«Суперграчи» прилетели: в чем преимущества поступающих в войска Су-25СМ3

«Суперграчи» прилетели: в чем преимущества поступающих в войска Су-25СМ3

В войска недавно поступила партия глубоко модернизированных штурмовиков Су-25СМ3. Внешне — это почти тот же самый легендарный «Грач». Но фактически, ВКС получили новую машину с резко возросшими боевыми возможностями. В изменениях разбирался «Армейский стандарт»
© mil.ru
В войска недавно поступила партия глубоко модернизированных штурмовиков Су-25СМ3. Внешне — это почти тот же самый легендарный «Грач». Но фактически, ВКС получили новую машину с резко возросшими боевыми возможностями. В изменениях разбирался «Армейский стандарт»
03 июня 2019, 10:35
Реклама

Партия из четырех машин поступила на вооружение Южного военного округа. До конца года сюда прибудут еще две машины. А в целом, по планам Минобороны России, до уровня модернизации СМ3 планируется довести весь парк штурмовиков Су-25.

Необходимость штурмовой авиации в современных конфликтах доказывать не требуется. Достаточно посмотреть опыт применения штурмовиков в Сирии. Кстати, именно там получили боевое крещение «Суперграчи» — Су-25СМ3.

Так что же нового в этой версии? Начнем с относительно «простого». Модернизации подверглись топливная система и аппаратура управления двигателями. В результате Су-25СМ3 летает дольше и дальше предшественника.

© mil.ru

В легендарной живучести «Суперграч» не потерял. Сохранено интегрированное в планер бронирование. Например, стальная защита толщиной по фронту и по бокам — до 24 мм, сзади и снизу — до 10 мм. Толщина лобового бронестекла — 55 мм. Это позволяет самолету выдержать обстрел из оружия калибра до 12,7 мм, а по наиболее опасным направлениям — из зенитных орудий до 30 мм. Все критически важные системы дублируются. На сбитых во время Афганской войны «Грачах», до появления переносных зенитно-ракетных комплексов (ПЗРК) «Стингер», насчитывали иногда до 80 попаданий.

Кроме того, на повышении живучести сказывается и установленный бортовой комплекс обороны «Витебск-25». Помимо задач радиоэлектронной борьбы («обман» РЛС противника и головок самонаведения ракет), этот комплекс отвечает и за выброс тепловых ловушек при обстреле штурмовика из ПЗРК.

Самое, пожалуй, главное отличие Су-25СМ3 от предшественников — новый прицельно-навигационный комплекс СОЛТ-25 (система оптическая, лазерная, тепловизионная). Он позволяет обнаруживать и отслеживать наземные, надводные и воздушные цели в любых климатических условиях и в любое время суток. Стоит напомнить, что Су-25 более ранних версий практически не могли выполнять боевые задачи в темное время суток.

Таким образом, у Су-25СМ3 значительно расширилась номенклатура современного «умного» оружия. Штурмовик может использовать, например, противорадиолокационные ракеты Х-58, идущие в сторону сигнала РЛС противника, для вывода из строя систем ПВО. Корректируемые авиабомбы КАБ-500 и КАБ-1500 и многое другое.

© mil.ru

Модернизированный штурмовик пока не стали оснащать прицельной подсистемой СВП-24-25. Напомню, она сделана на базе комплекса «Гефест» для фронтовых бомбардировщиков Су-24. Прицельная подсистема позволяет применять традиционное неуправляемое вооружение гораздо эффективнее, чем обычно. Точность бомбометания увеличивается практически в три раза, поскольку устройство само вычисляет, когда летчику лучше нажать на кнопку. При этом автоматически учитывается скорость и высота полета, географические координаты, расстояние до цели, погодные условия, видимость. Благодаря подсистеме «старые» боеприпасы летчик теперь может сбрасывать не только при пикировании и кабрировании (полет с большим углом атаки. — «АС»), но и при выполнении других маневров. Лазерный индикатор прицела расположен перед глазами, выводит на стеклянный экран всю информацию о состоянии самолета и одновременно концентрирует внимание на цели. Кстати, неуправляемые боеприпасы весьма эффективны там, где идет мощное противодействие средствами РЭБ и «умные» ракеты и бомбы, образно говоря, «сходят с ума».

© mil.ru

Су-25СМ3 получил модуль ГЛОНАСС для навигации и применения высокоточного оружия. Но и от инерциальной навигационной системы, которая помогает выполнить боевую задачу даже при отсутствии сигнала со спутника, отказываться не стали. Естественно, на «Суперграче» появились и современные цифровые средства связи, работающие по защищенным каналам.

Ведущий военный эксперт Виктор Мураховский в интервью одному из российских информагентств отметил: «Самолет не просто оснащен новым оборудованием — меняется сама тактика его боевого применения. Он встроен в автоматизированную систему управления ВКС и в разведывательно-ударные контуры межвидовых группировок войск. Эта интеграция штурмовика в единую сеть значительно ускоряет обмен информацией между «небом» и «землей» и в несколько раз сокращает время от момента обнаружения целей до их уничтожения».

Реклама
Реклама