Афганский излом Трампа

Афганский излом Трампа

Смогут ли устоять против боевиков силы Кабула в одиночку?
Бойцы афганской армии во время строевой подготовки.
© wikipedia.org
Смогут ли устоять против боевиков силы Кабула в одиночку?
' + '' + ' ' + ''+ ' Бойцы афганской армии во время строевой подготовки.
18 сентября 2019, 12:19
Реклама

В конце августа 2019 года американский президент Дональд Трамп поведал миру о планах его администрации вывести из Афганистана более 5 тыс. военнослужащих США. Затем он пообещал дальнейшие сокращения воинского контингента, принимающего участие в самом длительном в истории Соединенных Штатов военном конфликте, начавшемся в 2001 году, вскоре после терактов 11 сентября. Афганская война США по продолжительности намного превзошла вьетнамскую. «Армейский стандарт» оценил перспективы развития военной ситуации в опасном регионе.

Уйти или остаться

Заявления главы Белого дома прозвучали на фоне очередного раунда переговоров спецпредставителя США Залмая Халилзада с афганскими талибами («Талибан» — запрещенная в России террористическая организация). Цель переговоров — поиск выхода из продолжающейся уже восемнадцать лет войны.

Стремление президента США поскорее уйти из Афганистана понятно — на носу президентская кампания, а на прошлых выборах Трамп шел в том числе и под лозунгом прекращения войн за рубежом.

Американские советники в Афганистане.
© ntm-a.com
Американские советники в Афганистане.

Но в начале сентября президент США устроил резкий демарш, внезапно объявив в Твиттере об отмене «секретных» переговоров с талибами со своими участием, после того как группировка «Талибан» взяла на себя ответственность за нападения, в ходе которых погиб американский военнослужащий. В ответ талибы пообещали американцам еще большие потери.

Пока обещания Трампа полностью уйти из Афганистана остаются благими пожеланиями. Если действительно численность американского контингента сократится до 8600 человек, то это будет примерно соответствовать количеству военных США в Афганистане, которое было на момент вступления Трампа в президентскую должность.

В любом случае успех переговоров между Вашингтоном и талибами остается под вопросом. И сам Трамп вынужден был это признать: «Кто знает, случится ли это».

Пока Белый дом не предлагает конкретный график сокращения американского военного присутствия в Афганистане. Ранее Пентагон разрабатывал планы сокращения насчитывающего 14 тыс. человек контингента войск США в этой стране наполовину. Однако такие меры вряд ли удовлетворят «Талибан», который выступает за полный вывод всех иностранных войск из Афганистана.

Говоря о перспективах ухода с афганской земли, Трамп не преминул напомнить, что именно здесь нашли при талибском правлении убежище члены «Аль-Каиды» (террористическая организация, запрещенная в России), ответственные за теракты 11 сентября 2001 года. Президент США пригрозил, что если террористы еще когда-нибудь атакуют Америку из Афганистана, «мы вернемся с силой, которую они прежде никогда не видывали». Впрочем, Трамп добавил: «Я не вижу, как такое может случиться».

Большая проблема переговоров — то, что талибы отказываются иметь дело с официальным Кабулом, рассматривая нынешние афганские власти как «марионетку США». Да и однородность «Талибана» под большим вопросом. Если более умеренные представители этого движения могут вести переговоры с американцами, то это не значит, что договоренности будут многое значить для более жесткого крыла талибов.

Не стоит забывать о том, что в Афганистане пытается закрепиться и «Исламское государство»* (ИГ, ИГИЛ — террористическая группировка, запрещенная в России), которое старается потеснить талибов и занять место главной силы, борющейся с кабульской властью и западной коалицией. По словам Седика Седдики, официального представителя афганского президента Ашрафа Гани, «Талибан» и ИГИЛ по-прежнему являются потенциальными угрозами для национальной безопасности Афганистана и США». «Афганское правительство твердо считает, что любое сокращение американских сил в Афганистане будет основываться на конкретных условиях», — заявляет политик.

События на афганской земле имеют огромное значение для региональной и даже глобальной безопасности. Для нашей страны, а особенно для бывших советских республик Центральной Азии развитие ситуации в Афганистане — вопрос не праздный. Серьезные опасения вызывают перспективы распространения конфликта на постсоветском пространстве. Для властей же в Кабуле возможный уход американских войск становится по-настоящему вопросом жизни и смерти. Способность афганских силовиков самостоятельно, без иностранной военной помощи, противостоять натиску боевиков далеко не очевидна.

Местным подразделениям придется трудно в одиночку бороться с терроризмом.
© ntm-a.сom
Местным подразделениям придется трудно в одиночку бороться с терроризмом.

Кто в доме хозяин?

