Африканский форпост ВМФ России
Россия развертывает в Судане пункт материально-технического обеспечения Военно-морского флота. Проект, представленный нашим военным ведомством, одобрен правительствами обеих стран. Президент России своим распоряжением поручил Минобороны соглашение подписать. А вот где точно такой проект не получил одобрения, так это в Вашингтоне. В этом регионе США имеют несколько собственных военных баз и соседство с новой российской им явно придется не по душе. Для чего России понадобилась военная база на Африканском континенте? Какие задачи она будет решать? В этом вместе с экспертами разбирался «Армейский стандарт».
11 ноября на официальном сайте правовой информации российского правительства был опубликован документ, из которого следует, что Россия создает в Красном море на побережье Судана свою военно-морскую базу. Точнее, первоначально этот объект официально заявлен как пункт материально-технического обеспечения российских военных кораблей. Такой же, как в свое время был у России в сирийском Тартусе, где теперь развернута полноценная военно-морская база. 16 ноября этот документ подписал президент России, одновременно поручив Минобороны РФ заняться дальнейшим продвижением договоренностей.
В подписанном соглашении оговаривается, что российский объект в Судане сможет иметь на своей территории до 300 гражданских и военных специалистов обслуживающего персонала. Одновременно в пункте базирования смогут находиться до четырех кораблей, включая те, что имеют ядерные энергетические установки, а также средства противовоздушной обороны и радиоэлектронной борьбы.
Причем срок пребывания российских моряков в Судане, согласно подписанному соглашению, составляет 25 лет. И если ни одна из сторон не уведомит другую о своем намерении разорвать соглашение, то этот срок может быть автоматически продлено еще на десять лет. Одновременно соглашением оговаривается, что развертываемый в Судане российский военный объект не направлен против третьих стран. Военное присутствие России решает задачи сохранения стабильности в регионе и служит исключительно оборонительным целям.
Строить и содержать базу на Красном море Россия будет самостоятельно, а ее охрану планирует осуществлять Судан. При этом российские корабли в суданских водах будут пользоваться правом иммунитета и смогут проходить на свою базу без дополнительного осмотра. Им будет разрешено ввозить на базу различное оборудование, материалы и вооружение без оплаты сверх положенных пошлин. И, как единодушно отмечают все военные эксперты, развертывание пункта материально-технического обеспечения российских кораблей — это серьезный шаг в развитии морской стратегии нашей страны.
***
Почему для России так важно закрепиться именно в этом регионе?
Причин тому много. Одна из главных это то, что Красное море является стратегически важным районом мирового торгового судоходства, особенно в регионе Баб-эль-Мандэбского пролива и Аденского залива. Россия имеет довольно крупный торговый флот и потому необходимо обеспечить его защиту в зоне пересечения важных морских путей. Тем более там, где активно действуют пираты.
Кроме того, такой пункт обеспечения принципиально важен для обеспечения российских военных кораблей и атомных подводных лодок, находящихся здесь на боевой службе. Длительные вахты российских моряков, несущих службу в Красном море и Индийском океане, без какого-то ни было собственного места базирования, очень выматывают экипажи.
Во времена СССР, начиная с 1964 года, на африканском побережье у нас имелся пункт материально-технического обеспечения в сомалийском порту Бербера. Однако в 1977 году, когда шла война Сомали с Эфиопией, Советский Союз поддержал Эфиопию, после чего сомалийские власти потребовали от СССР в трехдневный срок убраться из Бербера.
Вопрос обеспечения и обслуживания российских кораблей стоял настолько остро, что Главный штаб Военно-морского флота даже всерьез рассматривал возможность создания баз на насыпных островах в Индийском океане. То есть предлагалось создавать искусственные острова и делать на них стоянки для кораблей, что было бы крайне дорогим удовольствием.
В мае 1977 года эфиопский лидер Менгисту Хайле Мариам пообещал предоставить СССР порт Массауа в обмен на военную помощь. Однако в период междоусобицы он оказался блокирован сепаратистами. В результате договорились, что советский флот может развернуть свой пункт материально-технического обслуживания на острове Нокра архипелага Дахлак. Он существовал там до 1991 года. Однако вместе с распадом Союза эта база для нашей страны оказалась потеряна.
И вот теперь Россия уже в новом качестве вновь возвращается на африканское побережье. По мнению экспертов, решение о развертывании базы в Судане является крайне перспективным шагом российского руководства. Оно обеспечивает присутствие нашего Военно-морского флота на самых важных маршрутах в наиболее чувствительной геостратегической точке Мирового океана, а кроме того, обеспечивает в целом продвижение интересов России в страны Африканского континента. А таких интересов с каждым годом становится все больше.
Так, в октябре прошлого года в Сочи прошел саммит «Россия — Африка», в котором приняли участие делегации всех 54 африканских государств. Из них 43 возглавили руководители самого высокого уровня. На саммите было подписано контрактов и соглашений на сумму 800 млрд рублей. А с двадцатью странами достигнуты договоренности военного характера. Тогда же президент Владимир Путин объявил о списании странам Африки еще советских долгов на сумму 20 миллиардов долларов.
***
Взаимоотношения непосредственно с Суданом в различные годы у нас складывались по-разному. Дипломатические отношения с этой страной СССР установил в 1956 году, после чего в 60-х годах прошлого века наблюдался расцвет сотрудничества двух стран. В 70-х, напротив, наступило охлаждение. Затем с середины 80-х дружеские отношения опять начали восстанавливаться.
