Тверские рубежи ВКО: от Балтики до Курил, от Арктики до Сирии
Семь лет назад, осенью 2012 года, история расположенной в Твери Военной академии ВКО имени маршала Г.К.Жукова чуть было не пресеклась. Ждали приказа из Москвы о расформировании вуза и отправке последних слушателей и курсантов в Санкт-Петербург, в Военно-космическую академию имени А.Ф.Можайского.
До этого коллектив при поддержке ветеранов Войск ПВО, выпускников, занимавших различные должности в войсках, неравнодушных к судьбе родного вуза, и Комитета Госдумы по обороне несколько лет доказывали ошибочность такого решения. Обращались во все инстанции, писали в СМИ. Общественность Твери собрала более 30 тысяч подписей за сохранение академии.
И хоть надежд уже почти не оставалось, решили освятить Боевое знамя академии. Святыню окропили. А через несколько дней президент освободил от должности министра обороны Анатолия Сердюкова и назначил Сергея Шойгу. И началось возрождение академии. Корреспондент «Армейского стандарта» побывал в стенах стойкого вуза.
В стенах Тверского юнкерского
О том, чего бы лишилась наша армия с закрытием тверской академии ВКО, лучше всего говорят цифры и факты. Частично академия расположена в исторических корпусах зданиях, в которых с 1865 года находился целый ряд военных учебных заведений, начиная с Тверского юнкерского кавалерийского училища. В советское время в академии готовили командиров и инженеров для Войск противовоздушной обороны страны. Всего в ее стенах получили высшее военное образование свыше 15 тыс. офицеров. Из них 427 стали генералами.
В современном состоянии академия реализует три уровня военного образования. Во-первых, готовит на уровне магистратуры офицеров с высшей военной оперативно-тактической подготовкой. Во-вторых, готовит военно-научные и педагогические кадры высшей квалификации в адъюнктуре и докторантуре. И, наконец, обучает по пятилетней программе курсантов, выпуская специалистов с полной военной специальной подготовкой. В академии ежегодно повышают квалификацию и проходят переподготовку более полутора тысяч офицеров из войск.
Сейчас в тверской академии обучается более полутора тысяч курсантов и офицеров. В 2019 году конкурс при поступлении на обучение курсантом среди юношей — более трех человек на место, а у девушек — 10 человек на одно место. Девушек принимают на учебу уже пятый год подряд.
В составе академии 4 факультета, 17 кафедр и 9 научно-исследовательских лабораторий. С 1 сентября лаборатории будут объединены в единый исследовательский центр.
С 2016 года в академию вошли два учебных центра. Учебный центр зенитных ракетных войск и учебный центр подготовки младших специалистов и боевых расчетов радиотехнических войск.
Как рассказал начальник Военной академии ВКО генерал-лейтенант Владимир Ляпоров, с 2013 года академия активно развивается. Более чем в 4 раза расширился перечень специальностей подготовки и количество профессорско-преподавательского состава.
Помимо подготовки курсантов и офицеров для российской армии тверской вуз готовит специалистов для армий иностранных государств. Сегодня, например, в академии проходят обучение более 300 специалистов из 26 стран.
Всего в академии обучается более 300 военнослужащих иностранных армий. В разные годы здесь учились военные специалисты из 43 стран. Многие из них позже заняли высшие руководящие должности в вооруженных силах своих государств. Не случайно среди наград академии орден Красного Знамени и 7 орденов иностранных государств.
Бастион ВКО
Образовательные задачи тесно связаны с научно-исследовательской деятельностью в интересах воздушно-космической обороны. Созданы и активно работают 9 научных школ. Проводятся комплексные исследования по вопросам воздушно-космической обороны.
Квалификация профессорско-преподавательского состава позволяет решать эти задачи на высшем уровне. 63% преподавателей имеют ученые степени и звания. В вузе работают 34 доктора наук и 236 кандидата наук.
По показателю среднего количества научных работ на одного преподавателя тверская академия прочно удерживает одно из ведущих мест среди вузов Минобороны.
Связь учебно-научного центра ВКО с войсками самая тесная. Ежегодно порядка 35% преподавателей проходят стажировку в ходе мероприятий боевой и оперативной подготовки войск. Только в 2019 году более 70 преподавателей приняли участие в 70 учениях и тренировках войск, испытаниях образцов вооружения и военной техники.
Как сказал «АС» военный эксперт Игорь Коротченко, большое внимание, которое руководство Минобороны уделяет тверской академии, вполне оправданно:
— Современная война — высокотехнологична. Войска, решающие задачи воздушно космической обороны, — это первый эшелон. Они создают основу стратегической безопасности. Можно сказать, что академия ВКО готовит кадры для щита России.
По его словам, с учетом того, что происходит в мире, «чрезвычайно важны комплексная подготовка и расширение военно-технического и стратегического образования офицеров, слушателей, курсантов».
— Чрезвычайно важная проблема — анализ того, что происходит у «супостата», выявление тенденций развития перспективных средств воздушно-космического нападения вероятного противника, гиперзвуковых ракет и аппаратов, — сказал эксперт. — Всего того, что нам в случае чего придется отражать.