Исламское движение «Талибан» возникло в Пакистане в среде афганских беженцев, учащихся религиозных школах-медресе. Посещение таких школ было источником доходов для многих семей: финансировавшиеся нефтяными монархиями Персидского залива школы предоставляли бесплатное проживание и стол для студентов («талиб» в переводе значит «ищущий знания», «студент»), а ежемесячная стипендия позволяла учащимся помогать своим родным.

Эти школы контролировались группировками афганских моджахедов и пакистанскими исламистами. Осенью 1994 года движение «Талибан» начало военные действия против президента Бурхануддина Раббани как «неспособного принести мир на землю Афганистана». Действительно, после ухода советских войск и падения власти, пользовавшейся поддержкой нашей страны, победители из числа различных группировок вооруженной оппозиции занялись междоусобной борьбой за влияние. Но талибы же, обещая народу мир и стабильность, фактически ввергли страну в очередной виток насилия.

В сентябре 1996 года талибы заняли Кабул, заявив о введении по всей стране «подлинно исламского правления» (в качестве первоочередных мер ими были введены обязательные молитвы пять раз в день и запрет женщинам работать).

Ворвавшись в афганскую столицу, талибы первым же делом принялись за расправы. Проникнув на территорию миссии ООН, они схватили нашедшего там еще в 1992 году убежище бывшего президента Афганистана Наджибуллу и его брата, которые были подвергнуты жестокой и унизительной казни.

Контролируя до 90% территории Афганистана, талибы, чья идеология сочетает в себе радикальный исламизм с пуштунским национализмом, не сумели ни стабилизировать обстановку в стране, ни создать эффективное правительство. Не говоря о том, чтобы принести долгожданный мир.

Широкие связи талибов с пакистанскими спецслужбами, зарубежными экстремистами и международными террористами, неслыханные нарушения прав человека, разрушение исторических и культурных памятников привели к международной изоляции движения. Афганистан превратился в точку притяжения террористических сил, стал безопасной гаванью и учебным полигоном для экстремистов из разных стран. Именно на территории «Исламского Эмирата Афганистан» нашел себе прибежище «террорист №1» Усама бен Ладен, а также многие его единомышленники.

A-29 Super Tucano в Афганистане.
© af.mil
A-29 Super Tucano в Афганистане.

США использовали теракты 9/11 как повод для вторжения в Афганистан. Следствием стало свержение режима «Талибана». Осенью 2001 года стало известно, что американская администрация получила документальные доказательства того, что лидер террористов-самоубийц, атаковавших Америку 11 сентября, Мохаммед Атта, а также еще несколько исполнителей терактов в Нью-Йорке и Вашингтоне находились в учебно-тренировочных лагерях Усамы бен Ладена на афганской территории и встречались там с правой рукой международного террориста египтянином Айманом аз-Завахири.

В результате американского вторжения талибы были изгнаны из Кабула, но мир в Афганистане так и не наступил. В январе 2018 года Би-би-си опубликовала результаты исследования, согласно которому движение «Талибан», на борьбу с которым США потратили миллиарды долларов, активно действует на 70% территории Афганистана.

При этом после вывода в 2014 году большей части сил международной коалиции под командованием НАТО подконтрольная талибам или находящаяся под постоянной угрозой их нападений территория заметно расширилась. Согласно этим данным, талибы полностью контролировали 4% территории страны и активно действовали на 66% территории Афганистана. По утверждениям журналистов Би-би-си, около 15 млн человек живет на территории, подконтрольной «Талибану» или в тех районах, где талибы регулярно совершают нападения.

Официальный Кабул отвергает такую информацию, утверждая, что власти страны контролируют основную часть территории Афганистана, а силы афганской армии могут эффективно бороться с экстремистами.

Генерал Пентагона: «Не верю, что они смогут защитить свою страну»

Что же представляют собой афганские вооруженные силы? Они состоят из Афганской национальной армии и афганских военно-воздушных сил. Афганистан не имеет выхода к морю, так что не располагает военно-морскими силами. По оценкам, численность афганской национальной армии и ВВС составляет более 300 тыс. человек.

С одной стороны, нынешние афганские вооруженные силы могут искать свои корни в далеком XVIII столетии, когда возникла Дурранийская империя, ставшая первым единым государством афганцев. В прошлом афганские военные провели три войны против англичан (1838–1842, 1878–1880 и 1919 годы) и показали себя противником, победа над которым легко не дается.

На стрельбище.
© ntm-a.соm
На стрельбище.

С другой стороны, трудно говорить о прямой исторической преемственности между современной армией Афганистана и ее предшественниками. Слишком уж богата история этой страны драматическими поворотами за последние несколько десятилетий. И армия играла на протяжении этих десятилетий огромную роль.

