Трехмерные «Стражи» поборются за российскую молодежь
В России бросили вызов всемирно известным американским мультсериалам по мотивам комиксов «Марвел». В студии известного писателя и сценариста Олега Роя создается 3D-мультфильм «Стражи». Сюжет пока держится в тайне. Однако известно, что действующими лицами станут подростки из патриотической организации «Юнармия». Их ждут масштабные и динамичные приключения в недалеком будущем. Некоторые этот сериал спешат назвать продолжением советской саги «Тимур и его команда» на новый лад. Автор и духовный отец «Стражей», писатель и сценарист Олег Рой, в эксклюзивном интервью «Армейскому стандарту» раскрыл детали проекта.
Удар по «Марвелу»
— Олег, а в вашем мультфильме-блокбастере «Стражи» будет стрельба?
— Конечно, куда без нее? Мы живем в мире, где это, к сожалению, присутствует и активно практикуется. Ирак, Афганистан, Сирия, Донбасс... Вот теперь горячо в Иране. Все это конфликты, войны, где есть оружие, и оно стреляет. Так устроен этот мир. И нечего прятать голову в песок. Наша «Юнармия», например, не учит балету, хоть это и прекрасное искусство. Она учит защищать свою Родину.
— То есть ваши «Стражи» — это история про милитаризм?
— Что вы! Напротив, про то, как защитить мир. Посмотрите на название — «Стражи». Значит, защищаем. Защита своей страны, школы или семьи. Милитаризм — это другое. Конечно, современный жанр диктует высокую динамику, а это погони, стрельба. Но в наших «Стражах» вы не увидите рек крови и обвешанных бластерными винтовками каких-то супергероев-аватаров из комиксов. У нас все-таки мультфильм для детей, и он про другое.
— Давайте сразу скажем: «Стражи» — это будет, как принято говорить в кинематографе, мультфильм в «большом метре» или сериал?
— Нет, я планирую сериал. Большой мультсериал в 3D-графике. Я со своей командой уже работаю над созданием одиннадцати серий, по 22 минуты каждая. Плюс будет выпущено 11 книг — по одной на серию. В ближайших планах доделать хотя бы пять серий и выпустить первую пятерку книг.
— Так чему же учат ваши «Стражи»?
— Как Родину любить. Понимаете, я из другого времени. Тогда мы безумно любили Родину, с гордостью носили значки октябренка, пионера. Помню, как страшно волновался перед вручением комсомольского билета. И нас таких было сотни тысяч, если не миллионы по стране. Да, сейчас у нас совсем другая страна, с другим флагом, гербом, с другой Конституцией. Да, в отличие от СССР, у нас нет господствующей конкретной идеологии. Но есть же фундаментальные вещи, которые остаются и которые мы должны передать будущему поколению.
— Не слишком ли это пафосно и очень обобщенно звучит?
— Вовсе нет! За этими словами огромный фундамент, личная идентификация каждого в этом мире. Вот я и хочу привить подрастающему поколению любовь к своей стране, где есть свои флаг, герб, гимн, глава государства. За это стоит бороться… Поймите только правильно: ни с кем бороться я не призываю. Просто надо, чтобы духовный фундамент у молодых россиян просто был.
— Но борьбу за умы нашей молодежи все-таки ведут. Часто агрессивно и беспринципно. Взять тот же «Марвел» с его вселенной супергероев.
— Признаюсь, я обожаю «Марвел» и их вселенную. Но их вселенная забирает подростков, не только наших, но и всего мира. И внутри этой вселенной выстраивает свою идеологию: что плохо, а что хорошо. И подростки это быстро впитывают.
— И вы своими «Стражами» решили перекроить такое положение дел?
— Помните настольную книгу всех детей в СССР? Это был нестареющий хит «Тимур и его команда» Аркадия Гайдара. Почему его книга была десятилетиями популярна? Да потому, что она рассказывает о детях для детей: о командной работе, о коллективе, взаимовыручке, приключениях. И все это написано отличным литературным языком.
Наследники «Тимура и его команды»
— Неужели вы хотите повторить судьбу «Тимура и его команды» и стать современным Гайдаром?
