Когда оружие - слово

Когда оружие - слово

Помощник командира 201-й российской военной базы в Таджикистане о службе ратной и духовной
Мемориальный комплекс на территории 201-й базы в честь воинов-пограничников.
© Фото автора
Помощник командира 201-й российской военной базы в Таджикистане о службе ратной и духовной
' + '' + ' ' + ''+ ' Мемориальный комплекс на территории 201-й базы в честь воинов-пограничников.
28 мая 2019, 10:47
Реклама

Вот уже почти десять лет в Вооруженных силах Российской Федерации служат помощники командиров воинских частей по работе с верующими военнослужащими. За эти годы отлажена система отбора кандидатов из числа священников для назначения на эти должности, накоплен опыт работы штатного военного духовенства, в том числе за пределами России, на наших военных базах за рубежом. Одного из таких военных священников корреспондент «Армейского стандарта» встретил на 201-й российской военной базе в Таджикистане.

Для иерея Романа Чебаненко дислоцированная в Душанбе 201-я российская военная база стала родной задолго до того, как он был назначен сюда помощником командира по работе с верующими. Про это назначение сам он говорит так: «У Бога случайных вещей не бывает». Судьба словно вела его по предопределенному пути.

Под рясой до сих пор угадывается военная выправка. В свое время Роман Чебаненко служил по призыву в российских пограничных войсках в Таджикистане, на границе с Афганистаном. Потом остался на контрактную службу. Перешел в 201-ю мотострелковую дивизию, на основе которой позже и была сформирована 201-я российская военная база.

Прослужил три года по контракту. Было это в 2002–2005 годы. Начинал с должности разведчик-снайпер, поскольку в пограничных войсках прошел подготовку в школе снайперов. Заканчивал уже старшим сержантом, командиром отделения и командиром боевой машины разведроты.

На вопрос, не забыл ли батюшка военной службы и готов ли, если что, встать под ружье, отец Роман отвечает:

«Сейчас наше ружье — это слово. Вдохновлять, вразумлять, окормлять. А там уже, когда подойдет край, когда уже точка возврата будет пройдена и уже возвращаться будет некуда, то — как Господь сподобит».

О службе в пограничных войсках отец Роман, видно, не забывает. По крайней мере, для встречи гостей облачается в рясу необычного зеленоватого цвет. Говорит, что это подарок одного очень уважаемого иеромонаха. Надевается только в торжественных случаях.

В 2015 году, через несколько лет после назначения помощником командира базы, иерей Роман окончил в Военном университете Минобороны России курсы повышения квалификации штатного военного духовенства. На месячных курсах военные священники получают знания о вооруженных силах, процессах, происходящих в армии, о действиях войск в условиях боевой обстановки.

Среди тех, кого вдохновляет и вразумляет иерей Роман, военнослужащие 201-й базы — офицеры, прапорщики, солдаты и сержанты контрактной службы, члены их семей, русские люди, которые живут в Душанбе, недалеко от военного городка.

Помощник командира гордится построенным на территории военной базы Иверским-Нарвским войсковым храмом, построенным в честь Иверской и Нарвской икон пресвятой Богородицы, небольшой крещенской купелью и звонницей.

Иверский-Нарвский войсковой храм.
© Фото автора
Иверский-Нарвский войсковой храм.

Храм, конечно, невелик. В большие праздники вместить всех желающих не может. Зато, с гордостью рассказывает отец Роман, в недавно построенном войсковом храме есть старинные, намоленные иконы — Ивана Воина, Николая Чудотворца. Передал их несколько лет назад министр обороны Сергей Шойгу, который побывал на военной базе и посетил храм.

Рядом с церковью небольшая звонница. В 2011 году, когда в Душанбе привезли для нее колокола, это была единственная звонница православной церкви в Таджикистане. В 2012 году появилась вторая. По размерам звонница при храме 201-й базы до сих пор является самой маленькой в Русской православной церкви.

Но отец Роман считает, что уникальность ее в другом. «Наши колокола уникальны тем, что были заказаны усердием 201-й военной базы. То есть мы не привлекали деньги каких-либо благодетелей, меценатов вне воинской части. Только усердием наших военнослужащих и гражданского персонала. Так что, эти колокола, можно сказать, являются детищем нашей военной базы», — рассказал отец Роман.

Церковному звону обучился сам отец Роман, научил играть на колоколах детей военнослужащих, из числа тех, кто посещает воскресную церковную школу. Воскресная школа действует с 2011 года. В церковном хоре поют военнослужащие, их жены, дети и даже дирижер военного оркестра.

В музее 201-й базы, который находится неподалеку от войскового храма, рассказывается о героических страницах ее истории. После развала Союза, в 1991–1992 годах, части 201-й мотострелковой дивизии, дислоцированной в Таджикистане, выступили миротворцами в противостоянии враждующих сторон. Благодаря им удалось спасти тысячи жизней, в том числе русских людей. В 1992 году в Душанбе проживало 540 тысяч русских. С тех пор, конечно, все изменилось. Многие русскоязычные захотели вернуться на родину. Сейчас в Душанбе осталось 32 тысячи русских.

За несколько тысяч километров от России и войсковой храм 201-й военной базы, и воскресная школа, и колокольный звон воспринимаются, конечно, по-особому. Как островок русского мира, как память о далекой Родине. Потому и не пустует войсковой храм.

Реклама
Реклама