Уникальный проект создания генетического паспорта военнослужащего прорабатывают российские ученые. Об этом в начале июня рассказал президент Российской академии наук Александр Сергеев. Зачем это нужно и какие преимущества даст Вооруженным силам, разбирался «Армейский стандарт».
Давным-давно известно, что «по наследству», на генетическом уровне, передаются не только цвет глаз и волос, но и предрасположенность человека к тем или иным реакциям на раздражители, факторы воздействия. В медицине активно применяется генетический скрининг — исследование, позволяющее установить предрасположенность человека к тому или иному заболеванию.
Но генетическое исследование может показать и потенциал человека. В спорте это уже используют, выявляя, например, среди молодых спортсменов-бегунов наиболее выносливых. Причем речь идет не только о физических возможностях, но возможностях психики: кто-то генетически более стрессоустойчив, кто-то лучше способен принимать быстрые решения и так далее.
Естественно, знания о предрасположенности человека к определенному поведению и типу реакции, о его физическом потенциале могут помочь сориентировать его на тот род деятельности, где его потенциал раскроется наилучшим образом, где человек станет наиболее эффективен.
Именно об этом и говорил президент РАН Сергеев, рассказывая о генетическом паспорте военнослужащего. По его словам, суть проекта заключается в том, чтобы найти у военных такие генетические предрасположенности, которые позволят лучше сориентировать их по военным специальностям.
«То есть полноценно использовать те преимущества, которые дает генетическая предрасположенность, что очень важно», — подчеркнул президент РАН. И пояснил, что речь идет о понимании того, кто на генетическом уровне более предрасположен, к примеру, к службе на флоте или кто может быть более готов к тому, чтобы стать летчиком, десантником или танкистом.
При этом, по словам Сергеева, проект предполагает не только оценку физиологического состояния, но и прогнозирование поведения человека в стрессовых ситуациях. В генетическом паспорте может содержаться информация об устойчивости к стрессу и способности в условиях этого стресса выполнять физические и ментальные операции.
Сергеев отметил, что сейчас для военных меняется характер стресса. В войнах прошлого он в основном был связан с артиллерийской подготовкой или авиационной бомбардировкой со стороны противника, который хотел подавить волю солдата к сопротивлению и заставить его не высовываться из окопа. По словам ученого, в условиях кибервойны стрессы совсем иные. «И это надо изучать, исследовать генетическую природу стрессоустойчивости в новых обстоятельствах».
Впрочем, пока, на первом этапе, считает генетик Валерий Ильинский, применение генетических тестов в армии будет ограничиваться выявлением риска тех или иных заболеваний. Что в принципе уже немало — ведь военнослужащего будут направлять в соответствующий род войск, где имеющиеся риски не смогут реализоваться или не приведут к фатальным последствиям. Очевидно же, что, например, летчикам критично не иметь риска инсульта и инфаркта.
Кроме того, генетические исследования могут помочь идентифицировать личность в случае гибели военнослужащего.
Сам проект генетического паспорта военнослужащего реализуется в военном технополисе «Эра» в Анапе. Здесь уже запланировано открытие новых лабораторий, где будут исследовать гены, связанные с заболеваниями, и проводить профессиональный отбор военных с учетом их генетической предрасположенности.
Полковник Борис Вертий, председатель военно-научного комитета Главного военно-медицинского управления Министерства обороны РФ, рассказал, что генетический паспорт будет создаваться в так называемой лаборатории профотбора. Она будет изучать гены, которые отвечают за развитие как физических, так и психоэмоциональных расстройств.
Ученые «Эры» уже выявили 27 генов, ассоциированных с сердечно-сосудистыми заболеваниями, и исследовали из них четыре. Остальные 23 будут изучены уже в новой лаборатории, возможно, до конца года.
Генетический паспорт военнослужащего, как считают эксперты, — недалекое будущее военной медицины. Не исключено, что, когда процесс будет налажен, данные генетических исследований и рекомендации по специализации военного будут заноситься в персональную электронную карту военнослужащего.