Уже в наше время Судан не раз поддерживал Россию на различных международных площадках. В частности, в 2014 году он поддержал Москву, проголосовав против резолюции ООН по Крыму. А в 2017 году президент Судана Омар аль-Башир приехал с визитом в Москву, где наряду с экономическими соглашениями, подписал документ о модернизации с помощью России вооруженных сил своей страны.
Но вскоре Омара аль-Башира свергли. Однако новые власти Судана подтвердили приверженность этим договоренностям. И в 2018 году было подписано еще одно соглашение о строительстве нефтеперерабатывающего завода в Порт-Судане. По мнению экспертов, защита этого важного экономического объекта станет в том числе задачей нашей новой суданской базы.
Вот как об этом рассказывает наш военный эксперт, капитан 1-го ранга Владимир Гундаров:
— У нас в СССР раньше были пункты базирования и техобслуживания в Африке. Очень большая база была в Луанде в Анголе. Мы вообще с Анголой очень дружили. Там находились наши подлодки, которые несли службу в Южной Атлантике и переходили по этому пути с севера на юг, или с запада на восток. В их задачи входила охрана нашего судоходства. Эта база находилась на западном побережье. На восточном у нас такого пункта не было.
Мы тогда активно дружили с африканскими странами. Военные из многих стран Африки и Азии приезжали к нам учиться. Это было престижно. Даже сын Саддама Хусейна в свое время окончил у нас Военную академию Генерального штаба.
Потом во времена Горбачева и Ельцина мы от многих хороших начинаний оказались. В том числе от ангольской базы в Луанде. Это было сделано по политическим соображениям в свете установок сокращения влияния России в целом на мировую политику и, в частности, на Африканском континенте. Тогда нам говорили, что это решение соответствует стратегическим интересам нашей страны.
Теперь наши стратегические интересы поменялись принципиально. За последние пять лет наше влияние в Африке вновь выросло. И вот теперь после пункта технического обслуживания в Сирии, который сейчас превратился в полноценную военную базу, мы начинаем создавать пункт материально-технического обслуживания в Судане.
Он будет находится чуть севернее Порт-Судана. Это территория, принадлежащая Министерству обороны Судана. Там базируются их спецподразделения. Но мы их теперь немного потесним, так как на территории суданского военного ведомства, будем создавать свой военный объект.
Этот наш пункт материально-технического обеспечения находится в очень интересном месте, почти в середине Красного моря, рядом через Суэцкий канал проходит кратчайший путь из Атлантики в Индийский океан. Канал, как мы знаем, не так давно расширяли, чтобы по нему могли проходить большие нефтяные танкеры.
Самое любопытное в новом соглашении о строительстве нашего пункта в Судане то, что там говорится про то, что в нем могут находится как обычные корабли и подводные лодки, так и атомные. Это очень важно.
Хотя с точки зрения стратегии, атомным подлодкам, мне кажется, там будет не очень удобно. Дело в том, что Красное море как бы зажато с двух сторон. С одной стороны, в Египте — это канал, а с другой — узкий Аденский пролив. И если наша атомная подлодка туда зайдет, незаметно выскользнуть оттуда она уже не сможет. Ее будут пасти сразу же, как только она зайдет на причал в Судане.
А вот что касается дизельных подводных лодок, то для них здесь интересное место. Это регион, где переплелось множество различных интересов арабских государств, США, Франции... Здесь нашим дизельным подлодкам, ну и, само собой, — надводным кораблям будет больше работы, так как это стратегически важный район — выход в Аравийское море.
Задачи, которые предстоит им выполнять, это, во-первых, охрана судоходства. Нашего в первую очередь. Ну и, во-вторых, возможность оказывать экономическое и политическое влияние на ряд соседних государств.
Судан — очень большая страна. Она играет важную роль на Африканском континенте. И если Судан разрешает нам построить у себя базу, это значит, мы закрепляем наше политическое влияние и военно-политическое присутствие в регионе. Россия в последние годы здесь уже укрепила связи с Алжиром, Анголой, Египтом.
У Судана есть общая граница с Ливией, причем в ее восточной части, которая находится под властью маршала Хафтара. Россия его политически поддерживает, в отличие от правительства Триполи, которому оказывает поддержку европейское сообщество.
Когда наш авианосец заходил в Средиземное море, Хафтар поднимался на его борт, общался с экипажем. А во время своей поездки в Москву, Хафтар даже был у нас в Центре управления обороной страны. То есть у нас в Ливии тоже есть свои интересы. Так что наш пункт в Судане важен нам еще и с этой точки зрения.
Кстати, что касается Ливии, то у нас также велись разговоры о том, что там нам тоже неплохо было бы иметь свою военную базу. Речь шла как раз о побережье Средиземного моря на востоке страны, неподалеку от границы с Египтом, с которым мы тоже дружим.
Кроме того, на юго-западе у Судана имеется общая граница с Центрально-Африканской республикой (ЦАР). Это страна очень богатая ценными ресурсами: золотыми рудниками, алмазными приисками, нефтяными и газовыми месторождениями. И там есть интересы у многих российских бизнес-структур: «Газпрома», алмазных компаний и других. Так что с каждым годом мы расширяем свое влияние на этом континенте. Мы снова пришли в Африку. И, видимо, уже надолго.
Справка «АС»
РАСПОРЯЖЕНИЕ
Президента Российской Федерации
О подписании Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Судан о создании пункта материально-технического обеспечения Военно-Морского Флота Российской Федерации на территории Республики Судан.
Принять предложение Правительства Российской Федерации о подписании Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Судан о создании пункта материально-технического обеспечения Военно-Морского Флота Российской Федерации на территории Республики Судан.
Поручить Минобороны подписать от имени Российской Федерации указанное Соглашение.
Президент Российской Федерации В.Путин.
16 ноября 2020 г.
№275-рп.