Игра мускулами в проливе
Оборонное ведомство Китая опубликовало в конце июля 2019 года «белую книгу», в которой, помимо прочего, описываются главные риски для национальной безопасности КНР. В их числе особо упоминается проблема тайваньского сепаратизма — как угроза региональному миру и стабильности, а также барьер на пути к мирному воссоединению страны. Документ «Национальная оборона Китая в новую эпоху» обещает, что Пекин предпримет все меры, чтобы любой ценой сохранить национальное единство и воспрепятствовать отделению Тайваня.
Противостояние длиной в семьдесят лет
В конце июля 2019 года в Тайваньском проливе, разделяющем континентальную часть Китая от острова Тайвань, проводились военные маневры. Причем всеми участниками противостояния.
С одной стороны, Народно-освободительная армия (НОАК) Китая провела крупномасштабные военно-морские учения близ острова. Как отмечает региональная пресса, это первая военная игра Китая, в которой проводились одновременные учения в двух местах акватории близ Тайваня после кризиса в Тайваньском проливе 1995–1996 годов. Тогда НОАК провела серию крупномасштабных учений с боевой стрельбой в ответ на визит тайваньского лидера в США.
С другой стороны, в ответ на устроенные Пекином учения, вооруженные силы Тайваня (напомним, что позиция России по тайваньскому вопросу состоит в том, что существует только один Китай, неотъемлемой частью которого является Тайвань, а правительство КНР выступает в качестве единственного законного правительства, представляющего весь Китай) провели ответные маневры, в которых приняли участие боевые самолеты F-16 и были выпущены десятки ракет...
Демонстрация мускулов с обеих сторон Тайваньского пролива носила вполне откровенный характер, что заставило экспертов пристально вглядываться в события в регионе.
Вообще же противостояние между материковым Китаем и строптивым островом продолжается уже семьдесят лет, с тех пор, как после провозглашения в Пекине Китайской Народной Республики, Формоза (как назвали остров португальцы) стала твердыней для бежавших с континента сторонников Национальной партии (Гоминьдана) во главе с Чан Кайши.
Победившим в результате гражданской войны на материке коммунистам не удалось разгромить гоминьдановцев, эвакуировавшихся на Тайвань. Во многом благодаря тому, что обязательства по их защите взяли на себя американцы.
Несмотря на союз чанкайшистов с США, КНР не оставляла попыток освободить остров. В 1950-х годах происходил ряд вооруженных столкновений, в том числе воздушные бои, артиллерийские обстрелы тайваньских объектов, бомбардировки мелких островов, находившихся под контролем Тайбэя. Этот конфликт вполне мог бы перерасти в крупномасштабную войну: США в то время даже рассматривали вопрос о применении против КНР ядерного оружия. Но ограничились отправкой авиации на помощь Тайваню.
Справка «АС»
Помимо собственно Тайваня, к территориям, которые называют себя «Китайской Республикой», относятся острова Пэнху, Цзиньмэнь, острова Мацзу и ряд более мелких островков. Тайваньская территория составляет 35 980 кв. км, население — более 23 млн человек. От побережья материкового Китая остров отделен Тайваньским проливом, ширина которого от 130 до 220 км.
До 1971 года именно Тайвань, выступая под названием «Китайская Республика», был постоянным членом Совета Безопасности ООН, пока это место не было передано Китайской Народной Республике.
Дипломатические отношения с Тайванем поддерживают до 20 государств. В основном это небольшие страны Океании (Кирибати, Маршалловы Острова, Науру, Палау, Соломоновы Острова, Тувалу), Карибского бассейна (Белиз, Гаити, Сент-Винсент и Гренадины, Сент-Китс и Невис, Сент-Люсия) и Латинской Америки (Гватемала, Гондурас, Никарагуа, Парагвай). Также Тайвань признают южноафриканское королевство Свазиленд (Эсватини) и Ватикан.
Российская Федерация считает Тайвань неотъемлемой частью Китая и не имеет с островом дипломатических отношений. Однако развивает связи в области торговли, экономики и культуры через Тайбэйско-Московскую комиссию по экономическому и культурному сотрудничеству. В Пекине не возражают против развития Россией неофициальных связей с Тайванем в торгово-экономической, научно-технической, культурной, спортивной и других областях.
За семь минувших десятилетий нить напряженности, протянутая через Тайваньский пролив, то накалялась, то остывала.