— А почему нет? В моем проекте под именем «Стражи» действительно есть все составляющие гайдаровской истории. Есть команда ребят, которые выбрали для себя некий штаб. Рядом нет взрослых, но они незримо присутствуют. Скорее, в качестве наставников. В своей штаб-квартире ребята общаются, составляют планы.
— А кто они, эти ребята из «Стражей»? В гайдаровском «Тимуре и его команде» это пионеры. А у вас?
— Юнармейцы. Например, одна из главных героинь Маруся — воспитанница пансиона Минобороны.
— Почему именно юнармейцы?
— Все просто: они подтянуты, спортивны, хорошо развиты интеллектуально. Большинство из них знают точно, чего хотят от жизни. Но самое главное — они учатся работать в команде. Да и вообще сегодня, пожалуй, только «Юнармия» способна оторвать ребенка от гаджетов и дает возможность правильно социализироваться.
— С идеологией ваших «Стражей» понятно. А как это будет выглядеть? Что мы там увидим?
— Будущее. Я выстраиваю мир года эдак 2050-го. Это фантастика, технологии фантастические. В этом мультике я предлагаю детям некую машину времени, которая попала в руки детей от взрослых.
— Неужели обойдетесь без взрослых?
— Будут! Как без них? Правда, явного присутствия нет, но на историю и сюжет взрослые как раз таки и будут оказывать влияние. Например, есть у меня такой профессор Виноградов. Так получилось, что он изобрел машину времени. Но он не хотел отдавать свое изобретение миру. Ему вдруг пришла в голову мысль, что с ее помощью можно сделать мир лучше. И… а давайте я остановлюсь, весь сюжет пересказывать — дело неблагодарное, интереса не будет. Скажу лишь, что эти ребята, назвались отрядом «Стражи» и с помощью изобретения профессора Виноградова начали перемещаться по времени и пространству. Там их и настигали приключения. Очень клевые и крутые.
Фантастика с одобрения Минобороны
— Скажите, а Минобороны России имеет какое-то отношение к «Стражам»?
— Самое прямое.
— В смысле?
— «Юнармия» и первые лица Министерства обороны — полноправные кураторы проекта. Участвуют в генерации идей, советуют, консультируют в деталях. Меня пугали, что с Минобороны договориться или убедить в чем-то иногда очень сложно. Но я ничего такого не увидел, напротив, самое живое участие в проекте.
— Оказывают какую-то поддержку?
— Консультационную и кураторскую.
— А как вы их убеждаете, что именно такие «Стражи» с клевыми приключениями нужны юнармейцу?
— Мне не нужно их убеждать — все сказали уже дети.
— Вы им показывали уже пилотную серию?
— Нет. Я сделал иначе. Не так давно я участвовал в открытии филиала пансиона воспитанниц Минобороны на Лосином острове в Петербурге вместе с нашим министром обороны Сергеем Шойгу. Там у меня была встреча с юнармейцами. Тогда у меня было десять эскизов моих «Стражей», я все это им показал. Вот так я понял, что «зашло», а что не понравилось ребятам.
— И что же в «Стражах» такого особенного, что дети сказали свое «да»?
— Фишка моих «Стражей» в том, что в них должны угадываться черты настоящего, наложенные на будущее. Особенно в костюмах, одежде. Я поясню: например, одна из героинь по имени Варя облачена в плащ, который очень напоминает плащ-палатку времен Великой Отечественной. Казалось бы, чисто дизайнерская деталь, но она своим контекстом, как ниточка, и связывает поколения, прошлое, настоящее и будущее.
— Но все-таки в ваших «Стражах» мир фантастический?
— Я пытаюсь создать новый мир, альтернативный. И хочу поэкспериментировать с техникой — какая она будет лет через тридцать-сорок? Роботы, боевые дроны, а может быть, андроиды-трансформеры? Плюс есть еще идея не забыть наших прославленных конструкторов.
— Например?
— Тот же Туполев и его знаменитые самолеты. В «Стражах» я со своими художниками и дизайнерами хочу смоделировать: как бы выглядели самолеты «Ту» году эдак в 2050-м? То есть в «Стражах» будет не только военная техника, но и гражданская.
— Вы сказали, что у вас будет некая машина времени. Зачем она в «Стражах»? Сделаете из «Стражей» «попаданцев» и будете их бросать из мира в мир?
