Артразведка доложила точно
Далеко не все знают, что лауреат Нобелевской премии писатель Александр Солженицын в годы Великой Отечественной войны в звании капитана служил командиром батареи звуковой разведки. За успешные действия против артиллерии противника награжден двумя орденами. 75 лет спустя артиллерийская разведка в российской армии еще более актуальна, а используемые ею средства заслуженно считаются лучшими в мире. О нескольких наиболее продвинутых разработках и расскажет «Армейский стандарт».
«Зверинец» на гусеницах
Этот радиолокационный комплекс некоторым покажется долгожителем среди нынешних средств артиллерийской разведки и контроля стрельбы. Неудивительно: разработка «Зоопарка» началась еще в 1980-е годы. Причем работы велись параллельно на двух предприятиях: комплекс 1Л219 «Зоопарк-1» создавали в Туле, а 1Л220 «Зоопарк-2» — в Запорожье. Несмотря на значительную унификацию, были отличия в техническом задании заказчика.
После развала Советского Союза запорожский «Зоопарк» получил литеру «У» (1Л220У) и в 2007 году поступил на вооружение армии теперь уже незалежной Украины.
Российский комплекс 1Л219 «Зоопарк-1», после значительных усовершенствований в связи с возросшими требованиями, был принят на вооружение в апреле 1992 года. Впрочем, это уже «древняя» история, так как сегодня войска оснащены комплексом 1Л260 «Зоопарк-1М», выпуск которого начался в 2012 году. Речь отнюдь не о модернизации прежнего обитателя «зверинца», а о качественно новой разработке, позволившей кардинально улучшить возможности применения этого вида разведывательной техники.
В комплекс 1Л260 «Зоопарк-1М» входят самоходная радиолокационная станция 1Л261, машина технического обслуживания 1И38 и электростанция. Первая — на гусеничном шасси ГМ-5955, остальные — на колесах.
Фазированная антенна, оборудованная подъемником и механизмом вращения, захватывает сектор шириной в 90 градусов. Использованы уникальные адаптивные алгоритмы поиска целей и цифровые автоматизированные системы обработки информации. Время развертывания из походного положения в боевое — пять минут. Непрерывно комплекс может работать 8 часов.
Экипаж РЛС из трех человек засекает объекты артиллерии противника и оперативно передает данные своим батареям и дивизионам. Одновременно станция 1Л261 может сопровождать 12 целей. На подготовку первичной информации уходит не более 20 секунд. Разведку огневых целей (155–203-мм орудий) «Зоопарк-1М» ведет на дальности до 23–27 км. Реактивные системы залпового огня (РСЗО) типа MLRS наш комплекс обнаруживает за 45 км, а стартовые позиции тактических ракет «Ланс» и оперативно-тактических ракет ATACMC — за 65 км.
При этом возможная ошибка в координатах, учитывая столь солидные расстояния, незначительна: при определении огневых позиций артиллерии — не более 40 м, РСЗО — 55, а стартовых позиций ракетных комплексов — не более 95 м.
Еще одна актуальная в этой связи характеристика: точность обнаружения цели — до 1,5 угловой минуты по азимуту.
Немаловажно, что комплекс способен «видеть» беспилотники противника и передавать их координаты зенитным подразделениям.
По целеуказаниям комплекса работают практически все основные средства поражения российских Сухопутных войск. Сопровождение огня оперативно-тактического ракетного комплекса «Искандер» осуществляется на дальности до 80 км, реактивных систем «Смерч» — до 70 км, «Ураган» — до 50 км, «Град» — до 40 км. Артиллерийский огонь систем калибра 152 мм можно сопровождать на дальности до 27 км, а калибра 203 мм, например сверхмощных артустановок 2С7 «Пион», — до 32 км.
Лекарство для зазевавшихся
История умалчивает, с чьей подачи этот автоматизированный звукотепловой комплекс артиллерийской разведки получил название первого в мире антибиотика — «Пенициллин». Сегодня это самый современный комплекс из поступающих на вооружение российской армии аналогов: его государственные испытания завершились в конце 2018 года, а в начале прошлого года началось серийное производство.
