С-500: между небом и космосом
После фактического начала поставок в Турцию российских зенитных ракетных систем С 400 шум вокруг этой сделки только усилился. Российская общественность обеспокоена, не отдаем ли мы стране НАТО свои секреты, американская — что С 400 даже под контролем Турции нанесут вред НАТО. Что из этого соответствует действительности, а что нет, а также о новом комплексе С 500 «Армейский стандарт» поговорил с ведущим военным экспертом Алексеем Леонковым.
Буквально в начале августа президент Турции Тайип Эрдоган заявил: «Никаких данных насчет того, что С 400 нанесут вред НАТО или самолетам F 35, нет. Ранее многие страны купили эти системы, и неправильно при этом с Турции спрашивать о ее отношениях с Западом. Покупка С 400 для Турции — это исключительно коммерческий шаг».
Напомним, о заключении контракта на поставку Турции полкового комплекта С 400 стоимостью $2,5 млрд стало известно в сентябре 2017 года. Поставки начались в середине июля 2019 года. Полностью развернуты С 400 в Турции будут к апрелю 2020 года.
Так не сильно ли мы рискуем, передавая стране НАТО свои технологии?
— Мы раньше передавали технологии с комплексом С 300 такой стране НАТО, как Греция. И, в принципе, ничего не случилось. Наши самолеты не сбивались, да и самолеты НАТО остались целыми. Это о той истерике, которая обычно начинается, когда наши кому-то из стран НАТО что-то продают, — говорит Алексей Леонков. — Нужно понимать, что С 400 «Триумф» — это новейшая система, у которой постоянно что-то совершенствуется по локации, по ракетам. Но существует и так называемый экспортный вариант. Он, конечно же, подбирается с учетом требований той страны, которой этот комплекс продается. И конечно, на экспорт идут не такие ракеты, которые идут в составе комплексов, охраняющих наше небо. На экспорт идут ракеты, которые ограничены по дальности перехвата и скорости полета. Но все равно они сохраняют тактико-техническое преимущество перед такими комплексами, как американские Patriot.
— Проще говоря, Турция выбрала, что получше?
— Тут есть и вопросы развития турецкого оборонно-промышленного комплекса. Вопросы техники, которая входит в систему С 400. Помимо пусковых установок это, например, пункты боевого управления, несколько многофункциональных радиолокационных станций, комплексы технического обслуживания. С 400 — это разветвленная объектовая система, которая занимает определенную площадь. Но вот эти обеспечивающие системы могут дополняться и заменяться, в том числе с участием иностранных комплектующих.
Например, радиолокационные комплексы с системой «свой–чужой». Понятное дело, что государственная опознавательная система у Турции своя. Нужно сделать так, чтобы комплекс приходил без такой системы, а турки уже ставили ее сами. Нужно ставить блоки сопряжения, чтобы информацию от межвидовых РЛС Турции воспринимал комплекс С 400. Чтобы комплекс воспринимал турецкую авиацию как родную, а гражданские самолеты — как гражданские.
Справка «АС»: С 300 «Фаворит» (по кодификации NATO — SA 10 Grumble)
С 300 «Фаворит» — семейство зенитных ракетных систем. Предназначены для обороны крупных промышленных и административных объектов, военных баз и пунктов управления от ударов средств воздушно-космического нападения противника. Способен поражать баллистические и аэродинамические цели.
В зависимости от типа ракет может поражать цели на высотах от 1 метров до 27 км, на дальностях от 5 до 150 км. Максимальная скорость цели — 2800 м/с. Число одновременно обстреливаемых целей — до 36.
Пункт боевого управления также должен дополняться компонентами с «национальной спецификой», чтобы он работал как единое целое с существующей системой ПВО той же самой Турции.
Ну и понятно, что машины-тягачи можно поменять на турецкие. Там очень много компонентов, с которыми Турция может войти в кооперацию совершенно спокойно. И, таким образом, развивать свой оборонно-промышленный комплекс.
— То есть мы свои секреты не теряем.
