«Тень» уходит в прошлое

«Тень» уходит в прошлое

Армия США рассматривает варианты замены тактического беспилотника Shadow
БЛА Shadow.
© wikipedia.org
Армия США рассматривает варианты замены тактического беспилотника Shadow
' + '' + ' ' + ''+ ' БЛА Shadow.
11 декабря 2020, 14:59
Реклама

В течение долгих лет комплекс Shadow («Тень») RQ-7 был основной беспилотной системой тактического класса, используемой вооруженными силами США. И вот теперь «Тени» подыскивают замену. «Армейский стандарт» изучил характеристики претендентов.

Аппарат Shadow был создан корпорацией AAI (сейчас — Textron) в интересах армии США. Предназначался для замещения беспилотного летательного аппарата Pioneer вместо закрытого в 1999 году проекта RQ-6 Outrider («Дозорный»).

В 1999 году для испытаний был приобретен первый комплекс в составе четырех Shadow и наземной станции, а два года спустя куплены еще четыре беспилотника. Система прошла испытания, в том числе в боевых условиях в Косове. В 2001 году она была признана полностью отвечающей требованиям армии США и принята на вооружение под обозначением RQ-7.

Shadow

Беспилотный аппарат самолетного типа Shadow выполнен по двухбалочной схеме с толкающим воздушным винтом и хвостовым оперением в виде перевернутой V. В качестве силовой установки использован роторный двигатель AR741 компании UAV Engines Limited (UEL).

Крыло дистанционно пилотируемого летательного аппарата — съемное и разборное для удобства укладки. 212-килограммовый беспилотник может выполнять полеты продолжительностью до 9 часов на удалении до 125 км от станции управления.

Старт Shadow выполнялся либо по-самолетному с взлетно-посадочной полосы, либо при помощи пневматической катапульты. Посадка — по-самолетному, в том числе с использованием аэрофинишера, что позволяло сократить пробег до 50 метров.

Shadow предназначен для ведения разведки непосредственно в интересах командного пункта мотопехотной бригады. Основной полезной нагрузкой беспилотника является многоканальная оптико-электронная система наблюдения на гиростабилизированном подвесе. В частности, беспилотники штатно комплектовались системами POP200, а затем POP300 израильского концерна IAI.

С 2003 года комплекс начал применяться сухопутными войсками США в боевых условиях во время операции «Свобода Ираку». Общее число закупленных для американской армии аппаратов Shadow за прошедший с момента принятия на вооружения срок превысило 500 единиц.

Об активности использования говорит статистика по полетам: только за первые десять лет службы аппараты Shadow налетали свыше 750 тыс. часов в ходе порядка 173 тыс. полетов.

Модернизация

С 2015 года в сухопутных войсках США начался процесс замены устаревшей версии Shadow на более современную версию Shadow M2, на которой установлен модифицированный двигатель и увеличен размах крыла. Благодаря изменениям продолжительность полета модернизированного беспилотника возросла на 3 часа.

На беспилотниках модификации V2s аналоговая система управления была переведена на цифровую. Это позволило внедрить в систему тактический общий канал передачи данных (TCDL).

В развитие этой версии в июне 2017 года компания Textron в инициативном порядке разработала и представила новую версию беспилотного летательного аппарата Nightwarden. Беспилотник получил новый планер и двигатель, а также существенно прибавил в весе — его максимальная взлетная масса достигла 340 кг.

БЛА Nightwarden.
© Textron Systems
БЛА Nightwarden.

Максимальная продолжительность полета была доведена до 15 часов. А благодаря применению спутникового канала связи Nightwarden получил возможность работать на удалениях до 1100 км.

Впрочем, перспективы нового беспилотника достаточно туманны. Увеличение размерности позволило увеличить и полезную нагрузку, доведя ее до 65 кг. Однако это все еще мало, чтобы перейти из категории разведывательных в разведывательно-ударные беспилотные летательные аппараты. При этом с увеличением взлетной массы беспилотник потерял в своей мобильности.

Сухопутные войска США пока не выразили желания к использованию этого беспилотника. На протяжении нескольких последних лет армия США не пополняла парк используемых систем Shadow, который постепенно сокращался в силу естественных причин. Причем оставшиеся в наличии аппараты в последние годы использовались в основном для тренажа операторов.