Например, именно военные были одной из движущих сил Апрельской (Саурской) революции 1978 года. Падение Демократической Республики Афганистан привело к тому, что страна оказалась в руках разнородных вооруженных формирований моджахедов, которые то объединялись в альянсы, то воевали между собой.

После вторжения США и их союзников в Афганистан, свержения талибской власти и формирования переходного государства в 2001–2002 годы афганские вооруженные силы фактически стали создаваться заново при активном участии находившихся в стране сил НАТО, прежде всего американцев. Решением этой задачи занималась администрация Хамида Карзая.

Степень участия США и их союзников в обучении и формировании афганских силовых структур очень высока. В 2012 году Афганистан приобрел статус крупного союзника США вне НАТО. Соединенные Штаты и их североатлантические партнеры оказывают Афганистану военную помощь на миллиарды долларов.

Помощь включает не только поставки вооружений и техники, но и строительство национального командного центра, а также обучение афганских военных. В 2017 году в ходе варшавского саммита Североатлантический альянс заявил о дальнейшей военной поддержке Афганистана. При этом было обещано, что финансирование афганской армии продлевается до 2020 года. Страны НАТО решили продолжить также учебную миссию афганских войск Resolute Support.

Ночные стрельбы.
© ntm-a.com
Ночные стрельбы.

 

За подготовку офицерского состава отвечает Национальная военная академия Афганистана, построенная по американскому образцу. В то же время значительное число афганских офицеров получают обучение в Индии.

К 2014 году кабульские власти и западная коалиция отрапортовали: афганские вооруженные силы продемонстрировали способность действовать независимо от натовского контингента. Но в конце 2018 года генерал-лейтенант Кеннет МакКензи-младший, назначенный руководителем Центрального командования США, заявил на слушаниях в Конгрессе, что правительственные силы Афганистана остаются опасно неподготовленными: «Если бы мы ушли прямо сейчас, я не верю, что они смогут успешно защитить свою страну».

Сколько нужно солдат

Официально Афганская национальная армия создана по указу президента Хамида Карзая 1 декабря 2002 года. Изначально было решено, что костяк ее составят новобранцы. На первых порах каждая из 33 провинций Афганистана должна была рекрутировать по 200 человек. Сам Карзай провозглашал своей задачей довести к 2009 году численность армии как минимум до 70 тыс. «штыков». Однако многие эксперты считали и считают, что стране нужно в разы больше военнослужащих для защиты национальной безопасности.

Если в 2003 году численность армии составляла всего 1750 человек, то в 2007-м — уже 50 тысяч, а в 2014-м — 194 тысячи человек. Впрочем, при определении численности войск приходится полагаться на данные афганского командования, а, как признаются американцы, это не самый надежный источник.

Афганистан — страна небогатая. Для многих ее жителей служба в армии может стать источником заработка. Если поначалу солдаты национальной армии получали $30 в месяц во время обучения, а по окончании — $50, то впоследствии ежемесячная зарплата солдат была увеличена до $230 в районах, где умеренные проблемы с безопасностью. В районах, где ситуация труднее, платили до $240.

При этом формирование новых вооруженных сил шло совсем не гладко. Проблемы были как с рекрутированием новобранцев (многие из них даже не достигли 18-летнего возраста, не умели читать и писать), так и с дезертирством (по оценкам, его уровень составлял до 10%). Возникали и языковые проблемы: говорившие на пушту рекруты испытывали трудности, когда обучение велось их инструкторами на языке дари.

Тренировки афганской армии.
© ntm-a.com
Тренировки афганской армии.

И это еще полбеды. Не раз происходили инциденты с участием афганских военнослужащих, которые открывали огонь по своим натовским учителям и «товарищам по оружию». Только в 2008–2016 годы было зарегистрировано 92 случая нападений афганских солдат на представителей международной коалиции, в результате чего погибли 150 иностранных военнослужащих, еще 187 были ранены. И эти цифры, увы, неполные.

Так, летом 2017 года афганский военнослужащий расстрелял четырех американских солдат в лагере Шахин на окраине Мазари-Шарифа (провинция Балх).

Первый боевой опыт вновь созданные афганские вооруженные силы получили в июле 2003 года, в операции Warrior Sweep в южной провинции Пактия. И то, до боестолкновений с боевиками дело не дошло, миссия ограничилась обнаружением тайников с боеприпасами.

В последние годы не раз сообщалось о крупных военных операциях с участием афганской армии. В том числе о том, что в боях гибнет немало военнослужащих. При этом экстремисты демонстрируют порой готовность наносить удары первыми.

Объектами атак становятся военные базы. Так, в апреле 2017 года террористы атаковали базу в пригороде Мазари-Шарифа (север страны). Жертвами нападения стали около 140 военнослужащих.

