Обнаружат, вынесут, спасут...
Знакомые многим кадры фронтовой кинохроники: санинструктор под пулями, среди разрывов снарядов и мин оказывает первую медицинскую помощь тяжелораненому, тащит его на себе в траншею или блиндаж. Как в современных условиях спасают жизни раненых на передовой? Вопрос актуальный: идя в бой, каждый солдат должен быть уверен, что медики ему помогут. «Армейский стандарт» изучил передовые методы медпомощи на переднем крае.
Как теория применяется на практике и удается ли реализовать концепцию «золотого часа», в течение которого, по оценке специалистов, срочная медпомощь может сохранить жизнь бойцу? Ответ на этот вопрос дало недавнее масштабное тактико-специальное учение с медицинскими и авиационными подразделениями. Оно прошло на базе Военно-медицинской академии. В нем приняли участие около 800 военнослужащих, порядка 60 единиц вооружения и военной техники. При этом особое внимание уделялось отработке авиамедицинской эвакуации раненых.
«Современная военно-медицинская доктрина преследует, прежде всего, цель быстрой эвакуации раненого с поля боя и доставки его на этап врачебной помощи, а в последующем на этап специализированной помощи, — рассказал заместитель начальника Военно-медицинской академии генерал-майор медицинской службы Богдан Котив. — Чем раньше она будет оказана, тем больше шансов на успех в лечении».
В соответствии с этой концепцией и был составлен сценарий учений. Сначала на тактическом поле показали, как сегодня осуществляется поиск, вынос и вывоз раненых с передовой. Для этого используются беспилотные летательные аппараты, переносные комплекты медицинской телекоммуникации и электронные идентификаторы личного состава.
К слову, и сама эвакуация с поля боя до медицинского поста — задача сложная и в чисто физическом отношении: стрелку-санитару нужно перенести на несколько десятков, а то и сотен метров раненого, вес которого в полном боевом снаряжении составляет 110–120 килограммов. Справиться помогают сначала табельные, а затем и санитарно-транспортные средства.
Затем на учении главным действующим лицом стал вертолет Ми-8: авиамедицинская бригада под руководством капитана медслужбы Николая Шаповалова отработала погрузку, а затем выгрузку пострадавших, используя специальный медицинский модуль.
Хорошо, если стационарный госпиталь рядом, а что делать, если он далеко? Выходит, «золотой час» упущен? Отнюдь — в этом случае на безопасном удалении от переднего края развернут эвакуационный приемник. Его помещения на пневмокаркасе возводятся быстро: сортировочная, операционная, реанимация, перевязочная, лаборатория.
Результат? На этом учении удалось почти на треть сократить временной норматив от момента ранения военнослужащего на поле боя до его доставки на операционный стол.
Скептики сочтут это «показательным» мероприятием. Однако всё отработанное на базе Военно-медицинской академии было использовано на сентябрьском российско-белорусском учении «Щит Союза–2019». Причем в обстановке, максимально приближенной к реальной боевой.
Сначала над неподготовленной площадкой на полигоне «Мулино» на предельно малой высоте появились разведывательно-ударные вертолеты Ка-52 «Аллигатор». Они расчистили территорию, прилегающую к полевому пункту приема раненых, применив авиационные 30-мм автоматические пушки.
Место эвакуации медики обозначили при помощи сигнальных патронов, куда и приземлились экипажи вертолетов Ми-8. Считанные минуты ушли на загрузку раненых на борт, закрепление их на спасательных эвакуационных носилках для воздушной транспортировки в госпиталь.
Учение «Щит Союза–2019» еще раз продемонстрировало: сегодня в полевых условиях военные медики имеют все необходимое для спасения жизни раненого — от аппаратуры для забора крови до эндоскопов и других современных приборов оперативного вмешательства.
Что в перспективе? Руководитель кафедры и клиники военно-полевой хирургии Военно-медицинской академии, доктор медицинских наук профессор Игорь Самохвалов, считает, что направлений дальнейшего развития экстренной медицинской помощи на поле боя несколько. Среди них — кардинальное совершенствование средств оказания первой помощи, что значительно улучшит исход лечения раненых, а также продолжение внедрения дистанционного контроля состояния военнослужащих и новых методов поиска раненых.
В перспективе — максимальное приближение к месту боестолкновений автономных роботизированных медицинских модулей. Современные инновационные технологии позволяют не только создавать оружие и боевую технику, но и обеспечивают дальнейшую «медикализацию» переднего края.