Еще несколько лет назад казалось, что былая вражда между Пекином и Тайбэем потихоньку уходит в прошлое, верх берут прагматические соображения взаимной выгоды и осознание принадлежности к одной китайской нации. Росли товарооборот, туристический обмен. Все это создавало надежды на то, что формула «Одна страна — две системы» сработает в случае с Тайванем так же, как уже сработала в конце прошлого века с бывшим британским Гонконгом и португальским Макао.
Однако в последнее время возникает четкое ощущение того, что процесс сближения забуксовал. Более того, с обеих сторон пролива раздаются громкие голоса, заставляющие с особым беспокойством следить за происходящим в регионе. На острове все более активными становятся действия сторонников независимости Тайваня, тогда как в Пекине говорят, что подобная декларация может стать «красной линией», после которой ничего не останется иного, как силовым образом провести воссоединение нации.
Выступая в самом начале 2019 года в Доме народных собраний и говоря о неизбежности воссоединения Китая, председатель КНР Си Цзиньпин дал понять, что готов применить военную силу для присоединения Тайваня. По его словам, независимость острова «противоречит ходу истории и ведет в тупик». Хотя председатель Си и заверил, что КНР стремится к мирному воссоединению, однако предупредил: «Мы не давали обещания воздерживаться от применения силы и оставляем за собой возможность использовать все необходимые средства».
«Не играйте с огнем!»
Своими предшественниками военные на Тайване считают гоминьдановскую Народно-революционную армию Китая (поскольку Тайвань считает себя наследником Китайской Республики, существовавшей до провозглашения на материке КНР в 1949 году).
Современные тайваньские вооруженные силы состоят из армии, военно-морских сил (включают также корпус морских пехотинцев), ВВС и сил военной полиции. Численность их составляет, по оценкам, 275 тыс. человек, а с учетом резерва и военизированных подразделений — почти 5 млн человек. Это дает возможность считать, что по общей численности вооруженных сил Тайвань входит в число мировых лидеров наряду с Северной Кореей, Индией, Вьетнамом, Россией и США. На оборонные цели тратится немалая часть бюджета острова. С 2002 года вооруженные силы находятся под гражданским контролем Министерства национальной обороны.
Крупнейшим компонентом вооруженных сил острова является тайваньская армия. Численность сухопутных сил на конец 2018 года оценивалась в 100 тыс. человек.
Опасения в связи с возможным вторжением со стороны Народно-освободительной армии Китая приводят к тому, что тайваньская армия фокусируется прежде всего на обороне и контрнаступательных действиях при высадке противника с моря, а также на военных действиях в городских условиях.
Начиная с 1990-х годов тайваньская армия запустила ряд программ по замене устаревшей техники и вооружений на более современные образцы. В частности, были размещены заказы на американские танки M60A3 Patton, гаубицы M109A6 Paladin и штурмовые вертолеты AH-1W SuperCobra.
Также упор делался на создание подразделений, способных к быстрому развертыванию и приспособленных к действиям в городских условиях острова. У тайваньских военных за прошлые десятилетия накопился немалый опыт по строительству и использованию подземных сооружений (туннелей и баз).
Несмотря на то, что формально США не признают Тайвань, Вашингтон является одним из главных поставщиков вооружений для острова. В частности, в октябре 2008 года американское правительство объявило о планах продать Тайбэю вооружений на $6,5 млрд — и тем самым положить конец замораживанию продаж оружия тайваньцам. Этот план включал, к примеру, продажу 30 ударных вертолетов AH-64D Apache Longbow Block III с сенсорами ночного видения, ракет «воздух — воздух» и 1000 ракет AGM-114L Hellfire, а также пусковых установок Javelin.
Безусловно, планы США по продаже вооружений Тайваню встречают крайне негативную реакцию со стороны КНР. Так в сентябре 2011 года Пекин выразил протест в связи с планами поставки Тайваню новых истребителей-бомбардировщиков. Это произошло после того, как стало известно о решении Белого дома поставить Тайбэю вооружения на сумму $5,85 млрд. Дело, впрочем, не ограничивается только словесными заявлениями: недовольство Китая вылилось в 2010 году в приостановление контактов в сфере военного сотрудничества на несколько месяцев.
Так было при Обаме, так продолжается и при Трампе. В начале 2019-го Пентагон одобрил и передал в американский Конгресс документ о продаже Тайваню вооружений на общую сумму более $2 млрд. Речь, в частности, шла о 108 танках типа M1A2T Abrams и около 250 зенитных ракет.