Основная тактическая единица Афганской национальной армии — «кандак» (батальон), насчитывающий 600 человек. В 2012–2013 годы созданы семь «кандаков» сил быстрого реагирования. Первый батальон «нового строя» обучали британские военные из контингента ISAF.

Учитывая относительно невеликую численность британцев в Афганистане, за тренировку рекрутов взялись американцы.

Понемногу афганская армия перестает быть «мужским клубом» — появляются одетые в военную форму женщины. Учитывая специфику страны, надо признать, что выбор в пользу воинской службы для представительниц прекрасного пола не усыпан розами. Многим приходится преодолевать недовольство семьи и общества.

Тем не менее в августе 2002 года в афганских вооруженных силах появилась первая женщина-генерал Хатуль Мохаммадзай. Она была первой в стране парашютисткой еще во времена Демократической Республики Афганистан. На ее счету около 600 прыжков. Рассказывают, что она получала военное образование в СССР. Ее муж-офицер погиб в бою. После того как пала ДРА, Хатуль Мохаммадзай возглавляла — теперь уже в правительстве моджахедов — подготовку женщин для службы в ПВО.

Хатуль Мохаммадзай.
© nato.int
Хатуль Мохаммадзай.

Когда власть в Афганистане перешла к талибам, женщина-десантница оказалась не у дел. Чтобы выжить, вдове приходилось подрабатывать шитьем и устроить подпольную школу для девочек. После свержения талибов Мохаммадзай вступила в новые вооруженные силы страны и стала генералом.

«Работа не приносит результатов, конца ей не видно»

Поскольку численность афганских вооруженных сил растет из года в год, они нуждаются во все большем количестве техники и вооружений. По данным Института изучения войны (Institute for the Study of War), почти 80% поставляемых американскими и международными донорами вооружений для афганской армии получено из стран бывшего Варшавского договора. В то же время свою лепту в помощь Афганистану оружием внесли Россия и Индия.

Еще с начала 1970-х афганская армия имела на вооружении советские автоматы АК-47 в качестве основного стрелкового оружия. Сегодня конкуренцию «калашниковым» составляют американские M16.

Из бронетехники на вооружении афганской армии по-прежнему стоят БМП-1 и БМП-2 советского производства. Широко используются американские внедорожники Humvee, а также бронетранспортеры M113 и M1117 Armored Security Vehicle. Афганцы также получили 200 бронетранспортеров International MaxxPro. В качестве основного боевого танка используются советские Т-55 и Т-62.

Авиационный корпус Афганской национальной армии выделился и стал отдельным родом войск — афганскими ВВС. Численность ВВС оценивается примерно в 3600 военнослужащих, включая 450 пилотов. Есть некоторое количество и женщин-пилотов.

L-39 Albatross был принят на вооружение афганской армией.
© af.mil
L-39 Albatross был принят на вооружение афганской армией.

Если в конце 1980-х годов афганские ВВС отличались относительно высокой мощью, то к моменту падения талибского режима количество пригодных для использования самолетов было минимальным. Тем более что имевшиеся у талибов летательные аппараты в значительной мере были уничтожены ударами западной коалиции в ходе вторжения.

Афганские ВВС подразделяются на четыре крыла (1-е — в Кабуле, 2-е — в Кандагаре, 3-е — в Шинханде, 4-е — в Мазари-Шарифе).

НАТО помогал выстраивать заново и модернизировать афганские ВВС. Военно-воздушные силы Афганистана располагают двумя сотнями самолетов и вертолетов. В составе ВВС находятся, в частности, легкие турбовинтовые штурмовики A-29 Super Tucano бразильского производства, американский военно-транспортный самолет Lockheed C-130 Hercules и разработанный швейцарцами самолет Pilatus PC-12, вертолеты Ми-17 и Ми-24 российского производства. В качестве учебных самолетов используются Aero L-39 Albatros и Cessna 182.

В январе 2019 года издание The New York Times писало: «Спустя одиннадцать лет после того, как США начали создавать военно-воздушные силы для Афганистана, стоимость которых приближается к $8 млрд, эта работа все еще не приносит результатов, и конца ей не видно. Некоторые авиаэксперты говорят, что афганцы будут полагаться на американское обслуживание и другую поддержку в течение многих лет. Такая зависимость может усложнить действия президента Трампа по освобождению Соединенных Штатов от 17-летней войны против повстанцев-талибов — войны, в которой они (талибы. — «АС») в последнее время, похоже, набирают силу».

С учетом того, каким сложным клубком противоречий является ситуация в Афганистане, президенту США будет крайне непросто выполнять свои обещания и завершать войну, начатую его предшественниками. Если даже он — представим себе — решится на вывод американского контингента, то до мира на афганской земле предстоит еще долгий и, к сожалению, кровавый путь.

Реклама
Реклама