Аппаратура звукотепловой артиллерийской разведки установлена на шасси полноприводного четырехосного автомобиля КАМАЗ-63501. Важнейший элемент комплекса — оптико-электронный модуль: шесть инфракрасных телевизионных камер и шесть тепловизоров на специальной подъемной мачте.
Информация от этой дюжины приборов, обеспечивающих круговой обзор (у каждой камеры обзор составляет 70 градусов), поступает на обработку в компьютерную систему комплекса 1Б75 «Пенициллин». При этом камеры могут непрерывно работать в течение 18 часов, после чего требуется часовой перерыв.
Засечь этот контрбатарейный «антибиотик» непросто: приборы работают исключительно на прием, а средства связи надежно защищены. Иными словами, противорадиолокационное оружие противнику не поможет — не тот случай, так как излучения от РЛС нет.
Кроме того, «Пенициллин» способен работать в автоматическом режиме даже без оператора. Этим обеспечивается и безопасность, и исключается ошибка из-за так называемого человеческого фактора.
Информация собирается и обрабатывается не только визуальная, но и звуковая. «Фонограмма» поступает с четырех устройств фиксации акустических колебаний.
Основной прибор — сейсмический датчик, который улавливает сотрясение грунта при ведении огня противником и преобразует в электрические сигналы. Данные всех четырех приборов мгновенно обрабатываются и выдаются точные координаты стреляющих.
Один «Пенициллин» держит в поле зрения «фронт» шириной в 25 км: огневые позиции, местоположение разрывов снарядов и ракет, перемещение техники. На определение координат источника звука или инфракрасного сигнала выстрела требуется всего 5 секунд. Эта информация тут же передается своим огневым средствам поражения — времени сменить позицию у противника практически не остается.
Даже при достаточно интенсивных действиях артиллерии противоборствующей стороны удается засечь почти все выстрелы и разрывы — этот показатель не опускается ниже 90 процентов. В целом, по оценкам специалистов, благодаря использованию комплекса 1Б75 «Пенициллин» эффективность ведения разведки увеличивается в 2–2,5 раза.
С этой птичкой не шутите!
В звене «рота–батальон» незаменимым помощником в бою стал переносной комплекс разведки и контроля стрельбы 1Л271 «Аистенок». Несмотря на то что впервые его показали в 2008 году на III Международном салоне вооружения и военной техники в Москве, он лишь несколько лет назад начал поступать на вооружение российской армии.
У «Аистенка» три главные задачи. Первая и основная — борьба с минометными подразделениями противника. Комплекс засекает мины калибра до 80–120 мм прямо в полете, автоматически определяя место падения и старта. В итоге появляется возможность нанести ответный удар.
Кроме того, «Аистенок» позволяет корректировать огонь своих орудий самых массовых калибров — 122–152 мм. Сведения о месте падения снарядов тут же обрабатываются и передаются артиллеристам. Наконец, РЛС «Аистенка» собирает и анализирует информацию о выдвижении бронированной и другой техники, что позволяет уничтожать ее на марше или в районах дислокации. Вся информация выводится на цветной дисплей пульта управления.
Дальность обнаружения в зависимости от цели составляет от 200 метров (практически на переднем крае) до 20 км. В частности, диапазон для эффективной борьбы с минометами противника составляет от 750 м до 5 км. Разрывы снарядов «Аистенок» фиксирует на расстоянии до 10 км. Сектор наблюдения с помощью антенны — 60 градусов. При этом комплекс является всепогодным, и точность получаемых данных не зависит от времени суток и освещенности.
Существенные плюсы — компактность и быстрый ввод в действие. В состав комплекса входят шесть элементов: приемопередатчик с антенной, пульт управления, опорно-поворотное устройство на треноге, блок первичной обработки информации, радиостанция и электрический агрегат. Все они соединяются набором кабелей. Перевозка может осуществляться по частям, а в боевой обстановке актуален вариант переноски самим расчетом комплекса. На приведение в состояние боеготовности требуется всего 5 минут.
Есть ли пути дальнейшего развития средств артиллерийской разведки? Безусловно. Наверняка можно ждать появления новых наземных комплексов. Несмотря на внедрение спутниковой аппаратуры и беспилотников, наибольшую надежность и эффективность в современном бою показывают именно наземные комплексы разведки и контроля стрельбы.