Он напомнил, что в США активно готовятся к размещению боевых космических средств на базе орбитального многоразового аэрокосмического корсара Х37.
— Количество крылатых ракет и ударных средств таково, что возникает вопрос в первую очередь подавления носителей, — описал эксперт характер перспективных угроз. — Опять же появление беспилотников, которые в корне могут изменить ситуацию. Например, когда в первом эшелоне идут стелс-самолеты F35 в сопровождении 5–6 ударных беспилотников с задачей вывести из строя систему ПВО. Эти тенденции надо анализировать, осознавать.
О том, как Военная академия ВКО работает в современных условиях, «АС» рассказал заместитель начальника академии по учебной и научной работе полковник Виталий Тикшаев. По его словам, за три года в развитие учебно-материальной базы академии вложены средства, которые позволили отремонтировать более 300 классов и аудиторий для слушателей и курсантов, кабинетов кафедр, модернизированы 18 учебных командных пунктов. Все компьютерные классы, преподавательские, учебные командные пункты объединены в единую информационно-образовательную среду академии.
Только за последние 5 лет в академию поступило 17 систем вооружения и тренажерных комплексов для подготовки специалистов ПВО и ПРО.
— Подготовка офицеров и курсантов в составе боевых расчетов на базе уникальной системы командных пунктов войск ВКО охватывает все уровни управления — от тактического до стратегического, — рассказал Виталий Тикшаев. — Ежегодно под руководством командующего противовоздушной и противоракетной обороны — заместителя главкома ВКС на базе академии проводятся исследовательские командно-штабные военные игры с привлечением штабов, НИИ, других вузов.
Система учебных командных пунктов, созданных на базе передовых информационных технологий, — предмет гордости тверской академии. Она позволяет в условиях, максимально приближенных к реальной боевой обстановке, отрабатывать взаимодействие всех сил и средств воздушно-космической обороны. В этой системе могут одновременно решать учебно-боевые задачи и тренироваться специалисты радиолокационных подразделений и частей, зенитных ракетных войск, пунктов управления и разведки космических войск, противоракетной и противокосмической обороны.
Учебные группы небольшие, и занятия под руководством преподавателя идут практически в индивидуальном режиме, в виде точечной подготовки, со знанием психологии каждого слушателя.
Противоракетный щит
К примеру, ракетно-космическая оборона представлена тремя системами: система предупреждения о ракетном нападении (СПРН), система противоракетной обороны, система контроля космического пространства. Каждая из них представлена в академии учебным КП с автоматизированными рабочими местами, средствами обработки и визуализации информации, связи. Во времена СССР в состав ракетно-космической обороны входила еще система противокосмической обороны, которая включала средства воздействия на космические аппараты противника.
Вот, например, какую вводную отрабатывают в учебном КП главного центра предупреждения о ракетном нападении: старт баллистической ракеты с борта подводной лодки в удаленном районе Мирового океана. Информация со спутников, обнаруживших старт ракеты, поступает в один из командных пунктов СПРН.
Затем подключается второй эшелон СПРН. После того как баллистическая цель попадает в зону обзора одной из РЛС второго эшелона, командный пункт выдает предупреждение: «Внимание! Ракетное нападение!»
Вслед за тем командир дежурных сил оценивает полученную информацию и докладывает в Национальный центр управления обороной Российской Федерации о ракетном нападении.
— Человек контролирует автоматику и принимает решение, — рассказывает Виталий Тикшаев.
Об ответственности, которая лежит на офицерах дежурных сил, говорит то, что на основании их докладов Президентом Российской Федерации принимается решение на ответные или ответно-встречные действия наших стратегических ядерных сил.
Похожий алгоритм действий и у расчетов других командных пунктов.
Например, учебный командный пункт соединения главного центра разведки космической обстановки является сердцем системы контроля космического пространства. В таком КП ежесуточно идут сбор и обработка информации о тысячах космических объектов.
Первичная информация о воздушно-космической обстановке обрабатывается и докладывается в вышестоящие командные пункты для принятия решений на боевое применение сил противовоздушной и противоракетной обороны. В главном зале управления рабочие места главнокомандующего Воздушно-космическими силами, командующего войсками ПВО-ПРО.
Слушатели академии, представляющие разные рода войск, осваивают смежные специальности и учатся коллективно работать в разных расчетах при решении оперативно-тактических задач.
— Каждый слушатель в роли начальника штаба дивизии, командира зенитного ракетного полка, радиотехнического полка в течение двух лет обучения с этими тактическими задачами практически живет, обучаясь по всем дисциплинам, — рассказал Виталий Тикшаев. — Когда он выходит из стен академии, он действительно является специалистом, владеющим вопросами комплексного применения сил и средств ВКО. Венчает подготовку командно-штабное учение на полигоне Ашулук, где наши расчеты ведут боевую стрельбу. Курсанты — в роли младших специалистов, а офицеры — в роли командиров полков, дивизий.
Замначальника академии пояснил, например, что специалисты ПВО за время учебы получают навыки, например, на учебном КП главного центра разведки космической обстановки, а специалисты РКО проходят обучение на командных пунктах ПВО.