Американская армия изучает предложения компаний промышленности, которые должны прийти на замену «Тени». Причем очевидно, беспилотник будет существенно легче не только аппарата Nightwarden, но и изначальной версии Shadow. А кроме того, новый беспилотник будет иметь возможность выполнения взлета-посадки в вертикальном режиме.

Новые претенденты

В начале июня 2020 года сухопутные войска США приступили к полетам беспилотных летательных аппаратов, претендующих на замещение Shadow. В программе принимают участие компании Martin UAV-NGTS, Textron, L3Harris и Arcturus UAV.

Компания Textron в рамках курса на снижение размерности предложила решение на базе своего более легкого беспилотника Aerosonde HQ. Аппарат построен по двухбалочной схеме с высоко расположенным крылом и хвостовым оперением в виде перевернутой V.

Отличие версии под индексом HQ — удлинение балок и размещение на них четырех вращаемых электродвигателями винтов. Винты обеспечивают возможность вертикального взлета и посадки.

БЛА Aerosonde HQ1.
© Textron Systems
БЛА Aerosonde HQ1.

Изменения конструкции утяжелили аппарат. Масса возросла с 36,4 кг до 47,6 кг. Максимальная масса полезной нагрузки — 6,8 кг. Сказались изменения и на продолжительности полета. По данным разработчиков, с 4,5-килограммовой нагрузкой аппарат может находиться в воздухе до 8 часов, против 14 часов у базовой модели.

L3Harris на замену Shadow продвигает аппарат FVR–90. Он, как и Aerosonde HQ, выполнен по двухбалочной схеме, но несколько крупнее его. Взлетная масса достигает 54,4 кг. Низко расположенное крыло имеет размах 4,7 метра.

По информации компании L3Harris, беспилотник проектировался с расчетом на выполнение полетов продолжительностью не менее 12–18 часов. Радиус действия заявлен не ниже 100 км, при этом разработчики также заявляют о готовности поставить на аппарат спутниковый канал связи.

В штатной комплектации компанией предлагается установка многоканальной оптико-электронной системы наблюдения Wescam MX-8, включающей, в том числе лазерный дальномер/целеуказатель. При этом модульная архитектура позволяет легко интегрировать на борту и другие системы массой до десяти килограммов.

Беспилотник Jump 20 компании Arcturus UAV, в отличие от двух предыдущих аппаратов, выполнен по нормальной аэродинамической схеме с высоко расположенным крылом размахом около 4,7 метра и Т-образным хвостовым оперением.

Бензиновый двигатель объемом 190 куб. см расположен в носовой части. Возможность взлета и посадки в вертикальном режиме обеспечивается сходным образом — к консолям крыла параллельно фюзеляжу крепятся две балки с тянущими винтами на электромоторах.

Эта особенность и отличает его от базовой модели T 20 того же разработчика. Максимальная взлетная масса аппарата — порядка 64 кг. Максимальная продолжительность полета может варьироваться в диапазоне от 9 до 16 часов в зависимости от массы полезной нагрузки.

Компания предлагает комплектовать аппарат многоканальными гиростабилизированными оптико-электронными системами компании Cloud Cap Technologies 200-й и 400-й серии.

Самое интересное решение предлагается консорциумом компаний Martin UAV и Northrop Grumman Technical Services. Их аппарат V-BAT реализован по схеме «тейлситтер». Аппарат взлетной массой около 40 кг имеет крыло размахом порядка 2,7 метра. В хвостовой части в кольцевом канале установлен толкающий винт. Двухцилиндровый бензиновый двигатель объемом 183 куб. см с электронной системой впрыска топлива имеет мощность около 15 л.с.

БЛА V-BAT.
© martinuav.com
БЛА V-BAT.

Беспилотник способен выполнять полеты продолжительностью до 8 часов в радиусе до 130 км. На борту аппарата может размещаться полезная нагрузка массой до 3,6 кг. В качестве нагрузки предлагается оптико-электронная система наблюдения на гиростабилизированном подвесе.

Американские сухопутные войска в данной беспилотной системе привлекает прежде всего возможность взлета и посадки практически в любой городской застройке, а также способность аппарата работать с подвижных платформ.

Проводятся тестовые полеты. Их цель — оценка возможностей беспилотных систем, предлагаемых компаниями промышленности. Американские военные должны оценить, как соотносятся характеристики образцов с потребностями войск в беспилотных авиационных системах следующего поколения. Ну, а затем — сформулировать задания на доработку беспилотника, наиболее подходящего с точки зрение будущих боевых операций решения.

Реклама
Реклама