— В каком-то смысле да. Дам им возможность увидеть своими глазами спасение челюскинцев. Или поучаствовать в рекордных перелетах Чкалова. Можно про братьев Черепановых сделать серию, с их первым паровозом, или про радио Попова рассказать. Тем — море!
— То есть «Стражи» станут свидетелями подвигов и открытий. А сами они сподобятся на что-то героическое?
— Моя задача не внедриться в историю и, не дай бог, переписать ее, а дать эффект присутствия. Мои «Стражи» могут очутиться, например, в Крымской войне XIX века. Посмотреть, как матрос Кошка спасает от голода своих товарищей, ходит в разведку и берет «языков». «Стражи» не могут ему помочь, но они могут пропустить это через себя, чтобы понять, проанализировать. Мы играем в историческую, географическую штуку. Они путешествуют везде. Могут оказаться в песках Сирии или в Антарктике, потом слетать на фронт Великой Отечественной, после заглянуть в Сибирь, встретиться с Ермаком и вместе с ним осваивать новые русские земли… Чем вам не образовательный контент, кстати?
У «Стражей» врагов не будет
— Мы коснулись темы истории и правильной ее интерпретации, без искажений и переписок. В своих «Стражах» вы будете касаться неудобных тем, например, участие СССР в афганском конфликте?
— Почему вы называете это неудобной темой? Да, в «Стражах» я планирую посвятить одну из серий этим событиям. Там будет очень простая формулировка, доступная для нашего поколения. Дружественная на тот момент страна, с которой у нас был подписан договор. Им мы в трудную минуту пошли помогать. И как только помогли — мы ушли.
— Будете детям говорить о победе или поражении?
— Ни то ни другое. В той серии я постараюсь донести детям, что Советский Союз помогал дружественному Афганистану избавиться от гражданской войны и построить новое государство. Это была не захватническая война, какую вели США во Вьетнаме. Мы не вторгались, мы вошли по просьбе тогдашнего правительства. И как только помощь была оказана — мы вернулись. Вот что я хочу рассказать — и расскажу.
— А тема современной Сирии будет у вас в «Стражах»?
— Думаю, и ее мы не оставим в стороне. Да, я даже вижу сюжет: мои «Стражи» отправятся туда, чтобы выручить своих сирийских друзей. Или каких-то заблудившихся туристов, скажем, из США, которые случайно оказались там в разгар войны. Их все бросили и даже успели «списать». А вот наши «Стражи» примутся спасать. И спасут! Накормят, напоят, обогреют и домой вернут.
— Супергуманизм в исполнении российских подростков — отличная идея!
— Это не супергуманизм, это та норма, которая должна быть у каждого. Каждый должен помогать слабым и нуждающимся. Вот этому я и хочу учить в своих «Стражах».
— А будут ли враги у «Стражей»? Скажем, страшные роботы с клеймом НАТО…
— «Стражи» не про войнушку. Да и от понятия «враги» я хочу уйти. «Стражи» — это история фантастическая и приключенческая. Я хочу держаться в стороне от политики.
— Олег, не могу не спросить: проект дорогой?
— Это дорого. Приблизительно несколько сотен миллионов рублей. Точнее не скажу — нужен точный пересчет. К тому же корректировки по ходу будут неизбежны. Но в сравнении с моими «Джингликами» это значительно дешевле. Как бы ни показалось странным. Если вы спросите почему — потому, что другие технологии, другое время.
— Когда увидим «Стражей», профессора Виноградова и его машину времени на больших экранах?
— У меня одиннадцать персонажей и шестнадцать локаций. Плюс техника, дизайн ландшафта, здания и сооружения… Короче, от восьми месяцев до года. А тизер — рекламный ролик — планирую к выпуску уже месяцев через пять.
— Идеальный результат для ваших «Стражей»?
— Чтобы они стали не только моими, но и вашими — чтобы все российские дети и подростки запоем их смотрели. Ну и «Оскар», конечно же.
— «Оскар»? Не крутовато ли?
— А почему нет? Ну, или хотя бы приз за сериал «Монте-Карло». Так что со «Стражами» можно и за «Оскар» пободаться. Кстати, мне уже вручали один «Монте-Карло», за фильм «Индус». А еще я держал главный приз за лучший 3D-сериал «Джинглики». Так что цель более чем реальная.