— Еще раз напомню: комплекс, который поставили Турции, это экспортный вариант. У нас же перед комплексами С 400 поставлены задачи гораздо обширнее. В отличие от Турции у нас основной противник — это технологически развитые армии с массой средств воздушного нападения. И комплекс должен по ним отрабатывать одинаково эффективно.
— Но не значит ли продажа Турции С 400, что у нас на смену ему уже готов С 500?
— С 500 — это система другого класса. Нужно понимать, что С 300 и С 400, которые стоят на вооружении, — это не совсем разные «поколения». То есть нельзя сказать: вот появился С 400, и мы «сносим» С 300. Для каждого комплекса свой перечень задач. С 400 — это комплекс объектовый, который прикрывает объекты. А С 300ВМ4 — это войсковая ПВО. Он двигается вместе с подразделениями и прикрывает их.
Справка «АС»: С-400 «Триумф» (по кодификации NATO — SA 21 Growler)
С-400 «Триумф» — зенитная ракетная система большой и средней дальности. Предназначена для уничтожения всех современных и перспективных средств воздушно-космического нападения. С 400 наряду с такими системами, как оперативно-тактический ракетный комплекс «Искандер» и береговой противокорабельный комплекс «Бастион», играет ключевую роль в новой концепции Вооруженных сил России, известной на Западе как «Зона запрета доступа» (Anti-Access/Area Denial, A2/AD). Она заключается в том, что войска НАТО не могут находиться и передвигаться в радиусе действия систем запретной зоны A2/AD без риска нанесения им неприемлемого ущерба.
Может поражать цели на высотах от 5 метров до 35 км, на дальностях от 2 до 400 км. Максимальная скорость цели — 4800 м/с. Число одновременно обстреливаемых целей — до 80.
— И чем займется С 500?
— С 500 по своим характеристикам может занять промежуточное положение между С 400 с его ограничениями по высоте и дальности и комплексами противоракетной обороны (ПРО). Там существует определенная ниша, которую если не закрыть, то обязательно в нее кто-нибудь полезет. Американцы явно в курсе, что такая ниша существует. Поэтому они и паникуют из-за С 500. Потому что, когда мы ее прикроем, воздушно-космическое пространство у нас будет полностью закрыто комплексами ПВО и ПРО.
И у нас уже будет воздушно-космическая оборона. То есть Россия полностью закроется от средств воздушного нападения и средств космического нападения.
— Что за ниша? Образно говоря, где-то между небом и космосом?
— Вот смотрите: у С 400 ограничение по дальности — 400 км, а по высоте — 30 километров. Выше 30 километров пилотируемой авиации практически нет. На этих высотах работают наши комплексы ПРО. Но у них главная цель — баллистические ракеты и боеголовки. А если появятся воздушные комплексы нападения для этих высот, маневрирующие, гиперзвуковые — чем их тогда сбивать? Для этого и нужен С 500, который сможет работать на больших дальностях и больших высотах. По предварительным данным, у С 500 дальность будет свыше 500 километров, а по высоте он сможет работать на 100 километров.
Справка «АС»: С-500 «Прометей» (по данным из открытых источников)
С-500 «Прометей» - зенитная ракетная система нового поколения, в которой предполагается применить принцип раздельного решения задач уничтожения баллистических и аэродинамических целей. Предполагаемая задача комплекса — борьба с боевым оснащением баллистических ракет средней дальности: самостоятельно возможен перехват ракет с дальностью пуска до 3500 км, а при необходимости и межконтинентальных ракет на конечном участке траектории. Также среди задач зенитного комплекса ставятся уничтожение гиперзвуковых крылатых ракет, самолетов и беспилотников, уничтожение низкоорбитальных спутников и космических средств поражения. От этих средств поражения должно обеспечиваться прикрытие отдельных регионов, крупных городов, промышленных объектов и приоритетных стратегических целей.
Планируется, что С 500 будет интегрирован в единую сеть с системами С 400, С 300ВМ4 («Антей 2500») и С 350 («Витязь»), образуя комплексную систему ПВО.
— Идеология мобильности сохраняется?
— Конечно. И не только для С 500. В системе ПРО у нас появляется комплекс А 235, который мы поставим именно на тех направлениях, откуда может быть нанесен массированный удар баллистическими ракетами.