— Мы тем самым добиваемся комплексности. Специалисты космических войск понимают, что такое системы ПВО, их место в строю, роль в борьбе с самыми современными средствами воздушно-космического нападения. Рассчитываем, моделируем, выдаем рекомендации нашим войскам, — рассказал Виталий Тикшаев.
Особое внимание при подготовке командных кадров уделяют отработке взаимодействия с истребительной авиацией. Сама жизнь требует совместной подготовки офицеров ЗРВ, РТВ, РЭБ и истребительной авиации. Трагические события, связанные с уничтожением нашего самолета в Сирии сирийскими средствами ПВО, — наглядное тому подтверждение.
Не случайно во всех войнах и вооруженных конфликтах последних десятилетий из-за несогласованности действий истребительной авиации и других родов войск на долю так называемого «дружественного огня» приходится от 10 до 30% потерь своей авиации.
В академии всерьез подумывают о возрождении подготовки командных кадров для истребительной авиации, которая велась с 1974 года. При этом созданная в тот период кафедра тактики и вооружения истребительной авиации сохранена и развивается до настоящего времени.
Полный цикл подготовки проходят инженеры по эксплуатации зенитных ракетных комплексов, РЛС, моделирующих и автоматизированных систем управления (АСУ) ПВО всех уровней — от полка до армии ВВС и ПВО.
При решении оперативно-тактических задач по отражению средств воздушного нападения используют самые современные алгоритмы и программы. Обновление программного обеспечения идет одновременно с вводом в эксплуатацию новой техники, боевых уставов, директивных указаний. Иногда и с опережением. Достаточно сказать, например, что будущие командиры зенитных ракетных полков на занятиях уже решают тактически задачи с учетом возможностей новейших зенитных ракетных систем, поступление которых в войска запланировано в ближайшее время.
Достаточно поставить точку на электронной карте и обозначить ее в качестве места развертывания зенитного ракетного полка, как тут же на экране можно увидеть эффективную зону поражения средств воздушно-космического нападения. Причем зона эффективного поражения мгновенно корректируется в зависимости от вида воздушной цели, ее эффективной отражающей поверхности и параметров полета.
Весь арсенал вероятного противника, включая новейшие крылатые ракеты, корректируемые авиабомбы или стелс-истребители 5-го поколения, используется в сценарии оперативно-тактических игр. Как ни удивительно, но иногда в учебных целях в качестве средств ПВО противника в компьютерной игре используются российские зенитные системы и комплексы С-300, С-400, «Бук», «Тор».
Виталий Тикшаев объяснил, для чего это делается: «В 2008 году при операции по принуждению Грузии к миру мы столкнулись с тем, что нашей авиации противостояли стоявшие на вооружении грузинской армии комплексы ПВО сухопутных войск советского производства. До этого даже не задумывались о таком сценарии. И получили большие неприятности, потери несла наша авиация. Потом спохватились. Но и мы тоже уроки извлекли».
Главное — люди
Слушатели тверской академии учатся обнаруживать, идентифицировать различные цели, контролировать работу автоматики и, наконец, принимать решение на уничтожение целей, используя различные средства поражения. И все это в сумасшедшем для обычного человека ритме. Поскольку счет идет на секунды и даже доли секунд. Гиперзвуковые скорости новых ударных средств потребуют еще большего напряжения расчетов всех уровней. И ошибиться нельзя.
Автоматика, конечно, выручает. Но при обучении расчетов тех же радиолокационных постов в академии не забывают и проверенные временем способы неавтоматизированного отображения воздушной обстановки на планшетах.
— Да, учим операторов рисовать цифры и буквы «наоборот», прививаем навыки работать с планшетом, с сеткой ПВО. Это вещи, которые нельзя забывать. Это делается на тот случай, если противник выведет из строя трансформатор или обесточит электростанцию, — пояснил тонкости учебного процесса Виталий Тикшаев. — Тем более есть возможность влияния на аппаратуру средствами радиоэлектронной борьбы. Человек менее восприимчив к таким вещам. В любом случае главное — это люди, профессионалы.
Возможности единой информационной системы академии активно используются для решения военно-прикладных задач различного масштаба. Например, для оценки угроз и формирования оптимальной группировки средств ПВО в том или ином регионе.
Программно-математический комплекс позволяет проводить компьютерные односторонние и двусторонние учения, оперативно-тактические расчеты и моделирование боевых действий, начиная с взвода и одиночного локатора и заканчивая группировками войск. Так, именно в Твери моделировали возможные варианты противоборства сил ПВО и средств воздушно-космического нападения во всех вооруженных конфликтах последних лет, вырабатывали рекомендации и предложения по необходимому и достаточному составу сил ПВО в регионах, прогнозировали возможный характер действий противника и войск ПВО и вырабатывали предложения по формам и способам их действий. В том числе для стран — союзников РФ.
Сейчас интеллектуальные и технические возможности тверской академии направлены на решение новых задач в области ВКО. И это значит, что вуз прочно стоит на передовых рубежах ВКО — первого эшелона стратегической безопасности России.