В июле 2019 года глава МИД Китая Ван И, заявив, что никакие внешние силы не смогут остановить воссоединение страны и никакие внешние силы в этот процесс вмешиваться не должны, призвал Соединенные Штаты «не играть с огнем» в тайваньском вопросе. И речь здесь шла прежде всего об американских планах продажи оружия на остров.
Помимо США, к числу поставщиков вооружений и техники для Тайваня относятся Франция (противотанковые гранатометы APILAS), Германия (машины-амфибии M3 Amphibious Rig), Израиль (пистолет-пулеметы «Узи»), ЮАР (ручной многозарядный гранатомет Milkor MGL), Южная Корея, Испания и др.
По состоянию на 2019 год на вооружении тайваньской армии состоят 480 американских танков M60A3, 450 модернизированных тайваньцами американских танков M48 (CM11) и 250 танков CM12 (также модифицированный на Тайване вариант американского танка М48).
Морская и воздушная мощь
Главная миссия тайваньских военно-морских сил состоит в защите территории и морских путей, окружающих остров, от блокады, нападений или возможного вторжения со стороны ВМС КНР. Операции военных моряков включают патрулирование в Тайваньском проливе и прилегающих водах, а также контрнаступательные и оборонительные операции в случае военных действий.
Численность личного состава военно-морских сил оценивается в 38 тыс. человек. В составе ВМС имеется более 100 кораблей и судов и около трех десятков летательных аппаратов.
Тайваньская военно-морская мощь представлена четырьмя эсминцами класса «Кидд», построенными в США. Изначально они предназначались для Ирана, но после исламской революции и свержения шаха корабли оказались в составе американских ВМС. В конце 90-х годов эсминцы были выведены из состава ВМС США. После неудачных попыток продать их Австралии и Греции, корабли отремонтировали и модернизировали в 2000-х годах, а затем продали Тайваню, где по названию головного корабля они отнесены к типу «Килун».
Большая часть оборудования тайваньских ВМС имеет американское происхождение, хотя несколько кораблей были модернизированы или построены по лицензии самими тайваньцами. Например, ракетные фрегаты проекта Cheng Kung. Также несколько фрегатов класса La Fayette были приобретены в свое время у Франции, а подводные лодки типа Zwaardvis — у Нидерландов еще в середине 1980-х годов.
Учитывая, что Пекин крайне негативно воспринимает попытки иностранных государств (тех же США) продавать вооружение, военную технику и технологии тайваньцам, их ВМС испытывают немало трудностей с комплектованием современными кораблями.
Военно-воздушные силы Тайваня нацелены прежде всего на защиту воздушного пространства над островом и вокруг него. К числу приоритетов военной авиации относится развитие дальней воздушной разведки и наблюдения, интеграция систем командования, управления, связи, вычислительной техники, сбора информации, наблюдения, обнаружения целей и разведки для повышения боевой эффективности, приобретение контрударного вооружения, истребителей нового поколения, а также укрепление аэродромной сети и других объектов для выживания при внезапной атаке.
При этом американские военные высказывались в том духе, что устаревший авиапарк тайваньских ВВС плачевно сказывается на их оборонительных способностях. В 2011 году сообщалось, что новая программа военно-технического сотрудничества между США и Тайванем включает в себя модернизацию 145 тайваньских истребителей F-16A/B до уровня F-16C/D, а также поставку запасных частей для самолетов F-5E, IDF, C-130H. Однако, как и в других случаях, Пекин в самых резких тонах выступил против этих планов.
США остаются главным поставщиком оборудования для тайваньских ВВС, а также оказывают содействие в обучении пилотов на авиабазе Люк в штате Аризона.
Справка «АС»
Цзян Цзинго — сын Чан Кайши, был президентом Тайваня в 1978–1988 годах. В 20–30-е годы жил, учился и работал в СССР под фамилией Елизаров. Принимал участие в коллективизации сельского хозяйства в Подмосковье, работал в Свердловске на заводе «Уралмаш». В 1937 году вместе с женой Фаиной Ипатьевной Вахревой вернулся в Китай. На Тайване возглавил МВД, стал активным деятелем Всемирной антикоммунистической лиги. После смерти отца стал лидером Гоминьдана. Умер 13 января 1988 года.
На вооружении военно-воздушных сил острова состоит около 400 самолетов. Основу составляют американские F-16 и многоцелевые сверхзвуковые истребители местного производства AIDC F-CK-1 «Цзинго», названные в честь тайваньского президента Цзян Цзинго. Старые истребители F-5 остаются в строю, хотя их понемногу выводят из эксплуатации.