнительно 250 электрокабелей. Новые движки MTR 390E на 14% мощнее прежних. Поэтому максимальная взлетная масса выросла.
Бортовое радиоэлектронное оборудование тоже улучшено. Так, обзорно-прицельная гиростабилизированная оптико-электронная система Osiris заменена на Strix с каналом лазерного целеуказателя. Это позволяет, в частности, применять американские противотанковые ракеты Lockheed Martin AGM-114 Hellfire II.
Боевой послужной список «Тигров» не так велик. Боевое применение первых французских Tiger НАР состоялось в 2009 году в Афганистане. В 2011 году вертолеты задействовали в операции против Ливии. Позже Tiger применяли в Центрально-Африканской Республике и Мали.
При этом ни французские, ни немецкие Tiger не встречали огневого противодействия с земли или с воздуха. Ни один вертолет не потерян, но, с другой стороны, экипажи вертолетов не уничтожили ни одной бронемашины противника и ни один летательный аппарат. Другими словами, проверена лишь система поддержания новой техники в эксплуатации в иных климатических условиях.
Итак, «Тиграми» особо не рисковали. Одна из причин — низкий уровень исправности. Так, по данным минобороны Франции, 25% вертолетов постоянно небоеготовы. При этом на техобслуживание парка Tiger заключено более 30 контрактов.
Такое впечатление, что Tiger для эксплуатантов словно нелюбимая, но очень дорогая игрушка — играть не хочется, а выбросить жалко. По крайней мере, от программ модернизации «Тигров» не отказываются. Так, в ходе дальнейшей модернизации до уровня Tiger HAD Block II вертолет получит еще более мощные двигатели. Арсенал бортового вооружения пополнят наряду с неуправляемыми авиационными ракетами корректируемые ракеты с полуактивным лазерным наведением калибра 68 мм (RPM разработки TDA Armements) и 70 мм (BAE Systems WGU-59/B APKWS II).
В числе других запланированных усовершенствований — новый GPS-приемник и направленная антенная система Thales CRPA для аппаратуры передачи и приема разведданных. К 2025 году парк французских Tiger HAD обеих модификаций (Block I и Block II) составит 67 единиц.
Критичнее всех к «Тиграм» подошла Австралия. Ее парк — 22 вертолетов Tiger ARH. Но военные Зеленого континента готовы отказаться от их эксплуатации. Так что в разработке технического обоснования проекта модернизации Tiger HAD в вариант Block III австралийцы не участвуют.
Модернизация, в частности, предусматривает ликвидацию разнотипности применяемых европейскими эксплуатантами на Tiger «неевропейских» противотанковых управляемых ракет (Lockheed Martin AGM-114 Hellfire и Rafael Spike). Франция, которая морально готова использовать модернизированные «Тигры» до 2040 года, хочет, например, вооружить их новой франко-германской управляемой ракетой MAST-F (Missile Air-Surface Tactique Futur) разработки MBDA вместо американских ПТУР семейства Hellfire II (AGM-114K1A/114N1A, закупленных в 2015 году).
В числе других новаций для вертолетов бундесвера в конфигурации Block III — оснащение «интерактивной кабиной» и модернизация прицельных индикаторов в шлемах TopOwl.
Итак, программа «Тигров» переживает перманентную модернизацию. Новых заказов нет и не предвидится. Наоборот, та же Испания уменьшила заказ с 24 до 10 вертолетов. Австралийские Tiger ARH через два года пойдут на аукцион. Вот и выходит, что Tiger не оправдали своего громкого названия. Высокие отпускная цена и стоимость эксплуатации, низкие коэффициент боеготовности парка и надежность, отсутствие реальных показателей боевой живучести и эффективности применения не дают перспектив на увеличение спроса на рынке.