Когда речь заходит о защите национальных интересов России в Арктике, то чаще говорят о строительстве ледоколов и развитии систем ПВО. Между тем и в оборонной составляющей, и в транспортно-логистической огромное значение имеет авиация. Для нее нужна своя инфраструктура, в первую очередь аэродромы, эти форпосты на бескрайних просторах Арктики.
Освоение Арктики - задача стратегическая. Актуальности ей добавляет иностранное военное присутствие в северных широтах. Оно расширяется. Активизируется учебно-боевая и разведывательная деятельность государств НАТО. В частности, Норвегия - страна НАТО - модернизирует аэродромы «Бардуфосс», «Эвенес», «Банак», «Эрланн» и «Рюгге». Обновляется парк базовой патрульной и тактической авиации НАТО в регионе.
В этих условиях, как сообщил начальник морской авиации ВМФ генерал-майор Игорь Кожин, не только увеличена наша группировка имеющихся сил и средств в Арктической зоне, но и развивается наземная инфраструктура.
Короткая справка: до распада Советского Союза арктическая аэродромная сеть включала 94 аэродрома, в том числе 45 с капитальным покрытием. Однако два с лишним десятилетия на значительной части из них авиация не базировалась. И перерыв в эксплуатации сказался: порядка 70 процентов аэродромов требуют капитального ремонта. Иначе эксплуатировать их будет нельзя из-за невозможности обеспечить должный уровень безопасности полетов.
Понятно, что не все аэродромы в равной степени востребованы. На недавнем Арктическом форуме в Санкт-Петербурге отмечалось, что работы по реконструкции и строительству ведутся на десяти аэродромах Крайнего Севера. В их числе «Североморск-1» и «Североморск-3», «Рогачево», «Тикси», «Темп», «Алыкель». Реконструируется и самый северный аэродром на острове Земля Александры (архипелаг Земля Франца-Иосифа).
Другое дело, что в условиях Арктики строительные работы осложняются неблагоприятным климатом. Проблема и в том, что до 2014 года нередко использовали зарубежные материалы. Но затем из-за санкций пришлось подумать об импортозамещении.
Кстати, некоторые заграничные материалы были не ах. Во-первых, стоили очень дорого. Во-вторых, были мало приспособлены к климату северных широт: не обеспечивали нужное сцепление на взлетно-посадочной полосе и были не очень морозостойкие.
При этом Минобороны России поставило амбициозную задачу - сделать большинство аэродромов за Полярным кругом всесезонными и способными принимать самолеты всех типов. То есть имеющими взлетно-посадочную полосу (ВПП) размером не менее 2,5 километра в длину и 60 метров в ширину.
Поэтому переход на ранее зарекомендовавшую себя отечественную продукцию должен сопровождаться применением новинок с улучшенными качественными характеристиками. Речь о полном спектре: строительные материалы для покрытий, герметики, пропиточные защитные составы, антигололедные реагенты, разметочные краски. То есть все то, что в конечном счете влияет на устойчивую эксплуатацию и безопасность полетов.
Задача постепенно решается. Так, еще пять лет назад специалисты обратили внимание на так называемый двухкомпонентный ремонтный состав холодного отверждения. После многолетних испытаний была разработана технология его использования (ХРМ-2). Вот уже третий год на одном из аэродромов Северного флота проводится эксперимент по ее использованию.
Новое покрытие позволяет за короткий срок восстановить несущую способность ВПП и продлить ее эксплуатационный ресурс. Материал набирает требуемую прочность через час при любой толщине укладываемого ремонтного слоя - не нужно прекращать полеты на длительный срок. Кроме того, он используется чуть ли не круглый год; его можно укладывать от минус 37 градусов и выше.
Это тот самый фактор сезонности: ранее низкая температура воздуха позволяла вести ремонтные работы на арктических аэродромах только 2,5–4,5 месяца.
Расчеты показывают, что новая технология при строгом соблюдении норм использования позволяет в 3–4 раза сократить капиталовложения, а сами работы провести в 12 раз быстрее по сравнению с привычным порядком реконструкции. На комплексный текущий ремонт поверхности аэродрома целиком (а это 250 тыс. квадратных метров) уходит четыре месяца!
Кстати, об экономии. До появления новой технологии ремонт плит ПАГ (плиты аэродромные гладкие. - «АС») на сборных ВПП аэродромов вообще не производился. Их заменяли на новые, тратя на закупку миллионы рублей. Теперь предложенный двухкомпонентный материал позволяет продлить срок службы ПАГ - быстро (их не нужно везти с материка) и куда дешевле.
Сегодня маршруты полетов военной авиации в Арктику отработаны. На аэродромах действуют комендатуры. Поэтому основное направление развития арктической аэродромной сети - обеспечение круглогодичного выполнения поставленных задач независимо от погодных условий.