Российская стратегическая авиация выходит на новый уровень своих боевых возможностей. Одно из направлений развития — совершенствование двигателей. Так, началось производство силовых установок НК-32-02. Они предназначены для глубокомодернизированных ракетоносцев-бомбардировщиков Ту-160М (по кодификации НАТО — Blackjack). В ноябре на аэродроме авиазавода в Казани состоялся первый полет этого самолета с новыми серийными двигателями, которые в США названы самыми мощными в мире силовыми агрегатами для боевых самолетов.
В частности, американское издание The Drive отмечает, что этот самый мощный боевой авиадвигатель в мире способен развить «более 55 тыс. фунтов тяги на полном форсаже». По данным издания, НК-32-02 сможет увеличить дальность полета ракетоносца Ту-160 более чем на тысячу километров.
Одновременно The Drive напоминает, что до настоящего времени «отсутствие двигателей было серьезным препятствием для амбициозных планов Москвы по возобновлению производства Ту-160, которое первоначально было остановлено в 1994 году».
Хотелось бы напомнить, что турбореактивный НК-32 — двигатель еще советского производства, созданный в 1977 году исключительно для стратегических бомбардировщиков Ту-160. Появление этой силовой установки стало большим успехом советского двигателестроения. Движок был весьма компактным и очень надежным. Он сочетал в себе ракетный и реактивный принципы создания тяги, благодаря чему появлялась возможность летать в атмосфере на высоте до 12 км.
В 1983 году НК-32 был запущен в серию на НПО «Труд» в Куйбышеве (ныне Самара). Сборка продолжалась в течение десяти лет, вплоть до 1993 года, до тех пор пока, не без участия западных конкурентов, производство двигателя остановили. Большая часть технической документации каким-то странным образом оказалась утраченной. Однако за десять лет производства удалось оснастить более тридцати уже готовых самолетов, одновременно создав приличный запас из 250 готовых движков и комплектующих к ним.
Примерно в то же время остановилось производство и самих Ту-160. После этого еще несколько десятилетий ремонт, обслуживание и ремоторизация всех построенных самолетов происходили за счет тех запасов запчастей и двигателей, которые были произведены до 1994 года.
Долгое время командованию дальней авиации приходилось полагаться только на имеющиеся складские запасы НК-32. Поначалу их хватало, так как парк Ту-160 после распада Союза резко сократился. Часть самолетов, к примеру, осталась на Украине, где они как ядерные носители по договоренности с США попали под распил и уничтожение. Причем резали наиболее новые машины, которые имели самый большой запас ресурса.
Уменьшение парка боеспособных самолетов, сокращение интенсивности полетов из-за отсутствия топлива поневоле позволили российским ВВС на какое-то время ограничить выработку ресурса Ту-160, а также уменьшить потребность в новых двигателях.
Но это была лишь отсрочка. Нужно было восстанавливать производство силовых установок, тем более что назрела необходимость модернизации самих Ту-160. Такие программы модернизации неоднократно запускались, но всякий раз тормозились из-за отсутствия производства двигателей НК-32.
Многим даже казалось, что технологии создания этого уникального двигателя в России утеряны навсегда. Однако специалистам самарского НТК имени Кузнецова все-таки удалось восстановить часть утраченной документации и продвинуться в освоении технологий производства этой силовой установки.
Более того, благодаря освоению таких технологий, как крупногабаритное магниевое и фасонное титановое литье, они сумели не просто воссоздать уникальную советскую силовую установку, но и принципиально улучшить ее характеристики.
Новый модернизированный НК-32-02 сохранил прежнюю компактную форму своего предшественника, но при этом за счет различных доработок конструкторам удалось сократить расход топлива примерно на 10%, что увеличило дальность полета Ту-160М на 1000 км и даже более, в зависимости от режима эксплуатации.
У двигателя НК-32-02 обновлена система охлаждения агрегата. Лопатки компрессора и турбины выполнены из современных жаропрочных материалов. Тяга двигателя, с которым самолет теперь может пролететь без дозаправки в воздухе почти 15 тысяч километров, составила более 25 тонн.
Причем перспективы у нового двигателя, по словам специалистов, просматриваются очень хорошие. В дальнейшем на его базе планируется создать силовую установку для перспективного авиационного комплекса дальней авиации «Посланник», а также для будущего транспортника, который придет на смену легендарному сверхтяжелому военно-транспортному самолету Ан-124 «Руслан».
Чтобы на предприятии «Кузнецов» развернуть производство НК-32-02, пришлось с привлечением профильных институтов провести серьезную реконструкцию заводских мощностей, развернуть новые производственные линии, внедрить современные принципы производственной логистики, а специалистам — освоить уникальные технологии.
Интересно, что когда глубокомодернизированный ракетоносец-бомбардировщик Ту-160М с новыми серийными двигателями НК-32-02 в первый раз взлетел с аэродрома Казанского авиазавода, в Сети почти сразу же появился видеоролик норвежских аниматоров, созданный еще весной прошлого года. И тогда, и сейчас среди пользователей Сети он вызвал большой резонанс и бурное обсуждение.
Ролик был выполнен компанией CIAAS в рекламных целях — продемонстрировать технические возможности студии. Для примера, с помощью компьютерной графики, в нем демонстрировался вариант перехвата парой американских самолетов пятого поколения F-35 двух российских стратегических бомбардировщиков Ту-160.
Картинка демонстрирует, как американские истребители поначалу успешно берут на сопровождение российские Ту-160. Но потом, когда нашим стратегам надоедает столь близкое соседство с натовцами, летчики Ту-160 просто «добавляют газу», уводя свои машины на сверхзвуковой режим, и легко уходят вперед, оставляя F-35 далеко позади. Американцы пытаются догнать Ту-160, чего сделать им, конечно же, не удается.
Пользователи Сети, оценивая этот ролик, отмечают, что норвежские аниматоры довольно точно нарисовали картинку расклада сил авиационных возможностей России и НАТО. Они напоминают, что скорость российских ракетоносцев почти на 300 километров в час выше, чем у американских истребителей пятого поколения.
В результате даже сами американцы вынуждены признать, что ни в вооруженных силах США, ни в армиях Североатлантического альянса нет самолетов, которые способны перехватить российские стратегические бомбардировщики Ту-160. А с новыми двигателями НК-32-02, серийные образцы которых должны начать поступать в войска в 2021 году, летно-технические характеристики стратегических ракетоносцев вырастут еще больше. И это без учета новейших авиационных средств поражения, в том числе гиперзвуковых.